Решение по делу № 2а-2613/2017 от 12.09.2017

Дело № 2а-2613/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь                              02 ноября 2017 года

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Катаева О.Б.,

при секретаре Сухановой М.С.,

с участием административного истца Валеева И.Р., его представителя Копыловой М.В.,

представителя административного ответчика Кичигиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Валеева И. Р. к начальнику Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми, Департаменту градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Валеев И.Р. обратился в суд с иском к начальнику Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми о признании действия начальника Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми, выразившееся в отказе от (дата) в выдаче градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: <АДРЕС> незаконным, возложении обязанности отменить выданный градостроительный план на указанный земельный участок от (дата), возложении обязанности выдать градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <АДРЕС>, с учетом существующего объекта капитального строительства с кадастровым номером №....

Требования мотивированы тем, что (дата) между Валеевым И.Р. и Департаментом земельных отношений Администрации г. Перми заключен договор аренды земельного участка №... по адресу: <АДРЕС> под незавершенный строительством жилой дом. На земельном участке расположен объект недвижимости - незавершенный строительством жилой дом, общая площадь застройки 191,1 кв.м., адрес объекта: <АДРЕС>. За истцом зарегистрировано право собственности на этот объект недвижимости в 2010 году. Решением от (дата) за №... ответчик отказал внести изменения в градостроительный план земельного участка от (дата) с учетом существующего строения, либо выдать новый градостроительный план, так же с учетом существующего зарегистрированного строения. Полагает действие должностного лица является незаконным, поскольку нарушает пп. 13, п. 3 ст. 57.3 ГрК РФ, который предусматривает, что в градостроительном плане земельного участка должна содержаться информация об объектах капитального строительства. Департамент не включил в градостроительный план земельного участка от (дата) сведения и информацию о существующем незавершенном строительством жилом доме. Правила землепользования и застройки содержат минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений (за исключением границ со стороны территории общего пользования) - 3 м, но данные отступы стали применимы к подлежащим строительству объектам только в (дата).

Административный истец Валеев И.Р. в судебном заседании на требованиях настаивал.

Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что действительно ранее истцом был получен градостроительный план земельного участка, но ознакомившись с ним, он истца не устроил. Административный истец вновь обратился к ответчику с заявлением о выдаче градостроительного плана, при этом он в пояснительном письме, приложенном к заявлению, просил так же внести изменения в градостроительный план земельного участка или выдать новый градостроительный план с учетом существующего строения.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, пояснил, что при первоначальном обращении истец не предоставлял в Департамент схему расположения существующего объекта недвижимости с указанием его границ. Регламентом предоставления муниципальной услуги предусмотрено основание отказа в выдаче градостроительного плана, если уже существует и утвержден градостроительный план земельного участка. Кроме этого, Департамент руководствовался действующие Правилами землепользования и застройки территории города Перми.

Выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении требований истца следует отказать.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктом 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании пункта 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ч. 9 ст. 36 ГрК РФ).

Аналогичная норма содержится в ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), а также статье 10 Правил землепользования и застройки города Перми.

Так, согласно ч.ч. 3, 4 ст. 85 ГК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Согласно ст. 44 ГрК РФ, действовавшего на момент утверждения градостроительного плана, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Пункт 3 указанной статьи предусматривает состав градостроительного плана земельного участка, в том числе: 1) границы земельного участка; … 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; …

Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).

Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой в сфере градостроительства, предоставляемой департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжение администрации г. Перми от 12.05.2011 № 73-р «Об обеспечении разработки административных регламентов и перехода на оказание услуг в электронном виде»).

На территории г. Перми приняты и действуют Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, определившие территориальные зоны, а также их виды и состав применительно к данному муниципальному образованию.

Так, максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка:

для блокированных односемейных жилых домов - 30%;

для индивидуальных жилых домов - 30%;

(введено решением Пермской городской Думы от 25.03.2014 N 63)

для иных видов разрешенного использования - 40%.

(абзац введен решением Пермской городской Думы от 22.11.2016 N 248)

Минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений (за исключением границ со стороны территории общего пользования) - 3 м.(в ред. решения Пермской городской Думы от 27.10.2015 N 228).

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от (дата) Валеев И.Р. является собственником объекта незавершенного строительства жилого дома (Лит. А), общая площадь застройки 191,1 кв.м., адрес объекта: <АДРЕС>.

(дата) между Валеевым И.Р. и Департаментом земельных отношений Администрации г. Перми заключен договор аренды земельного участка №... расположенного по адресу: <АДРЕС> под незавершенный строительством жилой дом.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от (дата) на земельном участке с кадастровым номером 59:01:3512011:2 содержатся сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером 59:01:3512011:37. Разрешенное использование земельного участка – под строительство индивидуального жилого дома.

(дата) Валеев И.Р. обратился в Департамент градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми с заявлением, в котором просил выдать градостроительный план земельного участка по адресу: <АДРЕС>.

Распоряжением начальника Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми от (дата) №... «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по <АДРЕС>» утвержден градостроительный план №... от (дата) указанного участка.

В соответствии с градостроительным планом параметрами разрешенного строительства территориальной зоны Ж-4 (зона индивидуальной жилой застройки городского типа): минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 450 кв. м.; максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 2000 кв. м; предельная высота зданий, строений не более 10,5 м; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка: для блокированных односемейных жилых домов - 30%; для индивидуальных жилых домов - 30%; минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений (за исключением границ со стороны территории общего пользования) - 3 м. В разделе 3.1, содержится информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства – незавершенного строительством жилой дом (лит.А), с кадастровым номером №..., согласно технического паспорта объекта, подготовленного ГУП «ЦТИ Пермского края» от (дата).

(дата) Валеев И.Р. вновь обратился в Департамент градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, представив пакет документов. В том числе пояснительное письмо, в котором ставил вопрос о внесении изменений в градостроительный план земельного участка от (дата), либо просил выдать новый градостроительный план с учетом существующего строения.

(дата) Департамент градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми отказал в подготовке, утверждении в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №... по <АДРЕС>. В обоснование отказа указано, что распоряжением заместителя главы администрации города Перми от (дата) №... «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по <АДРЕС>» по указанному земельному участку уже утвержден градостроительный план.

В материалы дела административным истцом представлены: технический паспорт по состоянию на (дата), на жилой дом – незавершенное строительство, площадью 191,1 кв.м., по адресу: <АДРЕС>; согласия собственников смежного участка; заключение о соответствии объекта капитального строительства.

Кадастровым инженером Козговой М.А. в заключении сделаны выводы, согласно которым нормы Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы № 147 от 26.06.2007 г. (редакция от 28.01.2014 г.) относительно минимальных отступов от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений (3 м), не могут применяться к незавершенному строительством жилому дому с кадастровым номером №..., расположенному в границах участка с кадастровым номером №.... В результате анализа горизонтальной съемки, норм действующего законодательства, выявлено: фактическое расположение объекта капитального строительства с кадастровым номером №... в границах земельного участка с кадастровым номером №..., не приведет к нарушению градостроительных и противопожарных норм и требований при соблюдении условий п. 5.3 СП 4.13130.2013.

Анализируя представленные сторонами доказательства, учитывая требования закона, суд считает, что оспариваемое административным истцом действие начальника Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми, выразившееся в отказе от (дата) в выдаче градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: <АДРЕС>, в указанной формулировке, нельзя признать незаконным.

По смыслу ч. 1 ст. 218 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления об оспаривании действий государственного органа в порядке административного производства является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Необходимым условием для удовлетворения заявления в порядке публичного производства является нарушение прав и свобод гражданина, обратившегося в суд за защитой своих прав.

Как следует материалов дела административным ответчиком - Департаментом градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми по заявлению истца (дата) утвержден градостроительный план земельного участка, находящегося в пользовании истца. Существующий на этом земельном участке незавершённый строительством объект недвижимости возведен до утверждения градостроительного плана земельного участка. По сути, административный истец не согласен с установленным в градостроительном плане земельного участка минимальным отступом от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений - 3 м.

Между тем, этот отступ установлен Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143.

Таким образом, установлено, что градостроительный план составлен в соответствии с Формой градостроительного плана земельного участка, Правилами землепользования и застройки города Перми, а также положениями Градостроительного кодекса РФ, действовавшими на момент утверждения уполномоченным на то лицом. Иных исключений Правила землепользования и застройки города Перми по минимальному отступу не содержат.

Следовательно, отказ начальника Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми от (дата) на повторное заявление административного истца в выдаче градостроительного плана на земельный участок, когда уже выдан и утвержден градостроительный план каких-либо нарушений прав заявителя не содержит.

В удовлетворении требований административного истца о признании действия начальника Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми, выразившееся в отказе от (дата) в выдаче градостроительного плана на земельный участок следует отказать. Требования о возложении обязанности отменить выданный градостроительный план на земельный участок от (дата), возложении обязанности выдать градостроительный план на земельный участок, с учетом существующего объекта капитального строительства, как производные от основного требования также не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст. ст. 175 -179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Валеева И. Р. о признании действия начальника Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми, выразившееся в отказе от (дата) в выдаче градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: <АДРЕС> незаконным, возложении обязанности отменить выданный градостроительный план на указанный земельный участок от (дата), возложении обязанности выдать градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу <АДРЕС>, с учетом существующего объекта капитального строительства с кадастровым номером №... – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

(Мотивированное решение составлено 07 ноября 2017 года)

    <.....>

<.....> Судья                         Катаев О.Б.

2а-2613/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Валеев И.Р.
Ответчики
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. перми
Начальник Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми
Другие
Копылова М.В.
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
ordgonik.perm.sudrf.ru
12.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
15.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2017[Адм.] Судебное заседание
02.11.2017[Адм.] Судебное заседание
07.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее