Дело № 2а-912/2019
УИД: 24RS0059-01-2019-001060-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2019 года п. Шушенское
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Кононова С.С.
при секретаре Рощупкиной А.А.
с участием административного истца Вермеличева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вермеличев С.В. к администрации Шушенского района о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду,
УСТАНОВИЛ:
Вермеличев С.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит признать отказ администрации Шушенского района Красноярского края от 13.05.2019 № 658 незаконным. Обязать администрацию Шушенского района предоставить ему в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 2616834 кв.м. с кадастровым номером 24:42:0601005:281, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Красноярский край, Шушенский район, территория Субботинского сельсовета, в границах кадастрового квартала 24:42:0601005. Обязать администрацию Шушенского района предоставить ему в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 3146366 кв.м. с кадастровым номером 24:42:0000000:8246, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: Красноярский край, Шушенский район, территория Субботинского сельсовета, вблизи п. Майский.
Требования истца мотивированы тем, что им было подано заявление о предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков. Исходя из содержания ответа администрации Шушенского района от 13.05.2019 № 658 следует, что предоставить указанные земельные участки невозможно в связи с тем, что на них находятся лесные насаждения, в связи с чем, их использовать с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного использования» не представляется возможным. Истец полагает, что действиями администрации Шушенского района нарушаются его права, т.к. оснований для принятия подобного решения нет.
Административный истец Вермеличев С.В. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме, сославшись на изложенные в нем доводы, дополнительно пояснив суду, что является главой крестьянско-фермерского хозяйства, и обратился с заявлениями о предоставлении земли как глава КФХ. У него уже есть земельные участки в Веселых Ключах и Ермаковском районе. Земли необходимы ему для разведения маралов. Участвует в программе развития сельского хозяйства, но документов не имеет.
Представители административного ответчика администрации Шушенского района и заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Красноярского края, надлежаще извещенные о судебном разбирательстве, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, их участие в процессе не является обязательным в силу закона, и не признавалось судом обязательным, в связи с чем, суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников.
Глава Шушенского района Керзик А.Н. представил суду отзыв на иск, в котором прочил суд отказать Вермеличеву С.В. в исковых требованиях, ссылаясь на то, что 04.02.2019 прокуратурой Шушенского района вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства о защите конкуренции.
Учитывая, что на предоставленных земельных участках произрастают лесные насаждения, администрация района направила арендаторам соглашения о расторжении договоров аренды земельных участком.
Выслушав административного истца, исследовав и огласив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Статьей 77 ЗК РФ закреплено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (п.1 ст.1).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (п.1 ст.10).
В силу ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
В соответствии с п.1 ст. Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.
Виды использования лесов определены ст.25 Лесного кодекса РФ к их числу относится, в том числе, ведение сельского хозяйства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что администрацией Шушенского района 13 мая 2019 года Вермеличеву С.В. было отказано в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 24:42:0601005:281 и 24:42:0000000:8246, в связи с тем, на них находятся лесные насаждения. использовать указанные участки с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного использования» не представляется возможным.
Из Выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 22.05.2019 следует, что:
- земельный участок площадью 2616834 +/- 14155 кв.м. с кадастровым номером 24:42:0601005:281 по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Шушенский район, территория Субботинского сельсовета, в границах кадастрового квартала 24:42:0601005,
- земельный участок площадью 3146366 +/- 23705 кв.м. с кадастровым номером 24:42:0000000:8246 по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Шушенский район, территория Субботинского сельсовета, вблизи п. Майский,
поставлены на кадастровый учет, отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – сельскохозяйственное использование.
Ограничения прав и обременение объектов недвижимости отсутствуют.
Из представления прокурора Шушенского района, внесенного администрации Шушенского района от 04.02.2019 следует, что при проведении проверки установлено, что на территории Шушенского района на землях сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования, имеются множество земельных участков, покрытых лесными насаждениями, которые не отнесены к государственному лесному фонду и не включены в генеральный план муниципального образования, т.е. поставлены на кадастровый учет и являются бесхозяйными лесными участками, лесоустройство и землеустроительные работы на данной территории органами местного самоуправления не проведены.
В ходе судебного разбирательства также было установлено отсутствие сведений о включении этих земельных участков в государственный лесной фонд, или в генеральный план муниципального образования, доказательств обратному административным ответчиком в судебное заседание не представлено.
Таким образом, отказывая административном истцу в предоставлении вышеприведенных земельных участков в аренду по указанному основанию администрация Шушенского района сослалась на основания, не соответствующие фактическим обстоятельствам отказа и категории испрашиваемых земельных участков, поскольку из материалов дела следует, что спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного использования, в настоящее время из оборота не изъяты и не ограничены в нем.
Пунктом 1 ст.79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Таким образом, ни Земельный кодекс РФ ни Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ не содержит таких оснований к отказу в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, как наличие на них лесов, в связи с чем, произрастание на данных земельных участках лесных насаждений в указанном случае правового значения не имеет.
Учитывая приведенные обстоятельства отказ административного ответчику Вермеличеву С.В. в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 24:42:0601005:281; 24:42:0000000:8246 по тому основанию, что на них находятся лесные насаждения, является незаконным, поскольку не соответствует нормам земельного законодательства и фактическим обстоятельствам, в связи с чем, требования административного истца в части признания его незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению, при этом, в целях восстановления нарушения прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность о повторном рассмотрении заявления Вермеличева С.В. о предоставлении земельных участков в аренду в установленном законом порядке.
Наряду с указанным административный истец просил суд возложить обязанность на администрацию Шушенского района о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 24:42:0601005:281; 24:42:0000000:8246.
Разрешая заявленные требования в данной части, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п.8 ст.10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
Согласно п..п. 1 и 4 ст.39.18 ЗКТ РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
-обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
-принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Закон об обороте не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц.
Таким образом, заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что определение процедуры предоставления земельных участков должно производиться органом местного самоуправления при соблюдении интересов муниципального образования и обеспечения гарантий равных возможностей заинтересованных лиц на приобретение земельного участка, то есть путем проведения торгов (аукционов), суд полагает, что заявленные требования о возложении на административного ответчика обязанности предоставить Вермеличеву С.В. в аренду указанные земельные участки, являются преждевременными, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Вермеличева С.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации Шушенского района Красноярского края от 13.05.2019 № 658 в предоставлении Вермеличев С.В. в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 24:42:0000000:8246, 24:42:0601005:281.
Обязать администрацию Шушенского района повторно рассмотреть заявление Вермеличев С.В. о предоставлении ему в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 24:42:0000000:8246, 24:42:0601005:281, в установленном законом порядке.
В остальной части административного иска Вермеличева С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.
Председательствующий С.С. Кононов
Решение в окончательной форме изготовлено 22 августа 2019 года.
Решение не вступило в законную силу