Решение по делу № 2а-409/2018 от 22.10.2018

Дело № 2а-409/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2018 года п. Ибреси

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Николаева О.В.,

с участием прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Гришина В.А.,

при секретаре Мещеряковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Кириллову Анатолию Васильевичу о прекращении действия права управления транспортными средствами,

установил:

Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Кириллову А.В. о прекращении действия права управления транспортными средствами. В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на результаты проведенной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в ходе которой установлено, что административный ответчик имеет право на управление транспортными средствами категории «В» на основании водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем указанное лицо находится на диспансерном учете у врача нарколога бюджетного учреждения «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики с диагнозом <данные изъяты>, являющимся в соответствии с положениями действующего федерального законодательства общим медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами. По указанным основаниям прокурор просит прекратить действие права управления транспортными средствами возникшего на основании водительского удостоверения (категории «В») , выданного РЭО ГИБДД Канаш ДД.ММ.ГГГГ Кириллову А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в связи с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями по состоянию здоровья, которые препятствуют безопасному управлению транспортными средствами, а также обязать его сдать водительское удостоверение в МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике.

В ходе судебного разбирательства прокурор Ибресинского района Чувашской Республики Гришин В.А. полностью поддержал административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниями и просил их удовлетворить.

Административный ответчик Кириллов А.В. административное исковое заявление прокурора признал полностью и пояснил, что в апреле 2010 года во время нахождения в <данные изъяты> отделении бюджетного учреждения «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики на ряду с другими врачами был осмотрен врачом наркологом в связи с ухудшением здоровья на фоне <данные изъяты>. В последующем врача нарколога районной больницы не посещал, лечение у указанного врача не проходил.

Представители заинтересованных лиц – УГИБДД МВД по Чувашской Республике и бюджетного учреждения «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, на судебное разбирательство не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Выслушав прокурора, административного ответчика и изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.         

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).                                Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).                                 В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.         Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортными средствами, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.                                             Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.        

Из копии карточки операции с ВУ следует, что Кириллову А.В. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «В».

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.        

Согласно п. 3 ст. 8 Венской Конвенции о дорожном движении от 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года № 5938-VIII, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.                                Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.                                        В силу ст. 3 Федерального закона от 10 октября 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.                            В силу статьи 5 Федерального закона от 10 октября 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.                         Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (п. 6 ст. 23 названного Федерального закона).                

Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 24 Федерального закона от 10 октября 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу п. 1 ст. 28 Закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.    

Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Организация диспансерного наблюдения за больными наркологического профиля регламентируется приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (далее – приказ Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704) в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Согласно приказу Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 диспансерному учету и динамическому наблюдению подлежат лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, а за лицами, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту - группа риска), организуется профилактическое наблюдение.

Таким образом, исходя из положений приказа Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 диспансерный учет и профилактическое наблюдения являются формами диспансерного наблюдения.

Следовательно, до управления транспортным средством допускаются лица, страдающие психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ с пагубными последствиями, в случае снятия их с профилактического наблюдения в связи с воздержанием ими от пьянства, употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.

За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом – 3 года; больных наркоманиями и токсикоманиями – 5 лет.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).

В соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10 к психическим расстройствам и расстройствам поведения, связанным с употреблением психоактивных веществ относится <данные изъяты>

Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377, установлено, что управление транспортным средством категории «B», возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.

Справкой бюджетного учреждения «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики от 02 апреля 2018 года № 273 подтверждается, что Кириллов А.В. находится на диспансерном учете у врача нарколога бюджетного учреждения «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики с диагнозом <данные изъяты>                

Суд учитывает, что управление транспортным средством административным ответчиком, имеющим медицинские противопоказания по состоянию здоровья, создает реальную угрозу безопасности дорожного движении, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами. При указанных обстоятельствах административные исковые требования прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Кириллову А.В. о прекращении действия права управления транспортными средствами обоснованны, основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании п. 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30 марта 2015 года № 380, организация исполнения государственной функции осуществляется: Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на территории Российской Федерации; Центром специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России - на территории Российской Федерации; подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации - в пределах соответствующих субъектов Российской Федерации; специализированными подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации - в пределах соответствующих субъектов Российской Федерации; подразделениями Госавтоинспекции управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, подразделениями Госавтоинспекции Управления МВД России на комплексе «Байконур» - в пределах территории обслуживания.

Учитывая данное обстоятельство, по вступлении решения суда в законную силу следует направить его в Управление ГИБДД МВД по Чувашской Республике для внесения в базу ГИБДД (МРЭО УГИБДД и «ФИС ГИБДД») информации о прекращении действия права Кириллова А.В. на управление транспортными средствами.

При этом судом принимается во внимание, что в силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ и пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения права управления транспортными средствами» в случае если у ответчика отпадут основания прекращения права управления транспортными средствами, указанное право восстанавливается путем возврата водительского удостоверения.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с Кириллова А.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Кириллову Анатолию Васильевичу о прекращении действия права управления транспортными средствами удовлетворить.        Прекратить действие права Кириллова Анатолия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по месту жительства по <адрес>, на управление транспортными средствами категории «В» на основании водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями по состоянию здоровья, которые препятствуют безопасному управлению транспортными средствами.

Возложить на Кириллова Анатолия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, обязанность сдать водительское удостоверение , выданное РЭО ГИБДД Канаш ДД.ММ.ГГГГ, в МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике.

    Взыскать с Кириллова Анатолия Васильевича государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья        О.В. Николаев

2а-409/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Кириллов Анатолий Васильевич
Другие
УГИБДД МВД по ЧР
бюджетное учреждение Чувашской Республики «Ибресинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики
Суд
Ибресинский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
ibresinsky.chv.sudrf.ru
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Дело оформлено
02.05.2020Дело передано в архив
08.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее