Дело № 2-3263/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Федерального судьи Суденко О.В.,
при секретаре Гвоздовской А.С.,
21 июня 2024 года в г. Волжском рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «ФИО9» к ФИО3 о расторжении договора об осуществлении технического присоединения к электрическим сетям,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «ФИО10» обратилось в суд с иском к ФИО3 о расторжении договора об осуществлении технического присоединения к электрическим сетям. В обоснование иска указано, что между ПАО «ФИО11» и ФИО3 "."..г. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения №.... Технологическое присоединение по указанному договору необходимо для электроснабжения объекта сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес>. В установленный договором срок стороны должны осуществить мероприятия по технологическому присоединению, указанные в пункте 18 Правил №.... В ходе исполнения договора сетевой организацией было установлено, что проектируемая ВЛ будет проходить по территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Выполнение работ по строительству воздушной линии электропередачи является нарушением природоохранного законодательства. В связи с этим, у истца отсутствует возможность исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения. Просит суд расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от "."..г. №..., заключенный между ПАО «ФИО12» и ФИО3, взыскать с ФИО3 расходы по оплате государственной пошлины в размере ФИО28.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От представителей истца ПАО «ФИО13» ФИО8 и третьего лица Облкомприроды ФИО4 <адрес> ФИО7 поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах гражданского дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от "."..г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Сложившиеся отношения между сторонами имеют намерение осуществить технологическое присоединение к электросетям и сетевой организацией, регламентированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства от "."..г. №... (далее - Правила №...).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Согласно пункту 3 Правил №..., сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Из этого следует, что факт заключения договора по технологическому присоединению не исключает возможности в конечном итоге отказаться от исполнения этого договора в случае отсутствия технической возможности присоединения или в случае невозможности провести работы по технологическому присоединению без нарушения закона.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что между ПАО «ФИО14» и ФИО3 "."..г. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения №....
Технологическое присоединение по указанному договору необходимо для электроснабжения объекта сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес> (п. 1.1 договора и п. 2 технических условий).
В установленный договором срок стороны должны осуществить мероприятия по технологическому присоединению, указанные в пункте 18 Правил №...: подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий; разработку сетевой организацией проектной документации согласнообязательствам, предусмотренным техническими условиями; разработку заявителем проектной документации в границах его земельногоучастка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий; проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условийв соответствии с разделом IX настоящих Правил №...; выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.
Согласно п.п. 1, 2.1 договора ПАО «ФИО15» обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору и осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств ответчика при условии надлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору.
Согласно п. 10 Технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора, ПАО «ФИО16» осуществляет мероприятия, необходимые к выполнению по строительству новых и реконструкции существующих энергетических объектов: запроектировать и построить ВЛ-10 кВ отпайкой от опоры №... отпайки №... по ВЛ-10 кВ №... ПС 110/35/10 кВ «Красная Слобода»; запроектировать и построить трансформаторную подстанцию 10/0,4 кВ; запроектировать и построить ВЛИ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 кВ с установкой на границе земельного участка ответчика шкафа 0,4 кВ с коммутационным аппаратом.
В ходе исполнения договора ПАО «ФИО17» было установлено, что проектируемая ВЛ будет проходить по территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма».
В ходе выяснения обстоятельств, может ли ПАО «ФИО18» продолжить свои обязанности по договору, последним был получен ответ на заявление о возможности размещения линейного объекта: Строительство ВЛ-10 кВ (ориентировочной протяженностью 0,780 км) отпайкой от ВЛ-10 кВ №... ПС 110/35/10 кВ «Красная Слобода», ТП-10/0,4 кВ (ориентировочной мощностью 25 кВА) и ВЛИ-0,4 кВ (ориентировочной протяженностью 0,240 км), установка шкафа 0,4 кВ с коммутационным аппаратом (1 единица) для электроснабжения объекта сельскохозяйственного производства ответчика от Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ФИО4 <адрес> от "."..г. №... об отказе, в котором Комитет пришел к выводу, что строительство данного объекта, расположенного в зоне агроландшафтов особо охраняемой природной территории регионального значения – природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», и пересекающего границы лесопарковой зоны - земель лесного фонда Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества, запрещено.
В связи с чем, в адрес ФИО3 "."..г. было направлено соглашение о расторжении договора. В указанный в письме срок и до настоящего времени ответа от ФИО3 в адрес ПАО «ФИО19» не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от "."..г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от "."..г. N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу положений пп. «в» п. 1 ст. 2 Федерального закона от "."..г. № 33-ФЗ «Особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений особо охраняемые природные территории разделяются на категории, к числу которых отнесены природные парки.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пп. «б» п. 6 ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ).
Постановлением ФИО2 <адрес> от "."..г. №... «О создании государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» на территории ФИО4 <адрес> было создано Государственное учреждение «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения утвержден приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ФИО4 <адрес> от "."..г. №...-ОД «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения».
Ранее такой перечень был утвержден Постановлением ФИО2 <адрес> от "."..г. №....
На основании указанных документов в число особо охраняемых природных территорий ФИО4 <адрес> входит территория Государственного бюджетного учреждения ФИО4 <адрес> «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
"."..г. постановлением ФИО2 <адрес> от "."..г. №...-п утверждено Положение о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма».
Согласно пункту 1.2. Положения №...-п природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ФИО4 <адрес>.
В письме от "."..г. №... Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии ФИО4 <адрес> указывает, что территория объекта строительства находится в рекреационной зоне особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» и пересекает границы лесопарковой зоны - земель лесного фонда Среднеахтубинского лесничества, Сахарного участкового лесничества.
Пунктом 4.5. Положения №...-п на всей территории природного парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
Согласно пункту 4.7.2. Положения №...-п, рекреационная зона предназначена для организации регламентированной рекреации (отдыха) и экологического туризма. Режим особой охраны рекреационной зоны направлен на максимальное сохранение естественного облика природных и культурных ландшафтов.
В рекреационной зоне дополнительно к ограничениям, предусмотренным пунктом 4.5 Положения №...-п, запрещается строительство новых хозяйственных и жилых объектов, линейных объектов (в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций), за исключением объектов, связанных с функционированием природного парка, развитием эколого-туристической деятельности и обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 114 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс, если такие объекты являются объектами капитального строительства, и гидротехнических сооружений.
Поскольку проектируемый объект расположен за пределами населенного пункта и его электроснабжение не связано с функционированием Природного парка лесопарковой зоны, развитием эколого-туристической деятельности и обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов, Комитет пришел к выводу, что выполнение работ по строительству линейного объекта будет являться нарушением природоохранного законодательства.
При вышеуказанных обстоятельствах у ПАО «ФИО20» отсутствует возможность исполнения обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения в указанной зоне.
Пунктом 1 ст. 401 ГК РФ установлено, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Согласно ч.1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Невозможность исполнения обязательства по технологическому присоединению по причине, не зависящей от обязанной стороны, является основанием для расторжения договора в судебном порядке.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (ст. 452 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования ПАО «ФИО21» подлежит удовлетворению и договор об осуществлении технологического присоединения №..., заключенный между ПАО «ФИО22» и ФИО3 "."..г., подлежит расторжению.
В связи с удовлетворением требований ПАО «ФИО23» в порядке ст. 98 ГПК РФ подлежит удовлетворению требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины с ФИО3 в пользу ПАО «ФИО24», которые подтверждены документально.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ПАО «ФИО25» - удовлетворить.
Расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от "."..г. №..., заключенный между ПАО «ФИО26» (ИНН №...) и ФИО3 (ИНН №...).
Взыскать с ФИО3 в пользу ПАО «ФИО27» расходы по оплате государственной пошлины в размере ФИО29.
Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья:
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 28 июня2024 года.
Судья: