05RS0№-09
Шамильский районный суд
Республики Дагестан
Судья Хайбулаев М.Р.
№ 2-346/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по гражданскому делу № 33-2200/2024
г. Махачкала, 15.03.2024
мотивированное: 22.03.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Загирова Н.В.,
судей Пономаренко О.В. и Чоракаева Т.Э.
при секретаре судебного заседания Есаяне А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя истца Отделения СФР по РД ФИО9 на решение Шамильского районного суда РД от 15.11.2023 по гражданскому делу по иску Отделения СФР РФ по РД к ФИО4 о возврате излишне выплаченных сумм,
заслушав доклад судьи Чоракаева Т.Э.,
УСТАНОВИЛА:
Отделение СФР по РД обратилось в суд с иском к ФИО4 о взыскании с ответчика в пользу истца излишне выплаченные сумм социальных выплат в размере 531.258 руб.
В обосновании иска указано, что в соответствии Постановлению Правительства РФ от 09.04.2022 № 630 «Об утверждений основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» ФИО1, <дата> года рождения (СНИЛСС 083-248-588 87) было подано заявление 22.08.2022 г., через единый портал государственных и муниципальных услуг (далее по тексту ЕПГУ) на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет ежемесячное пособие было назначено путем вынесения решения о назначении пособия 25.08.2022 г. на срок с 01.04.2022 по 31.07.2023 гг. на детей: ФИО2, <дата> г.р.; ФИО3, <дата> г.р.; ФИО2, <дата> г.р.
В ходе проверки было выявлено, что в результате технического сбоя программы (произошедшего по Причине массового обращения граждан) данная выплата была назначена, не обосновано, у вышеупомянутого лица, отсутствует доход в расчетный период. Таким образом, произошла переплата образовавшая по вине, заявителя в размере 531.258 рублей с 01.04.2022 по 31.05.2023 гг. В связи с выявленным фактом выплата прекращена с 01.06.2023 году.
Отделение СФР РФ по РД в адрес ответчика, было направлено письмо о добровольном возмещении излишне выплаченных социальных выплат. Однако на момент обращения в суд, ущерб причиненный государству в результате неположенной социальной выплаты, денежные средства ФИО1 не возвращены.
Решением Шамильского районного суда РД от 15.11.2023 исковые требования Отделения СФР РФ по РД оставлены без удовлетворения.
На данное решение суда представителем истца Отделения СФР по РД ФИО9 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
В обосновании апелляционной жалобы указано, что путем вынесения решения о назначении пособия 25.08.2022 г. истцу было назначено ежемесячное пособие на срок с 01.04.2022 по 31.07.2023 гг., произведение которой было прекращено с 01.06.2023 г. В результате выявлена переплата за период с 01.04.2022 по 31.07.2023 гг., в размере 531.258 руб. 00 коп. В ходе проверки было выявлено, что в результате технического сбоя программы (произошедшего по причине массового обращения граждан) отсутствует запрос в Росреестр, системой не формируется запрос в Росреестр на детей. В адрес ФИО1 было направлено письмо о добровольном возмещении излишне выплаченных социальных выплат, однако денежные средства ею не возвращены.
Изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 22.08.2022 через единый портал государственных и муниципальных услуг ФИО1 было подано заявление через единый портал государственных и муниципальных услуг на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет. Ежемесячное пособие было назначено путем вынесения 25.08.2022 решения о назначении пособия на срок с 01.04.2022 по 31.07.2023 на детей: ФИО2, <дата> г.р.; ФИО3, <дата> г.р.; ФИО2, <дата> г.р.
Из решения от 30.05.2023 следует, что при проверке выявлена переплата в размере 531.258 руб., допущенная при назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет, установленного при рассмотрении заявления ФИО1
Обращаясь в суд с данным иском, истец указал, что переплата ежемесячной денежной выплаты ФИО1 образовалась в результате технического сбоя программы (произошедшего по причине массового обращения граждан) и отсутствием у заявителя дохода в расчетном периоде.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил юридически значимые по делу обстоятельства, дал оценку представленным сторонами доказательствам, со ссылкой на положения ст.ст. 1102, 1109 ГК РФ, отказал в удовлетворении исковых требования пенсионного органа.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. 1 Постановления Правительства Республики Дагестан от 07.09.2005 года № 146 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Дагестан», многодетными семьями, нуждающимися в социальной поддержке, признаются семьи, имеющие 3 и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных (удочеренных), приемных.
В период спорных правоотношений действовал Указ Президента Российской Федерации от 31.05.2022 года № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей», который утратил силу с 01.01.2023 года.
Данным Указом Президента Российской Федерации с 01.04.2022 года была установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее – Порядок), в период возникновения спорных правоотношений были регламентированы Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 года № 630, которое утратило силу с 01.01.2023.
В силу п. 19 Порядка, в случае если заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты подано с использованием единого портала или регионального портала государственных и муниципальных услуг, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, представляет документы (сведения).
Решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты принимается органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного электронного взаимодействия, или недостающих документов (сведений), представленных позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты (пункт 25 Порядка).
Основания для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты были предусмотрены пунктом 23 Порядка, подпунктом «л» которого в качестве одного из оснований для отказа было предусмотрено отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами «а», «б» (в части пенсий), «в» (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), «е», «к», «м» - «о» и «р» пункта 32 настоящих основных требований, за расчетный период, предусмотренный пунктом 33 настоящих основных требований.
Этим же подпунктом «л» пункта 23 Порядка предусмотрены исключения из его применения, в то числе, в случае, если заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также, если семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи).
При этом в соответствии с абзацем первым пункта 24 Порядка периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в подпункте «л» пункта 23 настоящих основных требований, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 33 настоящих основных требований, решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты не принимается.
В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение ежемесячной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная ежемесячная выплата подлежит взысканию по правилам ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены гл. 60 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, <.> и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
В материалах дела отсутствуют отвечающие требованиям ст. ст. 59-60 ГПК РФ доказательства, подтверждающие факт недобросовестности ФИО1 при получении выплат, а также факт получения ФИО1 ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет за искомый период в сумме 531.258 рублей.
Представленные истцом сведения, не отражают всей картины событий, поскольку не указаны сведения о снятии или регистрации того или иного имущества, основания их возникновения или отчуждения, сведения о доходах и расходах.
Кроме того, истцом не представлены сведения и или документы, указывающие на то, что излишне выплаченные сумм социальных выплат, были произведены ошибочно, именно из-за технических сбоев программного обеспечения, то есть отсутствует акт, или иной документ указывающий на это, за подписью ответственных лиц.
При разрешении возникшего между сторонами спора суд апелляционной инстанции также принимает во внимание то обстоятельство, что именно на пенсионный орган действующим законодательством возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, путем проверки обоснованности предоставления гражданину такой выплаты.
Остальные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы его, жалоба не содержит.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шамильского районного суда РД от 15.11.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Отделения СФР по РД – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи