Решение по делу № 2а-912/2019 от 17.07.2019

Дело № 2а-912/2019

    УИД: 24RS0059-01-2019-001060-30

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

20 августа 2019 года                                   п. Шушенское

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Кононова С.С.

при секретаре Рощупкиной А.А.

с участием административного истца Вермеличева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вермеличев С.В. к администрации Шушенского района о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду,

УСТАНОВИЛ:

Вермеличев С.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит признать отказ администрации Шушенского района Красноярского края от 13.05.2019 № 658 незаконным. Обязать администрацию Шушенского района предоставить ему в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 2616834 кв.м. с кадастровым номером 24:42:0601005:281, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Красноярский край, Шушенский район, территория Субботинского сельсовета, в границах кадастрового квартала 24:42:0601005. Обязать администрацию Шушенского района предоставить ему в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 3146366 кв.м. с кадастровым номером 24:42:0000000:8246, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Красноярский край, Шушенский район, территория Субботинского сельсовета, вблизи п. Майский.

Требования истца мотивированы тем, что им было подано заявление о предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков. Исходя из содержания ответа администрации Шушенского района от 13.05.2019 № 658 следует, что предоставить указанные земельные участки невозможно в связи с тем, что на них находятся лесные насаждения, в связи с чем, их использовать с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного использования» не представляется возможным. Истец полагает, что действиями администрации Шушенского района нарушаются его права, т.к. оснований для принятия подобного решения нет.

Административный истец Вермеличев С.В. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме, сославшись на изложенные в нем доводы, дополнительно пояснив суду, что является главой крестьянско-фермерского хозяйства, и обратился с заявлениями о предоставлении земли как глава КФХ. У него уже есть земельные участки в Веселых Ключах и Ермаковском районе. Земли необходимы ему для разведения маралов. Участвует в программе развития сельского хозяйства, но документов не имеет.

Представители административного ответчика администрации Шушенского района и заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Красноярского края, надлежаще извещенные о судебном разбирательстве, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, их участие в процессе не является обязательным в силу закона, и не признавалось судом обязательным, в связи с чем, суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников.

Глава Шушенского района Керзик А.Н. представил суду отзыв на иск, в котором прочил суд отказать Вермеличеву С.В. в исковых требованиях, ссылаясь на то, что 04.02.2019 прокуратурой Шушенского района вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства о защите конкуренции.

Учитывая, что на предоставленных земельных участках произрастают лесные насаждения, администрация района направила арендаторам соглашения о расторжении договоров аренды земельных участком.

Выслушав административного истца, исследовав и огласив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Статьей 77 ЗК РФ закреплено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (п.1 ст.1).

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (п.1 ст.10).

В силу ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В соответствии с п.1 ст. Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.

Виды использования лесов определены ст.25 Лесного кодекса РФ к их числу относится, в том числе, ведение сельского хозяйства.

    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что администрацией Шушенского района 13 мая 2019 года Вермеличеву С.В. было отказано в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 24:42:0601005:281 и 24:42:0000000:8246, в связи с тем, на них находятся лесные насаждения. использовать указанные участки с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного использования» не представляется возможным.

    Из Выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 22.05.2019 следует, что:

    - земельный участок площадью 2616834 +/- 14155 кв.м. с кадастровым номером 24:42:0601005:281 по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Шушенский район, территория Субботинского сельсовета, в границах кадастрового квартала 24:42:0601005,

    - земельный участок площадью 3146366 +/- 23705 кв.м. с кадастровым номером 24:42:0000000:8246 по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Шушенский район, территория Субботинского сельсовета, вблизи п. Майский,

    поставлены на кадастровый учет, отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – сельскохозяйственное использование.

    Ограничения прав и обременение объектов недвижимости отсутствуют.

    Из представления прокурора Шушенского района, внесенного администрации Шушенского района от 04.02.2019 следует, что при проведении проверки установлено, что на территории Шушенского района на землях сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования, имеются множество земельных участков, покрытых лесными насаждениями, которые не отнесены к государственному лесному фонду и не включены в генеральный план муниципального образования, т.е. поставлены на кадастровый учет и являются бесхозяйными лесными участками, лесоустройство и землеустроительные работы на данной территории органами местного самоуправления не проведены.

    В ходе судебного разбирательства также было установлено отсутствие сведений о включении этих земельных участков в государственный лесной фонд, или в генеральный план муниципального образования, доказательств обратному административным ответчиком в судебное заседание не представлено.

    Таким образом, отказывая административном истцу в предоставлении вышеприведенных земельных участков в аренду по указанному основанию администрация Шушенского района сослалась на основания, не соответствующие фактическим обстоятельствам отказа и категории испрашиваемых земельных участков, поскольку из материалов дела следует, что спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного использования, в настоящее время из оборота не изъяты и не ограничены в нем.

Пунктом 1 ст.79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

      В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

    Таким образом, ни Земельный кодекс РФ ни Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ не содержит таких оснований к отказу в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, как наличие на них лесов, в связи с чем, произрастание на данных земельных участках лесных насаждений в указанном случае правового значения не имеет.

    Учитывая приведенные обстоятельства отказ административного ответчику Вермеличеву С.В. в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 24:42:0601005:281; 24:42:0000000:8246 по тому основанию, что на них находятся лесные насаждения, является незаконным, поскольку не соответствует нормам земельного законодательства и фактическим обстоятельствам, в связи с чем, требования административного истца в части признания его незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению, при этом, в целях восстановления нарушения прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность о повторном рассмотрении заявления Вермеличева С.В. о предоставлении земельных участков в аренду в установленном законом порядке.

    Наряду с указанным административный истец просил суд возложить обязанность на администрацию Шушенского района о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 24:42:0601005:281; 24:42:0000000:8246.

    Разрешая заявленные требования в данной части, суд руководствуется следующим.

В соответствии с п.8 ст.10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

Согласно п..п. 1 и 4 ст.39.18 ЗКТ РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

-обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

-принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

    По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Закон об обороте не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц.

Таким образом, заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

     Принимая во внимание, что определение процедуры предоставления земельных участков должно производиться органом местного самоуправления при соблюдении интересов муниципального образования и обеспечения гарантий равных возможностей заинтересованных лиц на приобретение земельного участка, то есть путем проведения торгов (аукционов), суд полагает, что заявленные требования о возложении на административного ответчика обязанности предоставить Вермеличеву С.В. в аренду указанные земельные участки, являются преждевременными, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

                                                    РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Вермеличева С.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации Шушенского района Красноярского края от 13.05.2019 № 658 в предоставлении Вермеличев С.В. в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 24:42:0000000:8246, 24:42:0601005:281.

Обязать администрацию Шушенского района повторно рассмотреть заявление Вермеличев С.В. о предоставлении ему в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 24:42:0000000:8246, 24:42:0601005:281, в установленном законом порядке.

В остальной части административного иска Вермеличева С.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.

Председательствующий                                   С.С. Кононов

Решение в окончательной форме изготовлено 22 августа 2019 года.

Решение не вступило в законную силу

2а-912/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Вермеличев Сергей Владимирович
Ответчики
Администрация Шушенского района
Другие
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Суд
Шушенский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
shush.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация административного искового заявления
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Подготовка дела (собеседование)
22.03.2020Рассмотрение дела начато с начала
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее