Решение по делу № 2-287/2022 от 23.05.2022

Дело № 2-287/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 июля 2022 года                                    город Шагонар

Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ондар С.Ч.,

при секретаре Кежикей К.А.,

с участием помощника прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва Карыма А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» об устранении нарушений требований федерального законодательства,

у с т а н о в и л:

И.о. прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» об устранении нарушений требований федерального законодательства. В обоснование искового заявления указывает на то, что прокуратурой Улуг-Хемского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, по результатам которых выявлены отдельные нарушения закона. На поднадзорной территории имеется гидротехническое сооружение - защитная дамба в с. Ийи-Тал. 13.09.2021 года зарегистрировано право собственности администрации кожууна на гидротехническое сооружение и земельный участок, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Дамба в с.Ийи-Тал находится в собственности муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», эксплуатирующей организации не имеется, в связи с чем, обязанность по обеспечению безопасности дамбы возлагается на собственника. Обязанность по обеспечению безопасности дамбы должна быть возложена на администрацию Улуг-Хемского кожууна как на исполнительно-распорядительный орган, который согласно ст. 29 Устава Улуг-Хемского кожууна осуществляет владение, пользование, распоряжение от имени муниципального района имуществом, находящимся в собственности муниципального района. Прокуратурой района в ноябре 2021 года председателю администрации Улуг-Хемского кожууна внесено представление об устранении нарушений закона и принятии мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое оставлено без удовлетворения. Согласно акту проверки, подписанному главным специалистом по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации Улуг-Хемского кожууна РТ ФИО1., администрацией Улуг-Хемского района меры по исполнению обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения не приняты, а именно: в орган государственного надзора не представлена декларация безопасности для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений; не разработаны критерии безопасности, а также правила эксплуатации гидротехнического сооружения; не разработан и не принят правовой акт, содержащий комплекс мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Бездействие администрации Улуг-Хемского кожууна РТ по непринятию вышеуказанных мер может привести к аварии гидротехнического сооружения, невозможности обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера (наводнений), что может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Выявленные нарушения затрагивают интересы граждан, проживающих и не проживающих на территории кожууна, идентифицировать которых невозможно, следовательно, затрагивают интересы неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва устранить нарушения федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений путем принятия следующих мер по обеспечению безопасности защитной дамбы в с. Ийи-Тал в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу: представить в орган государственного надзора декларацию безопасности для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений; разработать критерии безопасности, а также правила эксплуатации; разработать и принять правовой акт, содержащий комплекс мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Карыма А.Э. иск полностью поддержал по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика в судебное заседания не явился, был извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, поэтому в отношении него дело рассматривается в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» данный объект - защитная дамба на р. Енисей у с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна является гидротехническим сооружением.

Статьей 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения. Так, собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 19 Федерального закона № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются эксплуатация гидротехнического сооружения без соответствующего разрешения; невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений; нарушение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 117-ФЗ и требованиями Положения «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1898, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.

Согласно статье 8 Федерального закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется, в том числе, представлением деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

В силу положений статьи 7 Федерального закона Федерального закона № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Так, в соответствии со ст. 29 Устава муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», администрация кожууна осуществляет владение, пользование, распоряжение от имени муниципального района имуществом, находящимся в собственности муниципального района.

Установлено, что правообладателем на праве собственности гидротехнического сооружения – защитная дамба на р. Енисей у с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна является Администрация муниципального района «Улуг-Хемский кожууна Республики Тыва», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Проверкой, проведенной прокуратурой Улуг-Хемского района, с участием главного специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от 05 марта 2022 года установлены нарушения при эксплуатации защитной дамбы на р. Енисей у с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна, а именно: в орган государственного надзора не представлена декларация безопасности для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений; не разработаны критерии безопасности, а также правила эксплуатации гидротехнического сооружения; не разработан и не принят правовой акт, содержащий комплекс мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Суду доказательств того, что ответчик предпринял меры по устранению нарушений федерального законодательства, не представлены.

В связи с этим, суд считает, что ответчик, не исполняет обязанности по устранению нарушений федерального законодательства по обеспечению безопасного содержания и обслуживания гидротехнических сооружений, в связи с чем, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, и тем самым, нарушаются права неопределенного круга лиц, которые могут находиться в районе указанного гидротехнического сооружения,

С учетом изложенного, суд считает, что со стороны ответчика имеются нарушения требований, поэтому суд полагает, что требование и.о.прокурора о возложении на ответчиков обязанности устранить вышеуказанные требования федерального законодательства, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление и.о. прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» об устранении нарушений требований федерального законодательства, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» устранить нарушения федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений путем принятия следующих мер по обеспечению безопасности защитной дамбы в с. Ийи-Тал в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- представить в орган государственного надзора декларацию безопасности для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений;

- разработать критерии безопасности, а также правила эксплуатации;

- разработать и принять правовой акт, содержащий комплекс мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

- создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий                       С.Ч. Ондар

2-287/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Улуг-Хемского района
Ответчики
Администрация Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва
Суд
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва
Судья
Ондар Светлана Чамыяновна
Дело на странице суда
ulug-hemskiy.tva.sudrf.ru
23.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2022Передача материалов судье
27.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2022Судебное заседание
05.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2022Дело оформлено
20.08.2022Дело передано в архив
05.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее