Решение по делу № 33-2277/2023 от 10.04.2023

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 мая 2023 года по делу № 33-2277/2023

Судья Зайцева Т.Е. Дело № 2-2/3/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Суркова Д.С.

и судей Мартыновой Т.А., Ординой Н.Н.

при секретаре Жёлтиковой Е.А.

с участием прокурора Чураковой Н.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 11 мая 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области на решение Советского районного суда Кировской области от 09 февраля 2023 года, которым постановлено:

иск прокурора Верхошижемского района удовлетворить.

Обязать администрацию Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области (ИНН , ОГРН ) обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – трансформаторной подстанции № , расположенной на земельном участке с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи Мартыновой Т.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Верхошижемского района Кировской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области об обязании обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи. В обоснование требований указал, что в ходе проверки в деятельности администрации Верхошижемского городского поселения выявлены нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По результатам проведенной проверки установлено наличие бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства – трансформаторной подстанции № (далее – ТП № ), расположенной на земельном участке с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>. К указанной ТП № подключен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, что, в том числе, делает ТП № 24 социально-значимым объектом. По выявленным нарушениям главе Верхошижемского городского поселения прокуратурой района внесено представление, которое в полном объеме удовлетворено не было. Непринятие мер по содержанию и обслуживанию ТП № , являющейся источником повышенной опасности, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, аварийное прекращение электроснабжения. С учетом уточненных исковых требований просил обязать муниципальное образование Верхошижемское городское поселение Верхошижемского района Кировской области в лице администрации Верхошижемского городского поселения обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – трансформаторной подстанции № , расположенной на земельном участке с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе администрация Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым обязать ОАО «Коммунэнерго» обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи ТП- и участок ВЛ-10Кв от опоры № до ТП. Ссылаясь на п. 4 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 5 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, указывает на обязанность сетевой организации обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного линейного объекта – ТП № . Данная трансформаторная подстанция, а также участок ВЛ-10 Кв от опоры № до ТП-, служат для передачи электрической энергии от гарантирующего поставщика в лице АО «ЭнергосбыТ Плюс» через сетевую организацию в лице ОАО «Коммунэнерго» коммерческим потребителям (ООО «Медио», ООО «Агроторг»), расположенным в здании торгового центра, находящегося по адресу: <адрес>. Таким образом, ТП- не является социально значимым объектом, и имеет целью извлечение прибыли коммерческими организациями. Судом не принято во внимание, что органы местного самоуправления не могут быть собственниками имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения, так как согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены вопросы организации в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Кроме того, в случае возложения обязанности зарегистрировать спорный объект за муниципальным образованием, длительное время не будут решаться вопросы обслуживания данного объекта, проведения мероприятий по бесперебойному снабжению электроэнергией и проведения аварийных мероприятий.

В возражении на апелляционную жалобу Прокуратура Верхошижемского района, указывая на законность и обоснованность решения суда, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу Кировский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» указало, что изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В суде апелляционной инстанции прокурор Чуракова Н.Р., третье лицо представитель ООО «Медио» - Пескичев А.В. просили решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Другие участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено, что трансформаторная подстанция № (ТП-), расположена в границах <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес> находящимся в ведении администрации Верхошижемского района, с которой ООО «Медио» заключен договор аренды данного земельного участка.

По данным АО «ЭнергосбыТ Плюс» по состоянию на 09.02.2023 от ТП- запитаны: ООО «Медио» (договор № от 28.12.2011), ООО «Агроторг» (договор № от 30.01.2015), находящиеся в здании Торгового центра по адресу: <адрес>, а также баня ФИО11., проживающей по адресу: <адрес>.

До 12.01.2023 от ТП был запитан жилой дом по адресу: <адрес>, который отключен от данной подстанции, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения № от 13.01.2023.

По данным Филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Кировэнерго» и ОАО «Коммунэнерго», трансформаторная подстанция № (ТП-), расположенная по адресу: <адрес>, в собственности вышеуказанных организаций не находится, на их балансе не состоит.

Согласно решению Арбитражного суда Кировской области от 01.09.2021 по делу № А28-4756/2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021, была определена граница балансовой принадлежности ООО «Медио» - опора № ВЛ-10 Ф-1 кВ ПС «Верхошижемье» 110/35/10 кВ. Судом были установлены границы эксплуатационной ответственности ОАО «Коммунэнерго» (сетевой организации) и ООО «Медио» (потребителя): в зоне ответственности сетевой организации находится ВЛ-10 кВ Ф-1 ПС «Верхошижемье» 110/35/10 кВ до опоры № 6, в зоне эксплуатационной ответственности ООО «Медио» находится электрооборудование от расчетного прибора учета, установленного в РУ-0,4 кВ ТП-24.

Указанным решением суда также установлено, что ООО «Медио» не является ни собственником, ни владельцем ТП- и кабельной линии от ТП- до опоры № . ТП- признана социально-значимым объектом.

В силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ установленные обстоятельства имеет преюдициальное значение по рассматриваемому делу.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор мотивировал свои требования тем, что вышеуказанный объект электросетевого хозяйства – ТП-24, который является недвижимым имуществом, не имеет собственника; предусмотренную законом обязанность по осуществлению мер по содержанию и оформлению прав муниципальной собственности ответчик не исполняет. Бездействие органа местного самоуправления в отношении объектов электросетевого хозяйства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и может повлечь возникновение аварийной ситуации.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по принятию мер по постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества.

Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, подлежащим применению нормам материального права.

Рассматривая доводы жалобы, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок), который в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В силу п.п. 2, 3 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют, в том числе территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (Росреестра).

На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Согласно п. 5 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

На основании ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и рассматриваемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электроснабжения населения.

В силу требований пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Вопреки доводам жалобы, исходя из правового смысла приведенных выше положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления, на территории которого располагаются данные объекты.

Поскольку материалами дела подтверждается, что регистрация права на ТП-, через которую, в том числе, производится электроснабжение бани жителя муниципального образования, не произведена, собственник объекта не выявлен, в реестре муниципальной и государственной собственности объект не значится, в ведение или управление организаций или предприятий не передана, в настоящее время ни у кого на балансе не состоит, в том числе и на балансе сетевой организации, то есть объект электросетевого хозяйства является бесхозяйным, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта электросетевого хозяйства – ТП-, расположенной <адрес>, обоснованно возложена на администрацию Верхошижемского городского поселения.

С учетом приведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела, судебная коллегия отмечает, что ТП-, расположенная в административных границах Верхошижемского городского поселения, собственника не имеет, что влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по контролю за ее техническим состоянием, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, а также делает существенным риск возникновения чрезвычайных ситуаций и опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Таким образом, судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы ничем объективно по делу не подтверждены, выводы суда не опровергают.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда Кировской области от 09 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 15 мая 2023 года.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 мая 2023 года по делу № 33-2277/2023

Судья Зайцева Т.Е. Дело № 2-2/3/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Суркова Д.С.

и судей Мартыновой Т.А., Ординой Н.Н.

при секретаре Жёлтиковой Е.А.

с участием прокурора Чураковой Н.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 11 мая 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области на решение Советского районного суда Кировской области от 09 февраля 2023 года, которым постановлено:

иск прокурора Верхошижемского района удовлетворить.

Обязать администрацию Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области (ИНН , ОГРН ) обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – трансформаторной подстанции № , расположенной на земельном участке с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи Мартыновой Т.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Верхошижемского района Кировской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области об обязании обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи. В обоснование требований указал, что в ходе проверки в деятельности администрации Верхошижемского городского поселения выявлены нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По результатам проведенной проверки установлено наличие бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства – трансформаторной подстанции № (далее – ТП № ), расположенной на земельном участке с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>. К указанной ТП № подключен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, что, в том числе, делает ТП № 24 социально-значимым объектом. По выявленным нарушениям главе Верхошижемского городского поселения прокуратурой района внесено представление, которое в полном объеме удовлетворено не было. Непринятие мер по содержанию и обслуживанию ТП № , являющейся источником повышенной опасности, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, аварийное прекращение электроснабжения. С учетом уточненных исковых требований просил обязать муниципальное образование Верхошижемское городское поселение Верхошижемского района Кировской области в лице администрации Верхошижемского городского поселения обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – трансформаторной подстанции № , расположенной на земельном участке с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе администрация Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым обязать ОАО «Коммунэнерго» обратиться в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи ТП- и участок ВЛ-10Кв от опоры № до ТП. Ссылаясь на п. 4 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 5 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, указывает на обязанность сетевой организации обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного линейного объекта – ТП № . Данная трансформаторная подстанция, а также участок ВЛ-10 Кв от опоры № до ТП-, служат для передачи электрической энергии от гарантирующего поставщика в лице АО «ЭнергосбыТ Плюс» через сетевую организацию в лице ОАО «Коммунэнерго» коммерческим потребителям (ООО «Медио», ООО «Агроторг»), расположенным в здании торгового центра, находящегося по адресу: <адрес>. Таким образом, ТП- не является социально значимым объектом, и имеет целью извлечение прибыли коммерческими организациями. Судом не принято во внимание, что органы местного самоуправления не могут быть собственниками имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения, так как согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены вопросы организации в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Кроме того, в случае возложения обязанности зарегистрировать спорный объект за муниципальным образованием, длительное время не будут решаться вопросы обслуживания данного объекта, проведения мероприятий по бесперебойному снабжению электроэнергией и проведения аварийных мероприятий.

В возражении на апелляционную жалобу Прокуратура Верхошижемского района, указывая на законность и обоснованность решения суда, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу Кировский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» указало, что изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В суде апелляционной инстанции прокурор Чуракова Н.Р., третье лицо представитель ООО «Медио» - Пескичев А.В. просили решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Другие участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено, что трансформаторная подстанция № (ТП-), расположена в границах <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес> находящимся в ведении администрации Верхошижемского района, с которой ООО «Медио» заключен договор аренды данного земельного участка.

По данным АО «ЭнергосбыТ Плюс» по состоянию на 09.02.2023 от ТП- запитаны: ООО «Медио» (договор № от 28.12.2011), ООО «Агроторг» (договор № от 30.01.2015), находящиеся в здании Торгового центра по адресу: <адрес>, а также баня ФИО11., проживающей по адресу: <адрес>.

До 12.01.2023 от ТП был запитан жилой дом по адресу: <адрес>, который отключен от данной подстанции, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения № от 13.01.2023.

По данным Филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Кировэнерго» и ОАО «Коммунэнерго», трансформаторная подстанция № (ТП-), расположенная по адресу: <адрес>, в собственности вышеуказанных организаций не находится, на их балансе не состоит.

Согласно решению Арбитражного суда Кировской области от 01.09.2021 по делу № А28-4756/2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021, была определена граница балансовой принадлежности ООО «Медио» - опора № ВЛ-10 Ф-1 кВ ПС «Верхошижемье» 110/35/10 кВ. Судом были установлены границы эксплуатационной ответственности ОАО «Коммунэнерго» (сетевой организации) и ООО «Медио» (потребителя): в зоне ответственности сетевой организации находится ВЛ-10 кВ Ф-1 ПС «Верхошижемье» 110/35/10 кВ до опоры № 6, в зоне эксплуатационной ответственности ООО «Медио» находится электрооборудование от расчетного прибора учета, установленного в РУ-0,4 кВ ТП-24.

Указанным решением суда также установлено, что ООО «Медио» не является ни собственником, ни владельцем ТП- и кабельной линии от ТП- до опоры № . ТП- признана социально-значимым объектом.

В силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ установленные обстоятельства имеет преюдициальное значение по рассматриваемому делу.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор мотивировал свои требования тем, что вышеуказанный объект электросетевого хозяйства – ТП-24, который является недвижимым имуществом, не имеет собственника; предусмотренную законом обязанность по осуществлению мер по содержанию и оформлению прав муниципальной собственности ответчик не исполняет. Бездействие органа местного самоуправления в отношении объектов электросетевого хозяйства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и может повлечь возникновение аварийной ситуации.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по принятию мер по постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества.

Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, подлежащим применению нормам материального права.

Рассматривая доводы жалобы, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок), который в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В силу п.п. 2, 3 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют, в том числе территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (Росреестра).

На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Согласно п. 5 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

На основании ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и рассматриваемым Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электроснабжения населения.

В силу требований пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Вопреки доводам жалобы, исходя из правового смысла приведенных выше положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления, на территории которого располагаются данные объекты.

Поскольку материалами дела подтверждается, что регистрация права на ТП-, через которую, в том числе, производится электроснабжение бани жителя муниципального образования, не произведена, собственник объекта не выявлен, в реестре муниципальной и государственной собственности объект не значится, в ведение или управление организаций или предприятий не передана, в настоящее время ни у кого на балансе не состоит, в том числе и на балансе сетевой организации, то есть объект электросетевого хозяйства является бесхозяйным, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта электросетевого хозяйства – ТП-, расположенной <адрес>, обоснованно возложена на администрацию Верхошижемского городского поселения.

С учетом приведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела, судебная коллегия отмечает, что ТП-, расположенная в административных границах Верхошижемского городского поселения, собственника не имеет, что влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по контролю за ее техническим состоянием, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, а также делает существенным риск возникновения чрезвычайных ситуаций и опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Таким образом, судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы ничем объективно по делу не подтверждены, выводы суда не опровергают.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда Кировской области от 09 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 15 мая 2023 года.

33-2277/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Верхошижемского района Кировской области
Ответчики
Администрация Верхошижемского городского поселения Верхошижемского района Кировской области
Другие
Управление Росреестра по Кировской области
администрация Верхошижемского района Кировской области
Филиал ПАО Россети Центр и Приволжье - Кировэнерго
Елкина Наталия Николаевна
ООО МЕДИО
Кировский филиал АО Энергосбыт плюс
Верхошижемское районное потребительское общество в лице председателя ликвидационной комиссии Синицы Ксении Олеговны
ОАО Коммунэнерго
Суд
Кировский областной суд
Судья
Мартынова Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.kir.sudrf.ru
10.04.2023Передача дела судье
11.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2023Передано в экспедицию
11.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее