Судья Лошаков Т.Н. |
Дело № 21-157/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре Мирзабековой Н.Ю., рассмотрев 20 декабря 2023 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу защитника краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» Чернушича А.Г., поданную на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 октября 2023 года, которым постановлено:
«Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10 августа 2023 года № 22-22/2023по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.14, ч. 1 ст. 8.14, ч. 1 ст. 8.14, ч. 1 ст. 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» оставить без изменения, а жалобу защитника Чернушича А.Г. – без удовлетворения»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора (далее – должностное лицо) № от 10 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 октября 2023 года, краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» (далее по тексту - КГУП «Камчатский водоканал», Предприятие) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.1, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.14, частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Основанием для привлечения КГУП «Камчатский водоканал» к административной ответственности послужили выявленные 21 июля 2023 года в ходе внеплановой выездной проверки должностными лицами Росприроднадзора нарушения частей 2, 3 статьи 21, статьи 23.1, частей 6, 9 статьи 31.2, частей 1, 2 статьи 34, частей 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 43.1, частей 2, 4 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 4 статьи 35, пунктов 1, 6 части 2 статьи 39, части 1 статьи 44, частей 4, 6 статьи 56, части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 3, 5, 8 Правил выдачи разрешения на временные сбросы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2022 года № 886, Нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 552, Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 февраля 2022 года № 109, подпункта «а» пункта 2, пункта 4 Правил разработки мероприятий по охране окружающей среды, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 декабря 2018 года № 667.
В жалобе, поданной в <адрес>вой суд, защитник КГУП «Камчатский водоканал» ФИО4 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, указав, что административные правонарушения, предусмотренные статьями 8.1, 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не являются длящимися, в связи с чем датой их совершения является не ДД.ММ.ГГГГ, как было установлено в ходе рассмотрения дела, что влечет прекращение производства по делу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника КГУП «Камчатский водоканал» ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 данного Кодекса, влечет привлечение к административной ответственности.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
Административная ответственность по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 3 апреля 2017 года № КГУП «Камчатский водоканал» в пользование предоставлена часть <данные изъяты> с целью сброса сточных вод с использованием выпусков сточных вод, в том числе выпусков <данные изъяты> <данные изъяты>
Решением Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 3 апреля 2017 года № КГУП «Камчатский водоканал» в пользование предоставлен водный объект – части рек Халактырка, Кирпичная в целях сброса сточных вод с использованием выпуска <данные изъяты>».
Решением руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 21 июня 2023 года в связи с поступлением сведений о загрязнении водных объектов <данные изъяты> и <данные изъяты> в результате которого могла произойти гибель водных биологических ресурсов в районе <адрес>, назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду КГУП «Камчатский водоканал»: выпуск сточных вод <данные изъяты>», производственная площадка «<данные изъяты> выпуск сточных вод <данные изъяты>
В ходе проведенной в период с 3 июля 2023 года по 14 июля 2023 года внеплановой выездной проверки должностными лицами Росприроднадзора были выявлены нарушения частей 2, 3 статьи 21, статьи 23.1, частей 6, 9 статьи 31.2, частей 1, 2 статьи 34, частей 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 43.1, частей 2, 4 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 4 статьи 35, пунктов 1, 6 части 2 статьи 39, части 1 статьи 44, частей 4, 6 статьи 56, части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 3, 5, 8 Правил выдачи разрешения на временные сбросы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2022 года № 886, Нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 552, Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 февраля 2022 года № 109, подпункта «а» пункта 2, пункта 4 Правил разработки мероприятий по охране окружающей среды, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 декабря 2018 года № 667, что послужило основанием для составления 27 июля 2023 года в отношении КГУП «Камчатский водоканал» протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.14, частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в соответствии с протоколом № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, КГУП «Камчатский водоканал» не скорректирована и не представлена программа производственного экологического контроля по объекту II категории – выпуск сточных вод <данные изъяты> с учетом ввода в эксплуатацию очистных сооружений, появлением новых источников выбросов по результатам проведенной актуализации объекта негативного воздействия на окружающую среду, связанной с изменением технологических процессов, заменой технологического оборудования, повлекших за собой изменение качественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду;
- согласно протоколу № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не актуализированы декларации о воздействии на окружающую среду по выпускам <данные изъяты>», <данные изъяты>
- согласно протоколу № <адрес> по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, КГУП «Камчатский водоканал» допущено превышение концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых в <данные изъяты> сточных водах на выпуске <данные изъяты>», при сбросе сточных вод с превышением установленных нормативов план мероприятий по охране окружающей среды не разработан, временно разрешенные сбросы не установлены;
- в соответствии с протоколом № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сточные воды на выпуске <данные изъяты>» превышают допустимые значения, содержащиеся в расчете НДС декларации о воздействии, превышают допустимые значения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Временно разрешенные сбросы в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды по выпуску <данные изъяты>» на период 2022-2023 годов, не установлены;
- согласно протоколу № по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сточные воды на выпуске <данные изъяты> превышают допустимые значения, содержащиеся в расчете НДС декларации о воздействии, превышают допустимые значения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Временно разрешенные сбросы в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды по выпуску <данные изъяты>» на период 2022-2023 годов, не установлены;
- в соответствии с протоколом № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, КГУП «Камчатский водоканал» осуществляется сбор и транспортировка по канализационным сетям сточных вод с последующим сбросом в озеро Халактырское через заглубленный выпуск <данные изъяты>», который не оборудован локальными очистными сооружениями для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, в результате чего в водный объект поступают неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды.
Установив на основании собранных по делу доказательств, получивших надлежащую правовую оценку, что КГУП «Камчатский водоканал» осуществляет деятельность на выпусках <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>» с нарушением требований частей 2, 3 статьи 21, статьи 23.1, частей 6, 9 статьи 31.2, частей 1, 2 статьи 34, частей 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 43.1, частей 2, 4 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 4 статьи 35, пунктов 1, 6 части 2 статьи 39, части 1 статьи 44, частей 4, 6 статьи 56, части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 3, 5, 8 Правил выдачи разрешения на временные сбросы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2022 года № 886, Нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 552, Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 февраля 2022 года № 109, подпункта «а» пункта 2, пункта 4 Правил разработки на мероприятий по охране окружающей среды, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 декабря 2018 года № 667, должностное лицо административного органа и судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края пришли к обоснованному выводу о совершении Предприятием административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.1, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.14, частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы о наличии составов указанных административных правонарушений основаны на исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доводы жалобы о том, что должностным лицом административного органа и судьей городского суда неверно установлено время совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые не являются длящимися, основанием для отмены принятых решений являться не могут в силу следующего.
Характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления, при этом неисполнение лицом обязанности, которая должна быть исполнена к определенному сроку, является длящимся правонарушением в случае, когда данная обязанность не прекращается с наступлением срока выполнения обязанности, и правонарушение может быть выявлено в любой момент после наступления этого срока и в любой момент может быть пресечено и устранено самим правонарушителем.
Поскольку объективная сторона вмененных КГУП «Камчатский водоканал» административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в невыполнении действий по корректировке программы производственного экологического контроля и актуализации декларации о воздействии на окружающую среду, которые не были проведены и на момент проверки, должностное лицо административного органа и судья городского суда обоснованно признали временем совершения указанных правонарушений дату их выявления, то есть составление акта по итогам проведенной проверки.
Доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных судьей городского суда в соответствии с правилами статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и не могут быть расценены иначе, как способ защиты с целью уклонения от ответственности за совершенное административное правонарушение, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены решения судьи.
Наказание Предприятию назначено с учётом характера и обстоятельств совершённых административных правонарушений, с применением положений частей 2, 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
При проверке дела в полном объеме, существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену решения судьи, не имеется, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.1, ░░░░░░░ 8.5, ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.14, ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.45 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░