Решение по делу № 2-385/2021 от 28.12.2020

79RS0002-01-2020-009830-20

Дело № 2-385/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2021 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Бобровой И.А. с участием:

представителя ответчика Управления сельского хозяйства Правительства ЕАО Жебрак Ю.Л.

при секретаре Хабибулиной Д.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бобровой Зинаиды Федоровны к Управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Боброва З.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании права на получение мер государственной поддержки. Требования мотивированы тем, что Боброва З.Ф. с 02.04.2019г. по договору безвозмездного пользования имеет в аренде земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1500 кв.м., адрес объекта: <адрес> с кадастровым Со 02.08.2019 на территории ЕАО был введен режим чрезвычайной ситуации, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым

08.09.2019 года был составлен акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера № 754 из которого установлено, что в результате сильного переувлажнения и высоких уровней воды реки погибли сельскохозяйственные культуры, а именно картофель с площадью гибели 0,004 га, расположенном на участке по адресу: <адрес> с кадастровым ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в управление сельского хозяйства правительства ЕАО о выплате компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО. Выплата субсидии ей не была произведена до настоящего момента. 16.12.2020 она обратилась в Управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о выплате субсидии как сельскохозяйственному производителю, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО. 16.12.2020 Управлением сельского хозяйства правительства ЕАО ей было отказано в получении субсидии сельскохозяйственным производителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате дождей прошедших в июле-сентябре 2019 года, в связи с тем, что обязанность управления выплатить субсидию в 2019 году, финансирование данной субсидии в 2020 году не предусмотрено. Согласно акту обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 08.09.2019 № 754 ей причинен материальный ущерб в размере 11 600 рублей. Однако в получении субсидии ей отказано, хотя был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный постановлением правительства ЕАО от 20.11.2019 №414-пп. Считает, что она имеет право на получение субсидии сельскохозяйственным производителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате дождей прошедших в июле-сентябре 2019 года, поскольку ей не были предоставлены все документы, необходимые для получения субсидии. Просит признать за ней право на получение субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным производителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО, обязать управление сельского хозяйства правительства ЕАО произвести Бобровой З.Ф. выплаты государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате дождей прошедших в июле-сентябре 2019 года. Решение обратить к немедленному исполнению.

В судебное заседание истец Боброва З.Ф. не явилась, о дате и времени рассмотрения извещена надлежащим образом. От нее в суд поступило заявление, в котом она просит рассмотреть треть дело без е участия.

Представитель управления сельского хозяйства правительства ЕАО Жебрак Ю.Л. с исковыми требованиями согласилась, суду пояснила, что в 2019 году Боброва З.Ф. представила все документы по утрате урожая, пакет документов был направлен в Минсельхоз России, откуда пришел положительный акт о том, что деньги можно выплачивать. Истица представила дополнительно определенные документы, после анализа которых, Управление сельского хозяйства правительства ЕАО вынесло положительное решение о выплате. Выплата производилась в конце 2019 года, однако, по причине того, что неверно был указан номер расчетного счета Бобровой З.Ф., 30.12.2019 эти деньги вернулись обратно на счет Управления. Управление сельского хозяйства Правительства ЕАО не успело перенаправить их Бобровой З.Ф., поэтому на 01.01.2020 образовался остаток, который возвращен в Минсельхоз России, поскольку это предусмотрено соглашением с Минсельхоз России. В 2020 году выплата данной субсидии не предусмотрена, в связи с чем за счет средств областного бюджета невозможно произвести эту выплату, также как и за счет федеральных, потому что они уже не представлялись. Когда истица обратилась в конце декабря 2020 года за выплатой, ей было отказано.

Определением суда от 29.12.2020 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, направил в суд возражения на исковое заявление, в которых указано следующее. Размер выделенных из резервного фонда Российской Федерации министерству сельского хозяйства Российской Федерации бюджетных ассигнований определен распоряжениями правительства Российской Федерации от 23.10.2019 № 2494-р, от 27.12.2019 № 3235-р и был рассчитан на основании результатов оценки ущерба, проведенной в соответствии с порядком.

Выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации в полном объеме были перечислены Минсельхозом России в бюджет Еврейской автономной области. Минсельхоз России свои обязательства выполнил в полном объеме, прав и законных интересов истца не нарушал.

Определением суда от 29.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО, администрация муниципального образования «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО, Шашкова Ольга Александровна.

Определением от 21.01.2021г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечен Шашков А.С.

Представитель третьего лица администрации Ленинского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации Бабстовского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Третье лицо Шашкова О.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Третье лицо Шашков А.С. в зал судебного заседания не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, третьих лиц.

Суд, выслушав пояснения представителя ответчика Управления сельского хозяйства Правительства ЕАО Жебрак Ю.Л., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Абзацем 7 п. 1 ст. 18 названного Федерального закона определено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением губернатора ЕАО от 01.08.2019 № 385-рг на территории ЕАО с 08.00 час. 02.08.2019 введен режим чрезвычайной ситуации.

Распоряжением губернатора от 30.08.2019г. № 440-рг установлены границы зон ЧС, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории АО в 2019 г. по земельным участкам.

Постановлением правительства ЕАО от 20.11.2019 N 414-пп утвержден Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области (далее - Порядок).

Согласно п.1 Порядка настоящий Порядок предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области (далее - Порядок), определяет механизм предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Еврейской автономной области (далее - область), в том числе личным подсобным хозяйствам (далее - сельхозтоваропроизводитель), на компенсацию ущерба, причиненного им в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области (далее - субсидия).

Вышеуказанными нормами предусмотрено оказание гражданам, пострадавшим в результате наводнения, помощи: компенсации ущерба, причиненного им в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, за утрату урожая. При этом, с учетом целевого характера помощи, для получения единовременной материальной помощи необходимо наличие определенных документов: заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению к настоящему Порядку; правоудостоверяющего документа на земельный участок (для собственников земельных участков): права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; сведений, подтверждающих предоставление в пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (для пользователей земельных участков на ином законном праве); копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя субсидии или его представителя (если документы представляет представитель); доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если документы от получателя субсидии представляются представителем); выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для сельхозтоваропроизводителей, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями). в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 8 настоящего порядка решение о предоставлении субсидии принимается на основании решения суда об установлении права владения (пользования) земельным участком, попавшим в зону подтопления (затопления) по состоянию на 2 августа 2019 года.

Как следует из материалов дела, земельный участок, площадью 1500 кв.м. с кадастровым по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Шашковой Ольге Александровне, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (свидетельство о ГРП от ДД.ММ.ГГГГ).

По договору безвозмездного пользования земельным участком от 02.04.2019г., Боброва З.Ф.имеет в пользовании земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым

Указанный участок в соответствии с Распоряжением губернатора от 30.08.2019г. № 440-рг вошел в границы зон ЧС, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории АО в 2019 г. по земельным участкам.

Согласно выписке из похозяйственной книги , членами хозяйства по адресу: <адрес>, являются: Боброва З.Ф., ФИО1 (внучка), Шашкова О.А. (дочь), ФИО2 (внук), ФИО3 (внучка). Шашков А.С. (зять).

Актом №754 от 08.09.2019 подтверждается, что в личном подсобном хозяйстве Бобровой З.Ф. в период уборки с 11.08.2019 по дату обследования в результате сильного переувлажнения почвы и высоких уровней воды реки погиб урожай сельскохозяйственной культуры – картофель (овощи) на площади 0,04 га. Общая сумма ущерба – 11 600 рублей.

Данный акт не оспорен, недействительным не признан.

Выращенный Бобровой З.Ф. на используемом ею участке включен в реестр объектов растениеводства ЛПХ ЕАО, пострадавших от ЧС «Паводок» в летний период 2019г., являющийся приложением к ату № 022ЛПХд2/1 от 16.10.2019г. анализа материалов по гибели объектов растениеводства ЛПХ ЕАО, пострадавших от ЧС «Паводок» в летний период 2019г.

Указанному в акте в качестве владельца ЛПХ Бобровой З.Ф. отказано в выплате компенсации утраты урожая сельскохозяйственных культур в связи с тем, что обязанность управления выплатить субсидию за счет средств федерального бюджета истекла в 2019 году, финансирование данной субсидии в 2020 году не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что истица обращалась в Управление сельского хозяйства с заявлением в декабре 2019 г. для предоставления ей субсидии. Денежные средства истице были выделены Министерством сельского хозяйства и направлены Управлением сельского хозяйства Правительства ЕАО для выплаты через банк, вместе с тем, в виду неправильного указания в документах счета истицы денежные средства полагающиеся ей в качестве выплаты возвращены Управлению сельского хозяйства Правительства ЕАО, что подтверждается платежным поручением от 30.12.2019г., а также реестром ПАО Сбербанк от 27.12.2019г., где видно, что неверно указан счет истицы , вместо , указанного истицей в своем заявлении. Впоследствии денежные средства возвращены в федеральный бюджет.

С учетом изложенного суд находит заявленные истцом требования подлежащим удовлетворению в полно объеме.

Чрезвычайная ситуация, возникшая в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального характера.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 23.10.2019 № 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, выделены Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетные ассигнования в размере 434537,5 тыс. рублей для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 139 сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, и на компенсацию ущерба от утраты урожая, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы 1424 личным подсобным хозяйствам.

Порядок предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, определён постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 № 1455 (далее – Порядок № 1455).

В силу пункта 2 Порядка № 1455 иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, включая ущерб от утраты урожая.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 3 Порядка № 1455).

Компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется, кроме того и вследствие паводка (пункт 5 Порядка № 1455).

Таким образом, из приведённого правового регулирования следует, что финансирование исполнения обязательств, связанных с компенсацией пострадавшим ущерба от утраты урожая в связи с паводком в 2019 году осуществляется за счёт средств федерального бюджета. При этом иного источника финансирования компенсации ущерба данным законодательством не предусмотрено, в связи с чем Министерство сельского хозяйства РФ также является надлежащим ответчиком по данному делу вопреки его доводам, изложенным в отзыве на иск.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе заявителя обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для заявителей. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае суд не усматривает, поскольку в исковом заявлении истцом не приведены обстоятельства, в силу которых решение суда должно быть обращено к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Исковые требования Бобровой Зинаиды Федоровны к Управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии – удовлетворить.

Признать за Бобровой Зинаидой Федоровной право на получение субсидии из бюджета Еврейской автономной области за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.

Обязать Управление сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области произвести Бобровой Зинаиде Федоровне выплату меры поддержки в виде компенсации ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате дождей, прошедших в июле-сентябре 2019 года из областного бюджета за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.А. Боброва

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2021г.

Судья                                      И.А. Боброва

2-385/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Боброва Зинаида Федоровна
Ответчики
Управление сельского хозяйства правительства ЕАО
Министерство сельского хозяйства РФ
Другие
Администрация МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО
Шашкова Ольга Алекасндровна
Администрация МО «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО
Шашков Андрей Сергеевич
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Боброва Ирина Александровна
Дело на странице суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
28.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2020Передача материалов судье
29.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2021Подготовка дела (собеседование)
21.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2021Судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее