Дело №2а-327/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Южа Ивановская область 13 мая 2019 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Беляевой О.Н.,
с участием старшего помощника прокурора прокуратуры Южского района Габалини Я.Э.,
представителя административного истца по доверенности Шишкина А.Н.,
при секретаре Федосовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской административное дело по административному исковому заявлению ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Чернова М. Д., освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л :
Чернов М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, ранее судимый, осуждён:
- 25 февраля 2014 года Серпуховским городским судом Московской области по п. «в» ч.2 ст.158 УК РФ, п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ (2 преступления) с назначением, на основании ч.3 ст.69 УК РФ окончательного наказания по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний в виде лишения свободы сроком на 4 года в исправительной колонии строгого режима;
- 28 октября 2014 года Кинешемским городским судом Ивановской области по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ к 3 годам лишения свободы, на основании ч.3 и 5 ст.69 УК РФ путем частичного сложения с наказанием по приговору Серпуховского городского суда Московской области от 25 февраля 2014 года окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока наказания – 25 декабря 2013 года, окончание – 24 июня 2019 года.
Администрация ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Чернова М.Д. административного надзора, мотивируя это тем, что осужденный отбывает наказание за совершение, в том числе, трех тяжких преступлений при опасном рецидиве преступлений. Находясь в ФКУ СИЗО-3 г.Серпухов Московской области допускал нарушения, за что объявлено 3 выговора, один раз водворялся в карцер, находясь в СИЗО-2 г.Кинешма Ивановской области также допускал нарушения режима содержания. В ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области отбывает наказание с 20 января 2015 года, допустил ряд нарушений установленного порядка отбывания наказания, имеет поощрение, мероприятия воспитательного характера и занятия по социально-правовым вопросам посещает, реагирует удовлетворительно, имеет исполнительный лист, мер к погашению иска не принимает, в целом администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно. Просят установить Чернову М.Д. административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленные указанным органом дни 2 раз в месяц; запрет на пребывание вне места жительства или жилого помещения с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрета на выезд за установленные судом пределы территории.
В судебном заседании представитель административного истца - исправительного учреждения ИК-2 с. Талицы Шишкин А.Н. настаивая на требованиях, изложенных в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
При назначении дела к слушанию суд учёл мнение Чернова М.Д., который не изъявил желание участвовать в судебном заседании, известив осуждённого о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом без его участия. До начала судебного разбирательства по делу каких-либо ходатайств и (или) письменного отзыва от Чернова М.Д. в суд не поступило, свою позицию по существу заявленного иска до сведения суда осуждённый не довел.
Прокурор Габалиня Я.Э. административный иск ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Чернова М.Д. считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Выслушав представителя административного истца, прокурора, изучив представленные материалы и материалы личного дела осуждённого, суд приходит к следующим выводам:
в силу ч. 2 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее Закон), в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу ст.3 и п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, осуждённых за совершение преступлений при опасном или особо опасном рецидиве в их действиях, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ №64-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона N 64-ФЗ.
Независимо от оснований, предусмотренных в части 3 статьи 3 Закона, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего либо за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (далее - лица, указанные в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона об административном надзоре).
Из описательно-мотивировочной части обвинительного приговора Кинешемского городского суда Ивановской области от 28 октября 2014 года следует, что в действиях Чернова М.Д. признанного виновным в совершении тяжкого преступления, имеет место опасный рецидив преступлений, который был признан отягчающим наказание виновного обстоятельством.
В связи с изложенным, основания для установления административного надзора, предусмотренные ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ имеются, поскольку Чернов М.Д. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
В целях предупреждения совершения новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, суд, в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, считает необходимым установить Чернову М.Д. административный надзор после его освобождения из мест лишения свободы на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии со ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения преступлений (по п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ), судимость будет погашена по истечение восьми лет после отбытия наказания.
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определённых местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом в соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Из характеристики администрации ИК-2 следует, что Чернов М.Д. с 27.12.2013 года содержался в СИЗО-3 г.Серпухов где допустил 4 нарушения режима содержания, поощрений не имел, с 21.07.2014 года содержался в СИЗО-2 г.Кинешма где допустил 4 нарушения режима содержания, поощрений не имел. В ИК-2 с.Талицы отбывает наказание с 20 января 2015 года, допустил 5 нарушений установленного порядка отбывания наказания, имел 1 поощрение, мероприятия воспитательного характера и занятия по социально-правовым вопросам посещает, реагирует удовлетворительно, к работам без оплаты труда по ст.106 УИК РФ привлекается согласно графика, правила санитарии и личной гигиены соблюдает, на профилактическом учете не состоит, имеет исполнительный лист на сумме 29 817 рублей 46 копеек, иск не погашает, после освобождения намерен проживать по адресу: <адрес>, администрацией исправительного учреждения в целом характеризуется отрицательно.
В этой связи, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенных преступлений по приговору Кинешемского городского суда Ивановской области от 28.10.2014 года и по приговору Серпуховского городского суда Московской области от 25.04.2014 года, данные о личности Чернова М.Д., являющегося гражданином РФ, а также его поведение на протяжении отбытого срока наказания, для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, суд считает необходимым установить Чернову М.Д. административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Оснований для установления меньшего количества явок суд не усматривает.
Оценивая доводы административного истца об установлении осужденному административного ограничения в виде запрета на пребывание вне места жительства или жилого помещения с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут и запрета на выезд за установленные судом пределы территории суд учитывает, что установление подобных запретов должно соответствовать цели самого административного надзора, выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер. Перечень административных ограничений установлен Федеральным ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим. Их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
В связи с тем, преступления, за которые Чернов М.Д. был осуждён приговором Серпуховского городского суда Московской области от 25 февраля 2014 года были совершено им на территории Серпуховского района Московской области, то есть за пределами г.Кинешма Ивановской области, на территории которого он был зарегистрирован и проживал, в целях обеспечения индивидуального профилактического воздействия, предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, для обеспечения более эффективного контроля за поведением Чернова М.Д., который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, суд считает необходимым установить в отношении него административное ограничение в виде запрета на выезд за пределы территории муниципального района либо городского округа по избранному им месту жительства, то есть городского округа Кинешма Ивановской области.
Учитывая, что Чернов М.Д. по приговору Серпуховского городского суда Московской области от 25 февраля 2014 года совершил тяжкое преступление, предусмотренное п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ в ночное время суток (21 декабря 2013 года около 23.00 часов), суд считает необходимым применение административного ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося избранным местом жительства либо пребывания в ночное время суток, т.е. с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня. Поскольку такое административное ограничение, как запрет покидать место жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время, может негативно повлиять на трудовую деятельность осужденного после освобождения из мест лишения свободы, суд считает возможным установить данное ограничение за исключением случаев, если это связано с его трудовой деятельностью.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
Таким образом, если в дальнейшем Чернов М.Д. будет иметь место жительства или пребывания на иной территории, он сам или орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением об отмене административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу выезжать за пределы установленной территории, кроме того, орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении данного административного ограничения путем его конкретизации, то есть изменения пределов территории.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 272, 179-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ИК-2 ФКУ ОИК-11УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении Чернова М. Д. удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Чернова М. Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор на срок погашения судимости по приговору Кинешемского городского суда Ивановской области от 28 октября 2014 года, то есть на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить Чернову М.Д. административные ограничения:
- обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрет на выезд за пределы населенного пункта (территорию муниципального района (городского округа), то есть за пределы городского округа Кинешма Ивановской области;
- запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток – с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев, связанных с его трудовой деятельностью.
Начало срока административного надзора Чернову М.Д. исчислять со дня его постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Чернову М.Д. обязанность явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства (или пребывания) после освобождения из мест лишения свободы.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий подпись О.Н. Беляева
Решение в окончательной форме вынесено 13 мая 2019 года.