Судья Гуреева К.С. дело № 33-2431/2021
УИД 12RS0003-02-2021-004436-39 (дело № 2-4146/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 16 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Протасовой Е.М. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Муравьевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Яковлевой Эльвиры Аркадьевны, Яковлевой Анны Константиновны на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2021 года, которым постановлено:
исковые требования Яковлевой Эльвиры Аркадьевны, Яковлевой Анны Константиновны к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконным решения ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 12 апреля 2021 года о признании снятыми с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яковлева Э.А., Яковлева А.К. обратились в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее – МВД по Республике Марий Эл), в котором просили признать незаконным решение ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 12 апреля 2021 года о признании Яковлева К.Л. с семьей в составе 3 человек (он, супруга Яковлева Э.А. и дочь Яковлева А.К.) снятыми с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложить на ответчика обязанность восстановить Яковлеву Э.А., Яковлеву А.К. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в МВД по Республике Марий Эл с момента первоначальной постановки на учет с 18 августа 1993 года.
В обоснование исковых требований указали, что Яковлев К.Л., являвшийся супругом и отцом истцам, проходил службу в органах внутренних дел. С 18 августа 1993 года Яковлев К.Л. с членами своей семьи стоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. После увольнения со службы 17 апреля 2007 года продолжал стоять на учете. <дата> Яковлев К.Л. умер. До дня смерти ни он, ни его семья не были обеспечены жильем. Решением центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл (далее – ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл) от 12 апреля 2021 года Яковлев К.Л., его супруга Яковлева Э.А. и дочь Яковлева А.К. сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, которые давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма (пункт 4 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР). Данное решение считают незаконным и необоснованным.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Яковлева Э.А., Яковлева А.К. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывают, что не согласны со снятием их с учета нуждающихся, считают, что решение о снятии истцов с учета должно быть индивидуально в отношении каждого гражданина. Полагают, что пункт 16 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного приказом МВД России от 24 мая 2003 года № 345, и пункт 16.4 Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной приказом МВД России от 18 марта 2003 года, противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя истцов Яковлевой Э.А., Яковлевой А.К. и третьего лица Яковлевой О.К. Яштаева А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановленного решения и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, регулировался Жилищным Кодексом РСФСР.
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшений жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации.
1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ) сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма относится к социальным гарантиям сотрудников органов внутренних дел в сфере обеспечения жильем.
Право на предоставление жилого помещения будучи адресованным в первую очередь сотрудникам органов внутренних дел как лицам, непосредственно исполняющим функции по охране законности и правопорядка и принимающим на себя все риски, связанные с характером службы, при определенных условиях сохраняется и за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел, а также за членами семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
При этом статья 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года
№ 247-ФЗ, предусматривающая условия предоставления жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей, не содержит (и не содержала) каких-либо предписаний, касающихся перехода права на предоставление жилого помещения членам семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, который в период службы или после ее оставления был принял на учет для предоставления жилья и умер до ее получения.
В отношении членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, применяется норма пункта 2 части 4 статьи 12 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 342-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ право на социальные гарантии, установленные настоящим Федеральным законом членам семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, сохраняется за ними в случае смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, до истечения одного года после его увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Пунктом 16 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного приказом МВД Российской Федерации от 24 мая 2003 года № 345 предусмотрено, что не допускается предоставление жилых помещений из жилищного фонда органов внутренних дел лицам, не проходящим службу в органах внутренних дел и не связанным с органами внутренних дел трудовыми отношениями.
В соответствии с пунктом 16.4. Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной приказом МВД Российской Федерации от 18 марта 2003 года № 169 сотрудники (работники) снимаются с учета в случаях прекращения трудовых отношений с Министерством, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работает) в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Яковлев К.Л. проходил службу в органах внутренних дел с июля 1989 года.
Приказом МВД по Республике Марий Эл от 17 апреля 2007 года
<№> Яковлев К.Л. уволен из органов внутренних дел в соответствии с пунктом «з» части 7 статьи 19 (по ограниченному состоянию здоровья) Закона Российской Федерации «О милиции».
Стаж службы составил 17 лет 3 месяца 20 дней, в льготном исчислении – 24 года 4 месяца 10 дней.
Решением жилищно-бытовой комиссии ОМОН при МВД Республики Марий Эл от 16 декабря 1993 года Яковлев К.Л. с составом семьи: супруга Яковлева Э.А., дочь Яковлева А.К., 29 июля 1993 года рождения, поставлен в очередь сотрудников для получения жилья с 18 августа 1993 года.
В последующем в связи с рождением дочери Яковлевой О.К., <дата> рождения, Яковлев К.Л. состоял на учете с составом семьи 4 человека.
<дата> Яковлев К.Л. умер.
В связи со смертью Яковлева К.Л. его дочь Яковлева О.К., <дата> рождения, принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с получением пенсии по потере кормильца с составом семьи два человека: мать Яковлева Э.А.
Решением ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 27 августа 2019 года Яковлева О.К. снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с частью 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с утратой оснований, которые до введения действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право в получение жилых помещений по договорам социального найма, а именно в связи с прекращением трудовых отношений (пункт 4 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР).
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 11 февраля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Яковлевой Э.А., Яковлевой О.К., Яковлевой А.К. к МВД по Республике Марий Эл о признании права на получение жилого помещения, признании незаконным исключение из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и возложении обязанности по восстановлению в списке отказано.
В рамках вышеназванного гражданского дела рассматривались требования Яковлевой Э.А., Яковлевой О.К., Яковлевой А.К. о признании за ними права на получение жилого помещения; признании незаконным исключение Яковлевой Э.А. и Яковлевой А.Н. из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признании незаконным решения МВД по Республике Марий Эл от 27 августа 2019 по исключению Яковлевой О.К. из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложении на ответчика обязанности восстановить Яковлеву Э.А., Яковлеву О.К., Яковлеву А.К. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях с 18 августа 1993 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 июля 2021 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 11 февраля 2021 года оставлены без изменения.
Решением ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 12 апреля 2021 года Яковлев К.Л., умерший 21 июля 2018 года, с семьей в составе 3-х человек (он, супруга Яковлева Э.А., дочь Яковлева А.К.) признаны снятыми с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 2 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма (пункт 4 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ЦЖБК МВД по Республике Марий Эл от 12 апреля 2021 года, суд первой инстанции исходил из того, что истцы не состоят в трудовых отношениях с МВД по Республике Марий Эл, к лицам, потерявшего кормильца, признанных в установленном законом порядке, не относятся, в связи с чем оснований состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в МВД по Республике Марий Эл, не имеют.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске срока, установленного статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, с указанием на то, что истцы признаны снятыми с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, 12 апреля 2021 года, тогда как увольнение Яковлева К.Л. состоялось в 2007 году, не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает пресекательных сроков для принятия соответствующего решения.
Иные доводы жалобы не свидетельствуют о наличии существенных нарушений судом норм права и не могут служить достаточными основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку им правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения суда, а сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлевой Эльвиры Аркадьевны, Яковлевой Анны Константиновны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи Е.М. Протасова
О.В. Клюкина
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 декабря 2021 года.