Судья Колосова Н.Е. Дело № 12-404/2017
РЕШЕНИЕ
22 ноября 2017 года г. Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Мельниковой А.В., рассмотрев жалобу Государственного учреждения Республики Коми «Детский Дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения Республики Коми «Детский Дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара,
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2017 года Государственное учреждение Республики Коми «Детский Дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, Государственное учреждение Республики Коми «Детский Дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара, не согласно с вынесенным по делу постановлением судьи, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения законного представителя Государственное учреждение Республики Коми «Детский Дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара Лебедева Е.Б., представителя административного органа Волянской Н.С., прихожу к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, специалистами управления государственного надзора Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми проведен плановый (рейдовый) осмотр с целью предупреждения, выявления и пресечения несанкционированного природопользования, а также проверки информации о нарушениях обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и (или) угрозе негативного воздействия на окружающую среду.
В ходе проведения осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> (географические координаты № ..."), расположенном по ул. ... не доезжая 500 м до ул. ... (слева) на площади около 10 м2 обнаружены навалы твердых бытовых отходов в виде досок, фанеры, веток, пластиковых бутылок, металла, кусков бетона и прочее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 34800 кв.м. передан на постоянное бессрочное пользование МОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3» г. Сыктывкара на основании постановления органа государственной исполнительной власти о предоставлении земельного участка № <Номер обезличен> от 18 мая 1998 года. Ориентир земельного участка – здание. Участок находится примерно в 1,26 км. от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <Адрес обезличен>.
Из акта осмотра № <Номер обезличен> от 24 июля 2017 года следует, что должностными лицами Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми проведено обследование мест несанкционированного размещения строительных и бытовых отходов на территории МО ГО «Сыктывкар», на вышеуказанном земельном участке с географическими координатами № <Номер обезличен>") на ул. ... не доезжая 500 м до ул. ... (слева) выявлены навалы ТБО (доски, фанера, металл, куски бетона и бытовые отходы) на площади около 10 кв.м. в 15 метрах от дороги.
По результатам проведения административного расследования 28 августа 2017 года старшим государственным инспектором Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в отношении Государственного учреждения Республики Коми «Детский Дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара составлен протокол № 11 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Привлекая Государственное учреждение Республики Коми «Детский Дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, судья исходил из доказанности нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Между тем, с выводом судьи согласиться нельзя в силу следующего.
Положения части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, предусматривают, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
По смыслу данной нормы объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами, по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на любой из стадий обращения с отходами или иными опасными веществами.
Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
В статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ под «отходами производства и потребления» понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под «обращением с отходами» понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 4 Федерального закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
По общему правилу право собственности на отходы, которые находятся на земельном участке, возникает у его собственника.
В то же время, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в установленном порядке (статья 226 Гражданского кодекса РФ).
В материалах дела имеются данные о том, что отходы образовались вследствие противоправных действий граждан (выбрасывания в не установленном для этих целей месте мусор), не являвшихся собственниками земельного участка, на котором выявлен строительный мусор и бытовые отходы.
В ходе производства по делу вопрос о том, из каких источников образовались отходы, выявленные в ходе осмотра должностным лицом административного органа, и кому они принадлежат, в должной мере невыяснен и в настоящее время такая возможность утрачена.
Согласно постановлению администрации МО ГО «Сыктывкар» № <Номер обезличен> от 06 сентября 2017 года постановление главы администрации г. Сыктывкара от 18 мая 1998 года № <Номер обезличен> в части предоставления земельного участка площадью 3,0 га Дому Детства № 3 Сыктывкарского городского управления образования в бессрочное (постоянное) пользование признано утратившим силу. Свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей <Номер обезличен> считать недействительным.
Состав административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
С учетом указанного, из материалов дела не следует, что в уставную деятельность Государственного учреждения Республики Коми «Детский Дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара входит выполнение мероприятий по экологической безопасности, в том числе соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в соответствии с предписаниями нормативных правовых актов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации административным органом не установлено, что именно Государственное учреждение Республики Коми «Детский Дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара допустил накопление, использование или размещение спорных отходов.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В статье 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5); лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также положения части 4 статьи 1.5 КоАП РФ постановление судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с прекращением производства по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2017 года.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения Республики Коми «Детский Дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения Республики Коми «Детский Дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Сыктывкара прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья И.Г. Пристром