Дело №2-258/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2017 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.
при секретаре судебного заседания – Царенко С.С.
с участием представитель истца - Андрюшина И.Л., действующего на основании доверенности,
представитель ответчика УМВД России по городу Севастополю – Титоренко В.Г., действующего на основании доверенности,
представитель ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации– Титоренко В.Г., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда города Севастополя гражданское дело по исковому заявлению Герасимовой И.Е. к УМВД России по городу Севастополю, Управлению Федерального Казначейства России по г. Севастополю, Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с исковым заявлением, в котором просит взыскать в свою пользу с соответчика Управления Федерального Казначейства России по г. Севастополю из средств казны субъекта Российской Федерации города Федерального значения Севастополя в качестве компенсации морального вреда, причиненного вследствие бездействия сотрудников полиции ОМВД России по Гагаринскому району г. Севастополя при проведении доследственной проверки по заявлению Герасимовой И.Е., зарегистрированному по КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ 2014 года и уведомлении заявителя о ее результатах, с грубым нарушением норм уголовно-процессуального законодательства – денежные средства в размере 200000 руб., а также судебные расходы, понесенные истцом в связи с обращением с иском в суд.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, пояснив, что постановлением Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 декабря 2016 года, жалоба истца удовлетворена, признано незаконным бездействие сотрудников ОМВД России по Гагаринскому району г. Севастополя при проведении доследственной проверки и уведомлении заявителя Герасимовой И.Е. о ее результатах. Указанным незаконным бездействием истцу были причинены нравственные страдания, она длительное время испытывала волнения в связи с тем, что территориальный орган полиции не принимает решения по ее заявлению. Постановлением Гагаринского районного суда г. Севастополя установлена вина в бездействии сотрудников ОМВД. Моральные страдания истца произошли вследствие бездействия сотрудников полиции.
Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против удовлетворения искового заявления. Считает, что истцом суду не было представлено доказательств причинения физических и/или нравственных страданий, причиненных бездействием сотрудников полиции. Кроме того, не доказана причинно-следственная связь между данными последствиями и бездействием сотрудников ОМВД России по Гагаринскому району города Севастополя.
Иные стороны в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
В письменных пояснениях Управление Федерального Казначейства России по г. Севастополю также возражало против удовлетворения иска.
С учетом мнения представителей истца, ответчиков, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения и доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 декабря 2016 года жалоба истца в порядке ст. 125 УПК РФ удовлетворена, признано незаконным бездействие сотрудников ОМВД России по Гагаринскому району г. Севастополя при проведении доследственной проверки и уведомлении заявителя Герасимовой И.Е. о результатах. Начальник ОМВД России по Гагаринскому району г. Севастополя обязан устранить допущенные нарушения, а именно, принять исчерпывающие меры по проведению полной, всесторонней проверки и вынести законное и обоснованное процессуальное решение, также принять меры к недопущению фактов несвоевременного уведомления заявителя о принятом в порядке ст. 145 ГПК РФ решении.
Статья 53 Конституции РФ гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
в иных случаях, предусмотренных законом.
Частью 1 ст. 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Перечень нематериальных благ закреплен в ст. 150 ГК РФ, в соответствии с которой к ним относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии с п. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п. 1 указанной статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 ГК РФ.
Обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда в соответствии со ст. 1069 ГК РФ являются: наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Следовательно, законом регламентированы специальные условия и порядок возмещения вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу указанных норм, а также ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец, полагавший, что незаконными действиями (бездействием) должностных лиц прокуратуры, органов дознания и следствия, ему причинен вред, обязан, в силу положений ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказать ряд обстоятельств: факт причинения ему вреда, размер вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом. Отсутствие одного из названных элементов является основанием для отказа в иске.
Доказательств, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между действиями государственных органов и нравственными страданиями, причиненными истцу, предоставлено не было.
Доводы истца о том, что само по себе нарушение государственными органами действующего законодательства, нарушает права истца и является достаточным основанием для взыскания компенсации морального вреда, отклоняются судом в связи со следующим.
Действующее законодательство не предусматривает возможности компенсации морального вреда потерпевшему в случае признания бездействия (действий) следователя, дознавателя незаконными в порядке ст. 125 УПК РФ, и сам по себе факт признания незаконным бездействия (действий, решений) правоохранительных органов безусловным основанием для компенсации морального вреда не является.
Из ст. 151 ГК РФ, следует, что законодатель установил ответственность в виде компенсации морального вреда, лишь за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе - ст. 1100 ГК РФ.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания возлагается на ту сторону, которая ссылается на соответствующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" истцом должны быть приведены доказательства, подтверждающие факт причинения ему нравственных и физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, какие конкретно нравственные и физические страдания перенесены истцом и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Процессуальное нарушение, допущенное ОМВД России по Гагаринскому района г. Севастополя, должно быть устранено в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
Доказательств причинения правоохранительными органами истцу морального вреда, нарушения его прав, гарантированных Конституцией РФ, не представлено. Сам по себе факт признания действий, решений правоохранительных органов незаконными безусловным основанием для компенсации морального вреда не является, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности компенсации морального вреда потерпевшему в случае признания действий (бездействий) дознавателя, следователя незаконными в порядке ст. 125 УПК РФ. В связи с этим, требования истца о компенсации морального вреда, заявленные в порядке ст. 1069 ГК РФ, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Мотивированное решение суда изготовлено 24.03.2017.
Председательствующий –