УИД 29RS0014-01-2022-007211-84
Строка 2.046, г/п 0 руб.
Судья Москвина Ю.В.
Докладчик Зайнулин А.В. Дело № 33-6717/2023 19 октября 2023 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.,
судей Поповой Т.В., Зайнулина А.В.,
при секретаре судебного заседания Тюрлевой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-1664/2023 по иску Назарова В.А. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Назарова В.А. на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 29 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Зайнулина А.В., судебная коллегия
установила:
Назаров В.А. обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что работал в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Местом работы истца являлся <данные изъяты>, работа осуществлялась вахтовым методом. Работодателем не произведен расчет и не выплачена истцу заработная плата за сверхурочную работу в 2021 г., а также в сентябре 2021 г. заработная плата выплачена истцу не в полном объеме. В связи с этим истец полагал, что имеет право требовать с ответчика взыскания указанной задолженности по заработной плате и компенсацию за задержку ее выплаты. Учитывая изложенное, истец просил взыскать с ответчика заработную плату за сверхурочную работу за 2021 г. в размере 69 019 рублей 80 копеек, недоплаченную заработную плату за сентябрь 2021 г. в размере 4 946 рублей 07 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 26 784 рубля 51 копейка, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Истец Назаров В.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд первой инстанции не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд первой инстанции своего представителя не направил, предоставил отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо Министерство обороны Российской Федерации, извещенное надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание суда первой инстанции не направило, мнения по существу заявленных требований не выразило.
Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 29 марта 2023 г. исковые требования Назарова В.А. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворены частично.
С ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в пользу Назарова В.А. взысканы проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 137 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Назарова В.А. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в остальной части отказано.
С указанным решением не согласился Назарова В.А., в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права, неверное установление обстоятельств дела.
При этом истец считает, что время, установленное судом первой инстанции как недоработка, не входит в рабочее время в пределах графика работы на вахте и не может учитываться при подсчёте часов сверхурочной работы.
Также истец указывает, что судом неверно произведён расчёт компенсации за задержку выплаты заработной платы.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России просит апелляционную жалобу истца оставить без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили. Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь положениями части 3 и 4 статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положениям части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, выслушав пояснения истца Назарова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Назарова В.А. с 11 февраля 2020 г. состоял в трудовых отношениях с ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, на основании заключенного между сторонами трудового договора от 11 февраля 2020 г. № 19/2020 НЗ.
В соответствии с дополнительным соглашением от 1 мая 2020 г. истец с указанной даты осуществлял трудовую деятельность в должности <данные изъяты>
Рабочее место истца находилось в <данные изъяты>, работа осуществлялась вахтовым методом.
Согласно трудовому договору, с учетом дополнительных соглашений к нему, истцу установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 12 месяцев (один год). Работнику предоставляются льготы и выплачиваются компенсации на условиях, в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя и трудовым договором.
В соответствии с приказом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 1 ноября 2021 г. № 306-л/с действие трудового договора, заключенного между сторонами прекращено и истец уволен 6 ноября 2021 г. на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
Из расчетных листков истца за 2021 г. следует, что ему был установлен должностной оклад в размере 7 952 рубля, районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 60 %, надбавка за вредные условия труда в размере 8 %, надбавка за выслугу лет в размере 5 %, а также ежемесячная премия в размере 25 % от оклада, которая выплачивалась каждый отработанный истцом месяц.
В соответствии с пунктом 6 приказа ответчика от 11 ноября 2020 г. № 111-к «Об организации работ вахтовым методом <данные изъяты>) на объектах электросетевого хозяйства на период 2021 г.» для персонала, работающего вахтовым методом, определен сменный режим работы (I и II смена), включая работу в выходные и праздничные дни, с продолжительностью рабочей смены 11 часов.
Обращаясь с рассматриваемым иском в суд, истец указывал на то, что ответчик не произвел оплату сверхурочной работы за 2021 г., а также не в полном объеме выплатил заработную плату за сентябрь 2021 г.
Разрешая рассматриваемый спор, суд первой инстанции исходил из того, что переработка истца в 2021 г. составила 569 часов, недоработка – 488 часов, в связи с чем общая переработка на вахте истца составила 81 час. При этом в 2021 г. истцу был предоставлен междувахтовый отдых в количестве 303 часа. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что переработка в пределах графика в 2021 г. у истца отсутствует, в связи с чем отказал в удовлетворении требования о взыскании задолженности по заработной плате за сверхурочную работу и, соответственно, процентов за задержку ее выплаты.
При этом суд первой инстанции установил, что работодатель выплатил истцу заработную плату за сентябрь 2021 г. в размере 4 241 рубль 57 копеек 15 декабря 2021 г. В связи с этим суд не усмотрел оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по заработной плате за сентябрь 2021 г., однако, применив положения статьи 236 Трудового кодекса РФ, суд взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 137 рублей.
Также суд на основании статьи 237 Трудового кодекса РФ признал обоснованным требование истца о компенсации морального вреда, размер которой определил в сумме 5 000 рублей.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно них. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Решение суда в части взыскания с ответчика задолженности по заработной плате за сентябрь 2021 г. и компенсации морального вреда, сторонами не обжалуется, в связи с чем в этой части в соответствии с положениями статьи 327.1 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
С учетом указанного, судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Проверяя доводы жалобы на решение суда в части компенсации за сверхурочную работу в 2021 г., судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 129 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работника – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса РФ).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Из приведенных норм Трудового кодекса РФ следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
В части 1 статья 349 Трудового кодекса РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 названной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса РФ).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
В пункте 2 раздела Условий установлено, что в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 гражданскому персоналу воинских частей и организаций осуществляются выплаты компенсационного характера, в том числе при выполнении сверхурочной работы.
В части 1 статьи 99 Трудового кодекса РФ определено, что сверхурочной является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Согласно части 2 статьи 104 Трудового кодекса РФ нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.
Правила оплаты сверхурочной работы установлены в статье 152 Трудового кодекса РФ.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (часть 1 статья 152 Трудового кодекса РФ).
Согласно пункту 5.4.3.2 Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, являющегося приложением к приказу начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 июня 2020 г. №1ПР/125, учреждение по истечении учетного периода оплачивает работникам сверхурочную работу за первые два часа работы – в полуторном размере (доплачивается 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час), за последующие часы работы – в двойном размере (доплачивается 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час).
В пункте 5.3.3. Положения от 30 июня 2020 г. №1ПР/125 установлено, что среднегодовая норма часов за месяц рассчитывается по формуле: годовая норма часов по утвержденному производственному календарю / 12.
Согласно пункту 5.3.5 Положения, оплата труда работникам с суммированным учетом рабочего времени и учетным периодом год рассчитывается по формуле: оклад / на среднегодовую норму часов за месяц х отработанное количество часов в месяц.
В соответствии с пунктом 5.7.1 Положения работнику, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 2 степеней – на 8 %.
Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 июня 2020 г. № 1ПР/123 утверждено Положение о стимулирующих выплатах и премиях работникам.
Согласно пункту 4.1 Положения, гражданскому персоналу учреждения устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, ставкам заработной платы (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года – 5 %, свыше 2 лет – 10 %, свыше 3 лет – 15 %, свыше 5 лет – 20 %, свыше 10 лет – 30 %, свыше 15 лет – 40 %.
Согласно пункту 5.1 указанного Положения, работникам учреждения выплачивается премия за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за месяц (ежемесячная премия).
Размер ежемесячной премии не может превышать 25 % от установленного размера оклада (тарифной ставки) (пункт 5.3).
Вопреки доводам ответчика, при расчете оплаты сверхурочной работы подлежат учету стимулирующие выплаты (ежемесячная премия, надбавка за работу во вредных условиях труда и надбавка за выслугу лет), предусмотренные системой оплаты труда.
Истцу ежемесячно выплачивалась надбавка за выслугу лет в размере 5 %, данная надбавка является гарантированным элементом системы оплаты труда и не зависит от выполнения работником каких-либо условий (пункт 1.2 Положения от 30 июня 2020 г. №1ПР/123).
Также из материалов дела следует, что истцу ежемесячно выплачивалась надбавка за работу во вредных условиях труда в размере 8 %.
Как следует из расчетных листков истца за 2021 г., истцу ежемесячно начислялась премия в размере 25 % от оклада, рассчитанного пропорционально количеству отработанных часов в месяце, при этом Положение о стимулирующих выплатах и премиях работникам не содержит данных о том, что ежемесячная премия выплачивается из фонда экономии оплаты труда.
Не представлено ответчиком доказательств того, что премии являлись дополнительным материальным стимулированием на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Таким образом, расчет компенсации за переработку по итогам работы за год, на протяжении которого истцу ежемесячного начислялась надбавка за работу во вредных условиях труда, надбавка за выслугу лет и ежемесячная премия, необходимо производить с учетом оклада, увеличенного на процент надбавки за работу во вредных условиях труда и начисленных на него надбавки за выслугу лет и ежемесячной премии.
Указанные стимулирующие выплаты входят в систему оплаты труда и не могут не учитываться при компенсации часов переработки, поскольку из части 1 статьи 152 Трудового кодекса РФ, предусматривающей в качестве общего правила оплату за сверхурочную работу за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца 2 части 2 статьи 22 и статей 132 и 149 Трудового кодекса РФ следует, что сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в пределах нормы рабочего времени.
Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору.
К тому же в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. № 35-П разъяснено, что оплата сверхурочной работы исключительно в размере увеличенной в полтора или в два раза часовой тарифной ставки (оклада или должностного оклада, рассчитанного за час работы) без учета компенсационных и стимулирующих выплат, которые сопоставимы, а зачастую и существенно превышают месячную тарифную ставку либо оклад (должностной оклад), ведет к тому, что работник, выполняющий работу сверх установленной продолжительности рабочего времени (т.е. фактически в течение времени, предназначенного для отдыха), будет получать оплату, которая в действительности не только не выше, но и значительно ниже оплаты за ту же работу, выполняемую в пределах установленной продолжительности рабочего времени.
Между тем в решении такого рода вопросов надо исходить из того, что предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, начисляемые к тарифной ставке либо окладу (должностному окладу) работника, являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны - по смыслу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ – начисляться за все отработанное работником время, в том числе за пределами его продолжительности, установленной для работника. Иное означает произвольное лишение работника при расчете оплаты за сверхурочную работу права на получение соответствующих дополнительных выплат и тем самым влечет недопустимое снижение причитающегося ему вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, но в пределах установленной продолжительности рабочего времени.
В подобной ситуации – вопреки принципу равенства, который в сфере оплаты труда означает не только необходимость равной оплаты за труд равной ценности, но и недопустимость применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении, - работники, привлекаемые к сверхурочной работе (т.е. к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказываются в худшем положении по сравнению с теми, кто выполняет ту же работу в пределах установленной продолжительности рабочего времени (т.е. в нормальных условиях). При этом работники, оплата труда которых не ограничивается лишь тарифной ставкой или окладом (должностным окладом), при выполнении сверхурочной работы фактически приравниваются с точки зрения оплаты труда к лицам, чей труд оплачивается исключительно исходя из тарифной ставки или оклада (должностного оклада). Тем самым цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигается.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 27 июня 2023 г. № 35-П указал, что впредь до внесения изменений в правовое регулирование оплата труда привлеченного к сверхурочной работе работника, заработная плата которого – помимо тарифной ставки или оклада (должностного оклада) – включает компенсационные и стимулирующие выплаты, производится следующим образом: время, отработанное в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени, оплачивается из расчета тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех дополнительных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, причем работнику должна быть гарантирована заработная плата в размере не ниже минимального размера оплаты труда без учета дополнительных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; время, отработанное сверхурочно, оплачивается – сверх заработной платы, начисленной работнику за работу в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени, – из расчета полуторной (за первые два часа) либо двойной (за последующие часы) тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, на одинарную тарифную ставку или одинарный оклад (должностной оклад). Тем самым оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника по сравнению с оплатой за аналогичную работу в пределах установленной продолжительности рабочего времени.
При таких обстоятельствах при определении размера компенсации за сверхурочную работу, подлежащей выплате истцу, необходимо исходить из оклада истца с начислением надбавки за работу во вредных условиях труда, ежемесячной премии и надбавки за выслугу лет.
Довод ответчика о том, что сверхурочная работа не может возникнуть у истца в силу условий его работы вахтовым методом с суммированным учетом рабочего времени, основан на ошибочном толковании норм трудового права.
В соответствии с вышеприведенными нормами права при суммированном учете рабочего времени сверхурочной является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Таким образом, количество отработанных истцом часов, превышающих индивидуальную норму рабочего времени за учетный период, является сверхурочной работой и подлежит оплате в силу положений статьи 152 Трудового кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, индивидуальная норма рабочего времени для истца в 2021 г. (в период с 1 января 2021 г. по дату увольнения 6 ноября 2021 г.) составляет 1 365 часов, исходя из расчета: 1 661 час – 296 часов = 1 365 часов, где 1 661 час – общая норма рабочего времени за период с 1 января 2021 г. по 6 ноября 2021 г., 296 часов – общая продолжительность отпусков, предоставленных истцу за указанный период.
При этом согласно табелю учета рабочего времени и расчетным листкам, истцом фактически отработано и оплачено работодателем 1 402 часа, из которых 22 часа отработаны в нерабочие праздничные дни и оплачены в повышенном размере в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, количество часов сверхурочной работы, подлежащей оплате истцу в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса за 2021 г. составит 15 часов исходя из расчета: 1 402 часа – 1 365 часов – 22 часа = 15 часов, где 1 402 часа – количество фактически отработанных истцом часов за период с 1 января 2021 г. по 6 ноября 2021 г., 1 365 часов – индивидуальная норма рабочего времени для истца в 2021 г., 22 часа – количество часов, отработанных в нерабочие праздничные дни.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии у истца количества часов переработки.
Расчет сверхурочной работы, выполненный истцом, судебной коллегией отклоняется, поскольку он также определил неверное количество своих часов переработки исходя из каждого месяца в отдельности. При этом, как указано судом выше, истцу установлен суммированный учет рабочего времени, который составляет 12 месяцев, следовательно, примененный истцом подход является необоснованным.
В силу статьи 152 Трудового кодекса РФ и пунктов 5.4.3.2, 5.3.3, 5.3.5 Положения от 30 июня 2020 г. № 1ПР/125 расчет сверхурочной работы производится по состоянию на конец учетного периода.
Следовательно, расчет сверхурочной работы должен быть произведен за календарный год, а в случае с истцом по состоянию на последнюю дату его работы в расчетном календарном году, т.е. по состоянию на 6 ноября 2021 г.
Контррасчет ответчика также отклоняется судебной коллегией, поскольку данный расчет необоснованно произведен без учета надбавки за работу во вредных условиях труда, надбавки за выслугу лет и ежемесячной премии.
Учитывая изложенное, судебная коллегия самостоятельно производит расчет оплаты, подлежащей выплате истцу за сверхурочную работу.
При этом судебная коллегия обращает внимание на следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени – на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней – на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда – на 24 процента.
В пункте 26 указанного Приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации, определено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, ставкам заработной платы (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года – 5 процентов; свыше 2 лет – 10 процентов; свыше 3 лет – 15 процентов; свыше 5 лет – 20 процентов; свыше 10 лет – 30 процентов; свыше 15 лет – 40 процентов.
Идентичные положения закреплены в пункте 5.7.1 Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 июня 2020 г. № 1ПР/125, и в пункте 4.1 Положения о стимулирующих выплатах и премиях работникам, утверждённого Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 июня 2020 г. №1ПР/123
Согласно пунктам 5.1, 5.3 указанного Положения о стимулирующих выплатах и премиях работникам, работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России выплачивается премия за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за месяц (ежемесячная премия). Размер ежемесячной премии не может превышать 25 % от установленного размера оклада (тарифной ставки).
Исходя из буквального толкования указанных положений, работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится повышение должностного оклада, в зависимости от степени вредности условий труда, и уже на указанный повышенный оклад производится последующее начисление стимулирующих надбавок (премия и надбавка за выслугу лет).
Также согласно условиям трудового договора и нормативным правовым актам, применяется система оплаты труда, основанная на должностных окладах (фиксированном размере оплаты труда за календарный месяц). При этом действующим Положением о вахтовом методе организации работ предусмотрено, что среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем деления годовой нормы рабочего времени (а не индивидуальной) в часах на 12.
Таким образом, размер доплаты за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за 2021 г. (в период с 1 января 2021 г. по дату увольнения 6 ноября 2021 г.) составит 2 473 рубля 02 копейки, исходя из следующего расчета: (951,16 + 160 %), где 160 % – сумма районного коэффициента 2,0 и северной надбавки 60 %, 951,16 – оплата за сверхурочную работу, рассчитанная исходя из оплаты по окладу, доплаты за работу во вредных условиях труда, за выслугу лет и ежемесячной премии: (11 164,61 / 164,33 х 0,5 х 2 часа) + (11 164,61 / 164,33 х 1 х 13 часов), где 11 164,61 – оклад в размере 7 952 рубля с учетом надбавки за работу во вредных условиях труда в размере 8 %, за выслугу лет в размере 5 % и ежемесячной премии в размере 25 % ((7 952 + 8 %) + (5 % + 25 %)), а 164,33 – норма часов в месяц (1972 / 12).
Согласно положениям статьи 236 Трудового кодекса РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из содержания данной нормы следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Факт нарушения сроков выплаты заработной платы за сверхурочную работу установлен, что является основанием для взыскания компенсации за задержку данных выплат.
С изменением размера невыплаченной заработной платы и с учетом положений пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», подлежит изменению и размер компенсации за задержку выплаты заработной платы, предусмотренный статьей 236 Трудовой кодекса РФ, взысканный судом.
В соответствии со статьей 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Поскольку истец уволен 6 ноября 2021 г., то работодатель обязан был произвести с Назаровым В.А. окончательный расчет 6 ноября 2021 г. Следовательно, нарушение срока оплаты сверхурочной работы по итогам 2021 г. надлежит исчислять с 7 ноября 2021 г.
При этом в настоящее время указанная задолженность не погашена работодателем, в связи с чем судебная коллегия взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию за задержку выплаты заработной платы за сверхурочную работу за период с 7 ноября 2021 г. по 19 октября 2023 г. (по дату вынесения настоящего апелляционного определения).
Таким образом, компенсация за задержку выплаты заработной платы за сверхурочную работу за период с 7 ноября 2021 г. по 19 октября 2023 г. составит 1 127 рублей 88 копеек, исходя из расчета:
2 473,02 х 0,075 (7,5 %) х 43 дня / 150 = 53,17;
2 473,02 х 0,085 (8,5 %) х 56 дней / 150 = 78,48;
2 473,02 х 0,095 (9,5 %) х 14 дней / 150 = 21,93;
2 473,02 х 0,2 (20 %) х 42 дня / 150 = 138,49;
2 473,02 х 0,17 (17 %) х 23 дня / 150 = 64,46;
2 473,02 х 0,14 (14 %) х 23 дня / 150 = 53,09;
2 473,02 х 0,11 (11 %) х 18 дней / 150 = 32,64;
2 473,02 х 0,095 (9,5 %) х 41 день / 150 = 64,22;
2 473,02 х 0,08 (8 %) х 56 дней / 150 = 73,86;
2 473,02 х 0,075 (7,5 %) х 308 дней / 150 = 380,85.
2 473,02 х 0,085 (8,5 %) х 22 дня / 150 = 30,83;
2 473,02 х 0,12 (12 %) х 34 дня / 150 = 67,27;
2 473,02 х 0,13 (13 %) х 32 дня / 150 = 68,59.
Также судом первой инстанции установлено, что ответчик несвоевременно выплатил истцу заработную плату за сентябрь 2021 г., в связи с чем взыскал с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в пользу Назарова В.А. компенсацию за задержку выплаты заработной платы за сентябрь 2021 г. за период с 11 октября 2021 г. по 15 декабря 2021 г. (дата выплаты заработной платы) в размере 137 рублей.
Факт несвоевременной выплаты истцу заработной платы за сентябрь 2021 г. и ее размер сторонами не оспаривается, апелляционная жалоба соответствующих доводов не содержит, в связи с чем данное обстоятельство не является предметом проверки в суде апелляционной инстанции.
Учитывая, что работодатель допустил просрочку выплаты заработной платы за сентябрь 2021 г., то суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 236 Трудового кодекса РФ, пришел к обоснованному выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за задержку выплаты указанной заработной платы.
Размер и период компенсации за задержку заработной платы за сентябрь 2021 г. судом первой инстанции определены верно, в соответствии с положениями статьи 236 Трудового кодекса РФ. Истец в своей апелляционной жалобе не приводит доводов о несогласии с данным расчетом суда. В связи с этим у судебной коллегии не имеется оснований для изменения размера компенсации за задержку выплаты заработной платы за сентябрь 2021 г., взысканной судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в пользу Назарова В.А. подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты заработной платы в общей сумме 1 264 рубля 88 копеек (1 127,88 + 137).
В статье 237 Трудового кодекса РФ определено, что моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
По настоящему делу суд первой инстанции, установив факт нарушения трудовых прав истца, правильно исходил из того, что нормы действующего трудового законодательства презюмируют необходимость возмещения морального вреда, причинённого работнику любым нарушением его прав работодателем, и с учётом фактических обстоятельств дела и характера допущенных ответчиком нарушений трудовых прав пришёл к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, определив ко взысканию 5 000 рублей.
При этом в апелляционной жалобе истца не приведено доводов, оспаривающих решение суда в части определения размера взысканной компенсации морального вреда. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы в указанной части судебная коллегия не усматривает.
Также при вынесении решения суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения последствий пропуска срока на обращение с иском в суд, по соответствующему ходатайству ответчика, придя к выводу о том, что имеются основания для восстановления пропущенного срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса РФ. Решение суда в указанной части не оспаривалось, в связи с чем в силу положений статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене в части размера и периода компенсации за задержку выплаты заработной платы, а также отказа в удовлетворении требования о взыскании задолженности по оплате сверхурочной работы, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате сверхурочной работы за период с 1 января 2021 г. по 6 ноября 2021 г. в размере 2 473 рубля 02 копейки, компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 1 264 рубля 88 копеек, компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей 00 копеек и отказе в удовлетворении остальной части требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 29 марта 2023 г. отменить в части размера и периода компенсации за задержку выплаты заработной платы, а также отказа в удовлетворении требования о взыскании задолженности по оплате сверхурочной работы.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Назарова В.А. <данные изъяты> к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745) о взыскании задолженности по оплате сверхурочной работы, задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Назарова В.А. плату за сверхурочную работу за период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 2 473 рубля 02 копейки, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 1 264 рубля 88 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей 00 копеек, всего взыскать 8 737 рублей 90 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Назарова В.А. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате сверхурочной работы, задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы отказать.
Председательствующий | Е.И. Хмара |
Судьи | Т.В. Попова |
А.В. Зайнулин |