66RS0015-01-2023-001961-31 | Гражданское дело № 2-129/2024(№ 2-1822/2023) |
Мотивированное решение
составлено 12.02.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2024 г. г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пожарской Т.Р.,
при секретаре судебного заседания Крохта Д.Е.,
с участием истца Евдокимова С.В., представителя истца Розенберг Е.Г.,
представителя ответчика Управления социальной политики №10 Попова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евдокимова С.В. (ИНН *Номер*) к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 (Управление социальной политики №10, ИНН 6603008191), Министерству социальной политики Свердловской области (МинСоцПолитики Свердловской области, ИНН 6661081169), третьим лицам Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии №32 Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУЗ ЦГИЭ №32 ФМБА России, ИНН 6609009642), Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №32» Федерального медико-биологического агентства (ФБУЗ МСЧ №32 ФМБА России, ИНН 6609002069), Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Малышевская городская больница» (ГАУЗ СО «Малышевская ГБ», ИНН 6603005948) о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
Истец Евдокимова С.В. (ИНН *Номер*) обратилась в Асбестовский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 (Управление социальной политики №10, ИНН 6603008191), Министерству социальной политики Свердловской области (МинСоцПолитики Свердловской области, ИНН 6661081169), третьим лицам Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии №32 Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУЗ ЦГИЭ №32 ФМБА России, ИНН 6609009642), Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №32» Федерального медико-биологического агентства (ФБУЗ МСЧ №32 ФМБА России, ИНН 6609002069), Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Малышевская городская больница» (ГАУЗ СО «Малышевская ГБ», ИНН 6603005948) о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обосновании исковых требований истец указала, что являясь медицинским работником, осуществляла трудовую деятельность в периоды:
– с *Дата* по *Дата* – в должности помощника санитарного врача санэпидстанции в МСЧ *Номер* (с *Дата* МУЗ «Городская больница *Номер* р.*Адрес*»);
– с *Дата* по *Дата* – в должности помощника санитарного врача ЦГСЭН *Номер* МСЧ *Номер* Министерства здравоохранения Российской Федерации;
– с *Дата* по настоящее время – в должности помощника санитарного врача ГУЗ «ЦГСЭН *Номер*» ФУМБмЭП при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (с *Дата* – ГУЗ «ЦГСЭН *Номер*» ФМБА России, с *Дата* – ГУЗ «ЦГ и Э *Номер*» ФМБА России, с *Дата* – ФГУЗ ЦГиЭ *Номер* ФМБА России).
Полагая, что как медицинский работник, работавший и проживающий в сельской местности более десяти лет, имеет право на предоставление льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании ст. 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области». *Номер* истец обратилась Управление социальной политики №10 с соответствующим заявлением, однако получила необоснованный отказ в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку осуществляла трудовую деятельность в федеральных государственных учреждениях.
Не согласившись с указанным решением, истец просит признать за ней право по получение компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также возложить на Управление социальной политики №10 обязанность по выдаче ей справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг /л.д. 4-13, 108-116/.
Истец Евдокимова С.В., представитель истца Розенберг Е.Г. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления социальной политики №10 Попова А.А. исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление /л.д. 70-71/.
Представитель ответчика МинСоцПолитики Свердловской области, представители третьих лиц ФБУЗ МСЧ №32 ФМБА России, ГАУЗ СО «Малышевская ГБ» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представил суду отзыв на исковое заявление, просили рассмотреть дело в свое отсутствие /л.д. 61-63, 102 оборот, 67-68, 102, 85-86, 96, 103/.
Представитель третьего лица ФГБУЗ ЦГИЭ №32 ФМБА России в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, возражения на исковое заявление не предоставил, просил рассмотреть дело в свое отсутствие /л.д. 105, 106/.
В соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Асбестовского городского суда Свердловской области.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Положения ст. ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации, провозглашающие Российскую Федерацию социальным государством и гарантирующие каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относят определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя.
В соответствии со ст. 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области» медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, а также медицинским работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов.
Как установлено в судебном заседании, Евдокимова С.В., являясь медицинским работником, осуществляла трудовую деятельность в периоды:
– с *Дата* по *Дата* – в должности помощника санитарного врача санэпидстанции в МСЧ *Номер* (с *Дата* МУЗ «Городская больница *Номер* р.*Адрес*»);
– с *Дата* по *Дата* – в должности помощника санитарного врача ЦГСЭН *Номер* МСЧ *Номер* Министерства здравоохранения Российской Федерации;
– с *Дата* по настоящее время – в должности помощника санитарного врача ГУЗ «ЦГСЭН *Номер*» ФУМБмЭП при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (с *Дата* – ГУЗ «ЦГСЭН *Номер*» ФМБА России, с *Дата* – ГУЗ «ЦГ и Э *Номер*» ФМБА России, с *Дата* – ФГУЗ ЦГиЭ *Номер* ФМБА России).
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа» установлен механизм назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области».
Из приведенных нормативных положений следует, что меры предоставления социальной поддержки, предусмотренные Законом Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области», Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП, предоставляются при выполнении условий стажа работы по медицинской (фармацевтической) специальности не менее 10 лет, работы в медицинских учреждениях (в том числе обособленных), находящихся в поселковых и сельских населенных пунктах и одновременно подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, и медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения Свердловской области.
В соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в редакции 22.07.1993) (далее – Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) к государственной системе здравоохранения были отнесены Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки.
При этом, исходя из положений п. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции 22.07.1993), врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Положениями пп. 13, 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. ст. 12, 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены ряд изменений.
В частности, в силу ч. 1 ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции от 29.12.2004) к государственной системе здравоохранения были отнесены федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
Положения ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции от 29.12.2004) признаны утратившими силу. Одновременно в статью была введена часть четвертая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В связи со вступлением в силу с 01.01.2012 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государственную систему здравоохранения составляют федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы; исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части); подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Диспозицией ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях реализации ч. 2 ст. 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации было принято постановление от 30.12.2014 № 1607 «О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях», а на территории Свердловской области установлены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, и медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения Свердловской области, за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта, которые перечислены в ч. 1 ст. 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области».
Из анализа справки ГАУЗ СО «Малышевская городская больница» от *Дата* *Номер* и информационного письма МУЗ «Городская больница р.*Адрес*» следует, что МСЧ *Номер*, учредителем которой являлось Министерство Российской Федерации по атомной энергии, с *Дата* была переименована в МУЗ «Городская больница *Номер* р.*Адрес*» и отнесена к медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения /л.д. 40-41, 44-45, 74/.
Согласно Перечню федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 872, к федеральным специализированым медицинским учреждениям отнесено Государственное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть *Номер* Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации», *Адрес*, Свердловская область.
Из представленных в материалы дела уточняющей справки от *Дата* *Номер*, исторической справки от *Дата* *Номер*, выписки из ЕГРЮЛ ФГБУЗ ЦГиЭ *Номер* ФМБА России, следует, что ГУЗ «ЦГСЭН *Номер*» ФУМБмЭП при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (с *Дата* – ГУЗ «ЦГСЭН *Номер*» ФМБА России, с *Дата* – ГУЗ «ЦГ и Э *Номер*» ФМБА России, с *Дата* – ФГУЗ ЦГиЭ *Номер* ФМБА России) было отнесено федеральным государственным учреждения /л.д. 38, 49, 59/.
Таким образом, учреждения, в которых истец осуществляла свою трудовую деятельность (за исключением трудовой деятельности в МУЗ «Городская больница р.*Адрес*» с период с *Дата* по *Дата*) не являлись ни обособленным структурным подразделением медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти Свердловской области, ни медицинской организацией муниципальной системы здравоохранения, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Евдокимова С.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 195, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Евдокимова С.В. (ИНН *Номер*) к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 (ИНН 6603008191), Министерству социальной политики Свердловской области (ИНН 6661081169) отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Асбестовского городского суда Т.Р. Пожарская