Дело № 2-287/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 июля 2022 года город Шагонар
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ондар С.Ч.,
при секретаре Кежикей К.А.,
с участием помощника прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва Карыма А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» об устранении нарушений требований федерального законодательства,
у с т а н о в и л:
И.о. прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» об устранении нарушений требований федерального законодательства. В обоснование искового заявления указывает на то, что прокуратурой Улуг-Хемского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, по результатам которых выявлены отдельные нарушения закона. На поднадзорной территории имеется гидротехническое сооружение - защитная дамба в с. Ийи-Тал. 13.09.2021 года зарегистрировано право собственности администрации кожууна на гидротехническое сооружение и земельный участок, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Дамба в с.Ийи-Тал находится в собственности муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», эксплуатирующей организации не имеется, в связи с чем, обязанность по обеспечению безопасности дамбы возлагается на собственника. Обязанность по обеспечению безопасности дамбы должна быть возложена на администрацию Улуг-Хемского кожууна как на исполнительно-распорядительный орган, который согласно ст. 29 Устава Улуг-Хемского кожууна осуществляет владение, пользование, распоряжение от имени муниципального района имуществом, находящимся в собственности муниципального района. Прокуратурой района в ноябре 2021 года председателю администрации Улуг-Хемского кожууна внесено представление об устранении нарушений закона и принятии мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое оставлено без удовлетворения. Согласно акту проверки, подписанному главным специалистом по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации Улуг-Хемского кожууна РТ ФИО1., администрацией Улуг-Хемского района меры по исполнению обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения не приняты, а именно: в орган государственного надзора не представлена декларация безопасности для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений; не разработаны критерии безопасности, а также правила эксплуатации гидротехнического сооружения; не разработан и не принят правовой акт, содержащий комплекс мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Бездействие администрации Улуг-Хемского кожууна РТ по непринятию вышеуказанных мер может привести к аварии гидротехнического сооружения, невозможности обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера (наводнений), что может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Выявленные нарушения затрагивают интересы граждан, проживающих и не проживающих на территории кожууна, идентифицировать которых невозможно, следовательно, затрагивают интересы неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва устранить нарушения федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений путем принятия следующих мер по обеспечению безопасности защитной дамбы в с. Ийи-Тал в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу: представить в орган государственного надзора декларацию безопасности для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений; разработать критерии безопасности, а также правила эксплуатации; разработать и принять правовой акт, содержащий комплекс мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Карыма А.Э. иск полностью поддержал по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседания не явился, был извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, поэтому в отношении него дело рассматривается в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» данный объект - защитная дамба на р. Енисей у с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна является гидротехническим сооружением.
Статьей 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения. Так, собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 19 Федерального закона № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются эксплуатация гидротехнического сооружения без соответствующего разрешения; невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений; нарушение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 117-ФЗ и требованиями Положения «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1898, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.
Согласно статье 8 Федерального закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется, в том числе, представлением деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
В силу положений статьи 7 Федерального закона Федерального закона № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Так, в соответствии со ст. 29 Устава муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», администрация кожууна осуществляет владение, пользование, распоряжение от имени муниципального района имуществом, находящимся в собственности муниципального района.
Установлено, что правообладателем на праве собственности гидротехнического сооружения – защитная дамба на р. Енисей у с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна является Администрация муниципального района «Улуг-Хемский кожууна Республики Тыва», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Проверкой, проведенной прокуратурой Улуг-Хемского района, с участием главного специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от 05 марта 2022 года установлены нарушения при эксплуатации защитной дамбы на р. Енисей у с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна, а именно: в орган государственного надзора не представлена декларация безопасности для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений; не разработаны критерии безопасности, а также правила эксплуатации гидротехнического сооружения; не разработан и не принят правовой акт, содержащий комплекс мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суду доказательств того, что ответчик предпринял меры по устранению нарушений федерального законодательства, не представлены.
В связи с этим, суд считает, что ответчик, не исполняет обязанности по устранению нарушений федерального законодательства по обеспечению безопасного содержания и обслуживания гидротехнических сооружений, в связи с чем, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, и тем самым, нарушаются права неопределенного круга лиц, которые могут находиться в районе указанного гидротехнического сооружения,
С учетом изложенного, суд считает, что со стороны ответчика имеются нарушения требований, поэтому суд полагает, что требование и.о.прокурора о возложении на ответчиков обязанности устранить вышеуказанные требования федерального законодательства, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление и.о. прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» об устранении нарушений требований федерального законодательства, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» устранить нарушения федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений путем принятия следующих мер по обеспечению безопасности защитной дамбы в с. Ийи-Тал в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу:
- представить в орган государственного надзора декларацию безопасности для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений;
- разработать критерии безопасности, а также правила эксплуатации;
- разработать и принять правовой акт, содержащий комплекс мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
- создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий С.Ч. Ондар