Копия УИД: 16RS0050-01-2023-010311-81
дело № 5-792/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
07 ноября 2023 года город Казань
Судья Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан Ю.В. Еремченко,
c участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шарипова Сердара в присутствии переводчика М. Курбанбаевой, посредством видео-конференц-связи,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С. Шарипова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и гражданина Туркменистана, не имеющего регистрации на территории Российской Федерации, фактически проживающего по адресу: <адрес>, неработающего, имеющего среднее образование, холостого,
установил:
05.11.2023 в 10 час 10 мин по адресу: <адрес> сотрудниками полиции при проверке документов выявлен гражданин Туркменистана С. Шарипов, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, у которого срок регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации истек 15.10.2023 года. Ранее постановлением судьи Вахитовского районного суда г.Казани от 01.06.2023 года, вступившим в законную силу 14.06.2023 года, С. Шарипов года привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб. Таким образом, С. Шарипов нарушил право пребывания на территории Российской Федерации повторно в течение года, в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона № 115 от 25 февраля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», части 1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Заслушав С. Шарипова в присутствии переводчика М. Курбанбаевой, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ).
В силу требований части 1 статьи 20 названного Федерального закона иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 21 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В соответствии с частью 1 статьи 22 вышеназванного Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
С. Шарипов в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, указал, что 18.08.2023 года им заключен с КНИТУ-КАИ договор по программе высшего образования, в связи с чем, им оплачено 148 000 руб. за первый год обучения, ему выдана справка КНИТУ-КАИ о зачислении в ВУЗ. 15.10.2023 года он обратился с заявлением о продлении визы, данное заявление было удовлетворено, ему выдана ученическая виза сроком до 15.10.2024 года, паспорт с отметками о продлении визы был выдан ему на руки 27.10.2023 года, поэтому он не успел встать на регистрационный учет по месту пребывания.
Событие административного правонарушения и вина С. Шарипова подтверждается: протоколом об административном правонарушении № 9002335 от 05.11.2023, в котором изложена сущность правонарушения; протоколами об административном задержании и доставлении в ОП № 9 «Сафиуллина» Управления МВД России по г.Казани от 05.11.2023; рапортом сотрудника полиции об обнаружении признаков административного правонарушения; постановлением судьи Вахитовского районного суда г.Казани от 01.06.2023 года, вступившим в законную силу 14.06.2023 года.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о доказанности совершения С. Шариповым административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
С учетом изложенного суд считает необходимым назначить последнему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Между тем, согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N, от 27 мая 2008 г. N, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N и др.).
Материалами дела установлено, что 18.08.2023 года С. Шариповым заключен с КНИТУ-КАИ договор по программе высшего образования, в связи с чем, им оплачено 148 000 руб. за первый год обучения, выдана справка КНИТУ-КАИ о зачислении в ВУЗ с 01.09.2023 года, где он обучается по настоящее время на очно-заочном отделении.
Срок регистрации по месту пребывания истекал у С. Шарипова 15.10.2023 года, в связи с чем, 15.10.2023 года он подал заявление о продлении визы, данное заявление было удовлетворено, ему выдана ученическая виза сроком до 15.10.2024 года, паспорт с отметками о продлении визы был выдан ему на руки 27.10.2023 года.
Таким образом исполнение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» влечет невозможность получения С. Шариповым образования, в связи с чем не исключено нарушение его прав.
При изложенных обстоятельствах, необходимость применения к С. Шарипову столь суровой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, не обоснована.
Принимая во внимание изложенные фактические обстоятельства, правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, считаю возможным не назначать С. Шарипову административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 3.5, 4.1, 4.2, частью 4 статьи 18.8, статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать иностранного гражданина С. Шарипова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и гражданина Туркменистана, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей в доход государства.
В силу части 1.1. статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по РТ (ОП № 9 «Сафиуллина»); КПП 165501001; ИНН 1654002978; ОКТМО 92701000; номер счета 4010281044537000079; Банк – отделение НБ Республики Татарстан/УФК по Республике Татарстан; БИК 019205400; код бюджетной классификации 18811601181019000140, УИН 18880416230090023353.
Документ об оплате штрафа необходимо предоставить в канцелярию Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (часть 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись Ю.В. Еремченко
Копия верна
Судья Ю.В. Еремченко