Дело № 33-1984/2020
№ 2-8287/2019
72RS0025-01-2019-007551-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень 13 мая 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.,
судей: Жегуновой Е.Е., Малининой Л.Б.,
при секретаре Бекшеневе Р.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», Правительства Тюменской области на решение Центрального районного суда города Тюмени от 19 декабря 2019 года, которым постановлено:
«Иск Засыпкина А.И. удовлетворить.
Признать за Засыпкиным А.И. право на предоставление жилого помещения по договору социального найма за счёт средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» по категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в Тюменском муниципальном районе, в категории – инвалиды и участники боевых действий на территории других государств, из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Засыпкину А.И. жилое помещение по категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в Тюменском муниципальном районе, из государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям.
Обязать Администрацию Тюменского муниципального района заключить с Засыпкиным А.И. договор социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Засыпкин А.И. обратился в суд с иском (с учётом уточнений) к Государственному автономному учреждению Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», Администрации Тюменского муниципального района, Правительству Тюменской области о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма за счёт средств федерального бюджета, возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставить жилое помещение из государственного жилищного фонда Тюменской области, возложении обязанности на Администрацию Тюменского района заключить договор социального найма жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Засыпкин А.И. с составом семьи из 4 человек состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории «Инвалиды и участники ВОВ, инвалиды и участники боевых действий на территории других государств, в соответствии с ФЗ «О ветеранах». По состоянию на 22 августа 2018 года номер его очереди – 4. Приказом от 11 декабря 2018 года он был снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с утратой основания, дающего право на получение жилого помещения по договору социального найма. Считает приказ незаконным, поскольку в нём не указаны причины снятия его с учёта. Он с членами семьи проживает в доме, в котором зарегистрировано 9 человек, поэтому на одного проживающего приходится 11,7 кв.м. жилой площади.
Истец Засыпкин А.И. в судебное заседание при надлежащем извещении не явился.
Представитель истца Алексеева И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г.Тюмени Троегубова Ю.Ю., представитель ответчика Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» Зёма А.В. возражали против удовлетворения иска.
Представитель ответчика Администрации Тюменского района, Правительства Тюменской области, третьи лица Кондратьев А.Ю., Засыпкина Н.А., Кондратьева Т.Ю. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны ответчики Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», Правительство Тюменской области.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что не согласен с решением суда, поскольку истец и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения, превышающую минимальный размер площади жилого помещения на одного человека. В собственности супруги истца Засыпкиной Н.А. имеется жилое помещение по адресу: <.......> площадью 50,2 кв.м, таким образом, на каждого члена семьи истца приходится 12,55 кв.м. данного помещения. В собственности дочери истца Киселевой О.Ю. имеется жилое помещение по адресу: <.......> площадью 107,4 кв.м., в котором имеют регистрацию 9 человек, в том числе Засыпкина Н.А. Полагает, что обеспеченность Засыпкиной Н.А. составляет 48,35 кв.м. (107,4/3=35,8 кв.м. +12,55 кв.м.). Таким образом, обеспеченность семьи истца площадью жилого помещения составляет 86 кв.м. (50,2 кв.м. + 35,8 кв.м.), на каждого члена семьи приходится 21,5 кв.м. (86/4). Полагает, что суд неверно учёл всех зарегистрированных граждан в доме, поскольку членами семьи собственника являются только трое.
В апелляционной жалобе Правительство Тюменской области просит отменить решение суда и принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что не согласен с решением суда, также ссылаясь на обеспеченность семьи истца площадью жилого помещения в общей сложности 86 кв.м. Полагает, что судом необоснованно удовлетворено требование истца о предоставлении жилого помещения за счёт средств федерального бюджета, поскольку в соответствии со ст.16 ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий, вставшие на учёт до 01 января 2005 года, обеспечиваются жильём за счёт средств федерального бюджета, а ветераны, вставшие на учёт после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Истец постановлен на учёт 16 февраля 2007 года, поэтому подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», который не предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений. В соответствии с действующим законодательством жилое помещение предоставляется в порядке очередности исходя из времени принятия на учёт. Также считает, что судом необоснованно возложена на Правительство Тюменской области обязанность по предоставлению истцу жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области. Правительство Тюменской области в рамках предоставленных ему полномочий имеет право распоряжаться жилым фондом Тюменской области, но не государственным жилищным фондом. Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», также предусматривает обеспечение жильём из жилищного фонда Тюменской области.
От Администрации Тюменского муниципального района поступил отзыв на апелляционные жалобы, в которых он просит об удовлетворении жалоб.
От истца Засыпкина А.И. поступили возражения на апелляционную жалобу Правительства Тюменской области, в которых он просит оставить жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционных жалоб, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с 16 февраля 2007 года Засыпкин А.И. с составом семьи из 4 человек состоял на учёте граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда Тюменской области по категории "ветеран боевых действий на территории других государств" (л.д.9).
Приказом от 11 декабря 2018 года №159-У Засыпкин А.И. снят с учёта граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма в связи с утратой основания, дающего право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.15 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области (л.д.7).
В силу пп.3 п.1 ст.16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий, вставшие на учёт до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, имеют граждане из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны, инвалидов и участников боевых действий на территориях других государств в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В силу п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из указанных норм права следует, что Засыпкин А.И. вправе получить жилое помещение по договору социального найма из жилищного фонда Тюменской области по категории «участник боевых действий на территориях других государств» при условии нахождения на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, в порядке очерёдности исходя из времени принятия их на учёт.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 05 марта 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления Засыпкина А.И. о признании незаконным приказа от 11 декабря 2018 года №159-У о снятии его с учёта граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности рассмотреть заявление на получение жилого помещения по договору социального найма отказано (л.д.30-32).
Определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 13 мая 2019 года, решение Тюменского районного суда Тюменской области отменено, производство по административному делу по административному исковому заявлению прекращено по тем основаниям, что заявление не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, при этом Засыпкину А.И. разъяснено о возможности обращения в суд в установленном законом порядке, по правилам ГПК РФ (л.д.33)
Приказ от 11 декабря 2018 года №159-У о снятии Засыпкина А.И. с учёта граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в установленном законом порядке истцом не обжалован, вопрос о законности данного приказа предметом рассмотрения данного дела не являлся.
В этой связи вывод суда первой инстанции о нуждаемости истца в жилом помещении является преждевременным, поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает дело в пределах заявленных требований.
Кроме того, жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, в порядке очерёдности исходя из времени принятия их на учёт. Внеочередной порядок предоставления жилого помещения по договорам социального найма вышеуказанным законом не предусмотрен (ст.22 Закона).
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания за Засыпкиным А.И. права на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма вне, а также возложения на Правительство Тюменской области обязанности по предоставлению истцу жилого помещения без соблюдения принципа очерёдности.
При таких обстоятельствах решение Центрального районного суда города Тюмени от 19 декабря 2019 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Засыпкина А.И. в полном объёме.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от 19 декабря 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Засыпкина А.И. к Государственному автономному учреждению Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», Администрации Тюменского муниципального района, Правительству Тюменской области о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма за счёт средств федерального бюджета, возложении обязанности предоставить жилое помещение из государственного жилищного фонда Тюменской области и заключить договор социального найма жилого помещения отказать.
Председательствующий подпись
Судьи коллегии: подписи
Копия верна.
Судья