дело № 2-2202/2022(УИД: 50RS0036-01-2022-002027-74)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2022 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.
при секретаре Крюковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисова Геннадия Григорьевича, Маринычевой Татьяны Михайловны, Гасилиной Ольги Сергеевны к Федеральному агентству лесного хозяйства Московской области, администрации Пушкинского городского округа Московской области, Кулакову Михаилу Анатольевичу об установлении границ земельного участка,
установил:
Борисов Г.Г., Маринычева Т.М., Гасилина О.С. обратились в суд с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства Московской области, администрации Пушкинского городского округа Московской области, Кулакову М.А. об установлении границ земельного участка.
В обосновании иска Борисов Г.Г., Маринычева Т.М., Гасилина О.С. указали, что им на основании различных правовых сделок принадлежат жилые помещения по адресу: <адрес>. Решением от 27.10.2021 №Р001-7242848443-50575510 отказано в предоставлении Государственных услуг «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда, а также несоответствием схемы расположения земельного участка. Из ответа Комитета лесного хозяйства от 17.01.2022 года следует, что указанный земельный участок имеет наложение границ на земли государственного лесного фонда, перевод из земель лесного фонда в земли населенных пунктов осуществляется по решению органа местного самоуправления. Земельный участок находится в зоне сложившейся застройки поселка Правдинский, но сейчас идет переоформление этих земель из категории лесных к землям поселения. Во внесудебном порядке сформировать земельный участок не представилось возможным, в связи с чем последовало обращение в суд. Просит установить внешние границы земельного участка при доме № по адресу: <адрес> (том.1, л.д.5-6).
В судебном заседании представитель истцов на основании доверенности Гудков С.И. (том.1, л.д.31-32) исковые требования уточнил, просил установить внешние границы земельного участка при доме № по адресу: <адрес> по варианту №2 экспертного заключения Ананина Н.В.. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержал, дополнил, что данный вариант соответствует фактическому землепользованию.
Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил возражения, в которых просил в иске отказать, поскольку согласно судебной экспертизе земельный участок истцов полностью расположен в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:13:0050202:315, не может быть признан объектом гражданских прав (том 2 л.д.3-5).
Представитель ответчика Администрации городского округа Пушкинского МО, ответчик Кулаков М.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее возражал против удовлетворения иска, поскольку земельный участок истцов расположен в границах земельного участка лесного фонда ( том 1 л.д.149-157).
Допрошенный в судебном заседании эксперт Ананин Н.В. свое экспертное заключение поддержал, дополнил, что при проведении экспертизы исходил из планов БТИ, а также фактического землепользование истцов, имеющихся на этом земельном участке построек. Разница в вариантах только в том, что по варианту №2 устраняется по старым заборам изломанность границ.
Суд, выслушав представителя истцов, объяснения эксперта, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
По смыслу ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" главным индивидуализирующим признаком земельного участка являются его границы, которые определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ст. 22 ч.10 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ считает согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 настоящей статьи случая.
Комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды, а также сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункты 2 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Указанные принципы конкретизированы в ряде норм земельного законодательства. Так, пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что согласно сведениям ЕГРН Борисов Г.Г. является собственником жилого помещения площадью 92,1 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 19.07.2018 года(том 1,л.д.13-14).
Гасилина О.С. является собственником жилого помещения площадью 22,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора дарения от 31.05.2019 года(том 1, л.д.4-5. Том 2 л.д.44-47).
Маринычева Т.М. является собственником 0,51 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (том 1 л.д.22,26-28,22).
Кулаков М.А. является собственником жилого помещения (части жилого дома) площадью 48 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> ( том 1 л.д. 19-21).
Также в материалы дела представлены решения судов о признании права на реконструированные строения и выделе долей жилого дома (том 1 л.д. 23-28), технический паспорт МОБТИ по состоянию на 10.09.2012 года ( том 2 л.д.32-43)
Земельный участок при вышеуказанном жилом доме не оформлялся, границы за домовладением не устанавливались, поскольку в этом истцам отказывалось, находится на землях лесного фонда ( том 1 л.д. 7-8).
На обращение истцов, из ответа Комитета лесного хозяйства Московской области от 17.01.2022 за №ТГ-33119 следует, что земельный участок истцов расположен в квартале 076 выделе 002 Московского учебно-опытного лесничества Учебноопытного участкового лесничества и в таксационном описании имеет характеристику «Лесной посёлок». В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 г.. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречии в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее - Федеральный закон 280-ФЗ), пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, статьей 9 Федерального закона от 04.12.2006 г. -№ 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» определено, что земли, на которых расположены вахтовые и иные временные поселки, созданные до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее - лесные поселки), подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». На основании статьи 6 Федерального закона 280-ФЗ, в целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества и возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа создается комиссия (далее: Комиссия). Решение вопроса возможно через включений территории лесного посёлка в состав земель населенных пунктов, через корректировку генерального плана муниципального образования( том 1 л.д.9).
Таким образом, из материалов дела следует, что истцы имеют на праве собственности объекты недвижимости, первоначально право на которые возникло на основании приватизации жилых помещений (том 2 л.д.36), которые, по сути, представляют собой (после раздела) части жилого дома, находящегося на землях лесного фонда с кадастровым номером №, но ранее относящегося к территории созданного до 01.01.2007 года вахтовому или временному поселку, которые подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Разрешая требования в части установления границ спорного земельного участка, суд учитывает следующее.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Статьями 2 и 3 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дорога и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда, но не исключается возможность предоставления их в пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Из положений частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
В данном случае границы спорного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, истцы как собственники вышеуказанных объектов недвижимости вправе определить внешние границы их домовладения, в том числе и для того, чтобы впоследствии просить перевести данные лесные земли в земли населенных пунктов.
Определением Пушкинского городского суда Московской области от 13 апреля 2022 года по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту Ананину Н.В. (л.д.34-35).
Согласно заключению Ананина Н.В., в присутствии сторон был произведено обследование земельного участка при домовладении, расположенному по адресу: <адрес>, дом.10. В результате обследования земельного участка установлено, что
границы земельного участка обозначены объектами искусственного происхождения (забор, стена строения), на участке расположен жилой дом. Экспертом составлен ситуационный план земельного участка по его фактическому пользованию, площадь которого составила 2326 кв.м. Земельный участок истцов полностью расположен в границах земельного участка с к.н.№ (земли лесного фонда). Экспертом было разработана два варианта установления границ, один из которых составлен на базе ситуационного плана земельного участка по его фактическому пользованию, второй по предложению сторон. По варианту №1 предлагается установить внешние границы участка в площади 2326 кв.м., с каталогом координат точек приведенных в таблице №2, исключив координаты точек, приведенных в таблице №3. По варианту №2 составленному по предложению истцов предлагается установить внешние границы участка в площади 2408 кв.м с каталогом координат точек приведенных в таблице №4, исключив координаты точек, приведенных в таблице №5.
Судебная экспертиза проведена в порядке, установленном ст. 84 ГПК РФ, заключение эксперта выполнено в соответствии с требованиями ст. 86 ГПК РФ, в связи с чем суд принимает результаты экспертного заключения и не усматривает, в данном случае, оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим значительный стаж работы в соответствующих областях экспертизы, рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями норм действующего законодательства РФ, на основании определения суда о поручении проведения экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертиза является полной и достоверной, компетентность эксперта сомнений не вызывает.
Суд считает возможным установить границы по варианту №2 экспертного заключения, по которому устраняется изломанность внешних границ земельного законодательства, что соответствует требованиям и принципам вышеизложенного земельного законодательства.
Также, как пояснил в судебном заседании эксперт Ананин Н.В., площадь земельного участка соответствует фактическому землепользованию, определялась, в том числе с учетом отраженного в планах БТИ фактического землепользования, что также видно из приложений к экспертизе на обзорных снимках ( том 1 л.д. 129).
Доводы Федерального агентства лесного хозяйства Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области о расположении указанного земельного участка на землях лесного фонда юридического значения не имеют, поскольку вопрос о праве на земельный участок данным решением не разрешается. Данный земельный участок не изменяет свою категорию и вид разрешенного использования, остается на землях лесного фонда. В то же время, в границы предыдущего земельного участка подлежат внесению изменения по границам сформированного земельного участка.
Представленная суду совокупность доказательств является достаточной для выводов суда об удовлетворении иска. Каких-либо доводов, влияющих на изложенные выводы суда, ответчиком не заявлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Борисова Геннадия Григорьевича, Маринычевой Татьяны Михайловны, Гасилиной Ольги Сергеевны к Федеральному агентству лесного хозяйства Московской области, администрации Пушкинского городского округа Московской области, Кулакову Михаилу Анатольевичу об установлении границ земельного участка удовлетворить.
Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по варианту №2 экспертного заключения Ананина Николая Владимировича, площадью 2408 кв.м., с границами:
Условное обозначение точки | Координаты МСК-50 | ||
Х | Y | горизонтальное проложение (м) | |
1 | 503096.44 | 2210868.67 | 5.62 |
2 | 503095.51 | 2210874.21 | 7.01 |
3 | 503094.77 | 2210881.18 | 6.21 |
4 | 503092.78 | 2210887.06 | 1.61 |
5 | 503092.11 | 2210888.52 | 15.06 |
6 | 503087.64 | 2210902.90 | 2.95 |
7 | 503084.80 | 2210903.68 | 2.65 |
8 | 503082.15 | 2210903.78 | 11.33 |
9 | 503081.34 | 2210915.08 | 9.18 |
10 | 503073.88 | 2210920.43 | 30.81 |
11 | 503043.07 | 2210920.21 | 17.28 |
12 | 503043.08 | 2210902.93 | 22.34 |
13 | 503048.13 | 2210881.17 | 13.02 |
14 | 503051.83 | 2210868.69 | 2.48 |
15 | 503051.76 | 2210866.21 | 3.02 |
16 | 503054.12 | 2210864.32 | 17.93 |
17 | 503072.04 | 2210863.66 | 15.44 |
18 | 503087.48 | 2210864.00 | 7.21 |
19 | 503094.36 | 2210866.15 | 3.27 |
Внести изменения в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, исключить из описания местоположения границ этого земельного участка, земельный участок площадью 2408 кв.м., со следующим каталогом координат точек, подлежащих исключению:
Условное обозначение точки | Координаты МСК-50 | |
Х | Y | |
1 | 503096.44 | 2210868.67 |
2 | 503095.51 | 2210874.21 |
3 | 503094.77 | 2210881.18 |
4 | 503092.78 | 2210887.06 |
5 | 503092.11 | 2210888.52 |
6 | 503087.64 | 2210902.90 |
7 | 503084.80 | 2210903.68 |
8 | 503082.15 | 2210903.78 |
9 | 503081.34 | 2210915.08 |
10 | 503073.88 | 2210920.43 |
11 | 503043.07 | 2210920.21 |
12 | 503043.08 | 2210902.93 |
13 | 503048.13 | 2210881.17 |
14 | 503051.83 | 2210868.69 |
15 | 503051.76 | 2210866.21 |
16 | 503054.12 | 2210864.32 |
17 | 503072.04 | 2210863.66 |
18 | 503087.48 | 2210864.00 |
19 | 503094.36 | 2210866.15 |
Решение является основанием для внесения сведений и изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме -01 декабря 2022 года.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья: Секретарь: