УИД 50RS0042-01-2021-009081-15
Дело №2а-5930/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08.12.2021 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой О.О.,
при секретаре Грязиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции ФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области к конорев вн о восстановлении пропущенного срока, взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 и 2019 годы, пени,
с участием представителя административного ответчика Елсуковой Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по г. Сергиев Посад обратилась в суд с административным иском к Конореву В.Н. о восстановлении пропущенного срока, взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 и 2019 годы, пени.
В обоснование требований с учетом уточнения оснований административный истец ссылается на то, что по данным оперативного учета за административным ответчиком числится задолженность по земельному налогу за 2018 и 2019 годы. Налоговый орган за соответствующие налоговые периоды по данным информационного обмена об объектах налогообложения исчислил налогоплательщику налоги и направил в его адрес налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, в которых сообщил о необходимости уплатить исчисленные суммы в установленный законом срок. В данный срок административный ответчик внес суммы, которые распределены частично в счет погашения задолженности по предшествующим налоговым периодам. В результате налоговая обязанность за 2018 и 2019 годы по земельному налогу у Конорева В.Н. осталась неисполненной в полном объеме. В связи с наличием недоимки Конореву В.Н. налоговым органом выставлены требования: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №, в которых на недоимки начислены пени. Административный истец обращался к мировому судье по месту жительства административного ответчика с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности, однако, в связи с поступлением от Конорева В.Н. письменных возражений относительно исполнения судебного акта судебный приказ отменен определением мирового судьи. Таким образом, налоговая обязанность административного ответчика за налоговые периоды 2018 и 2019 годов остается не полностью исполненной, в связи с чем, обратившись в суд, административный истец просит взыскать с Конорева В.Н. недоимку по земельному налогу: за 2018 год в размере 24 727 рублей, пени на указанную недоимку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 739 рублей 14 коп., недоимку по тому же налогу за 2019 года в размере 8 100 рублей, пени на указанную недоимку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 22 рубля 95 коп., а всего просит взыскать 34 589 рублей 09 коп. Кроме того, инспекция просит в случае пропуска срока на подачу административного иска восстановить таковой как пропущенный по уважительной причине со ссылкой на значительный объем документооборота, требующего дополнительное время для формирования административного иска и пакета документов к нему.
В судебное заседание административный истец, своего представителя не направил, извещался в порядке части 8 статьи 96 КАС РФ, на что указывают письменные пояснения, представленные в дело (л.д.72-72 об.), его явка обязательной судом не признавалась.
На основании статьи 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие стороны административного истца.
Административный ответчик Конорев В.Н. в заседание не явился, извещен, обеспечил участие представителя по доверенности Елсуковой Е.В., которая перед судом против удовлетворения административного иска возражала по доводам, изложенным письменно (л.д.54), сославшись на то, что земельный налог за 2018 и 2019 годы уплачен административным истцом в установленные законом сроки на основании выставленных налоговым органом налоговых уведомлений по уникальному идентификационному номеру платежного документа, в связи с чем внесенные суммы учтены за предыдущие налоговые периоды необоснованно. По изложенным основаниям просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Изучив доводы административного иска, заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, а также материалы административного дела № 2а-799/2021 по выдаче мировым судьей судебного участка № 227 Сергиево-Посадского судебного района Московской области судебного приказа на основании заявления административного истца о взыскании тех же платежей, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
По сведениям ЕГРН, ИФНС, не оспариваемым административным ответчиком, Конорев В.Н. являлся в 2018 и 2019 годах собственником земельных участков.
В силу положений статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований как местный налог.
Статья 388 Налогового кодекса РФ относит к налогоплательщикам земельного налога организации и физических лиц, обладающих земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как предусмотрено статьей 397 Налогового кодекса РФ, земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок и основания уплаты земельного налога на 2018-2019 годы предусмотрен Решением муниципального образования «Сергиево-Посадский район» МО от 19.10.2005 года № 40-МЗ «Об установлении земельного налога на территории Сергиево-Посадского муниципального района».
На основании приведенных положений закона инспекция ФНС по г. Сергиеву Посаду исчислила налогоплательщику налоги и направила в его адрес налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, в которых сообщила о необходимости уплатить исчисленные суммы в установленный законом срок (л.д.15-21). В налоговых уведомлениях содержится уникальный код и УИД платежного документа для уплаты налога. Получение уведомлений административным ответчиком не оспаривалось.
Земельный налог за 2018 и 2019 годы подлежал уплате Коноревым В.Н. в срок до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Как следует из представленных стороной административного ответчика платежных документов, начисленные Конореву В.Н. суммы земельного налога в полном объеме уплачены им: за 2018 год – по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ – в выставленном размере 46 697 рублей (л.д.16, 60), за 2019 год – в размере 8 100 рублей, что соответствует начисленной сумме, – по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64).
Таким образом, налоговая обязанность по земельному налогу исполнена Коноревым В.Н. за 2018 и 2019 годы в полном объеме.
Между тем, как следует из письменных пояснений административного истца и его уточненного административного иска (л.д.39-44, 72-72 об.), внесенные суммы зачтены: из уплаченных ДД.ММ.ГГГГ 46 697 рублей – в счет недоимки по налогу за 2014 год – 24 727 рублей, из уплаченных ДД.ММ.ГГГГ 8 100 рублей – в счет недоимки по налогу за 2013 год – полностью.
Указанное распределение поступивших средств привело к тому, что за Коноревым В.Н. перед бюджетом осталась недоимка по земельному налогу за 2018 год – в размере 24 727 рублей, за 2019 год – в сумме 8 100 рублей.
На указанную недоимку налоговым органом начислены пени: по недоимке за 2018 год в размере 24 727 рублей – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 739 рублей 14 коп., по недоимке за 2019 года в размере 8 100 рублей – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 22 рубля 95 коп.
В силу статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, – одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, применения иных мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
По правилам статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Учитывая то, что уплаченные суммы распределены административным истцом в счет ранее возникших недоимок по земельному налогу, в результате чего за 2018 и 2019 годы возникли недоимки, на которые начислены пени, Конореву В.Н. налоговым органом выставлены требования: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.22-29). Получение требований административным ответчиком не оспаривалось.
На основании статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Из указанных положений Налогового кодекса РФ следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов административного дела, налоговый орган прежде обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании тех же средств. Судебный приказ, вынесенный ДД.ММ.ГГГГ, отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ. В суд в административном исковом порядке инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ, т.е., в пределах 6 месяцев с момента отмены судебного приказа.
Административный истец просил суд восстановить срок на взыскание с Конорева В.Н. недоимки по налогу в судебном порядке, ссылаясь на загруженность в работе и положения статьи 95 КАС РФ.
По смыслу же указанной нормы восстановлению подлежит лишь пропущенный процессуальный срок, тогда как в настоящем деле судом установлено, что обращение в суд сделано в пределах такого срока.
В этой связи, требования налогового органа о восстановлении процессуального срока на взыскание с Конорева В.Н. недоимки по налогу в судебном порядке удовлетворению не подлежат.
Разрешая административный иск в оставшейся части, суд учитывает следующее.
Как следует из платежных документов по внесению Коноревым В.Н. средств, в них имеется ссылка на уникальный идентификационный номер платежного документа, совпадающий с теми, что указаны в налоговых уведомлениях.
По правилам подпункта 1.1. пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления.
Согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 12.11.2013 года № 107н (в редакции от 14.09.2020 года) «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж.
В соответствии с пунктом 12 Правил в реквизите «Код» распоряжения о переводе денежных средств указывается уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 или 25 знаков.
Согласно Письму МНС РФ и Сбербанка РФ от 10.09.2001 года №№ ФС-8-10/1199, 04-5198 (с изменениями и дополнениями от 18.02.2005 года, 12.03.2007 года, 20.05.2010 года, 01.08.2011 года, 11.12.2013 года) «О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» сформированные в налоговом органе платежные документы должны иметь индивидуальный номер (который проставляется в реквизите «Индекс документа») и быть зарегистрированы в налоговом органе в специальном журнале (реестре).
Таким образом, в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме №ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.
Административный истец в уточненном административном иске ссылается на положения абзаца 2 пункта 7 статьи 45 НК РФ, согласно которым при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
При этом, указывает, что Конорев В.Н. не обращался в налоговый орган с заявлением об уточнении платежей к определенному периоду.
Данное утверждение административного истца суд находит ошибочным, поскольку речь идет не об ошибке в оформлении поручения на перечисление налога, повлекшей неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, т.к. платежный документ содержит верные реквизиты выставленного счета, в частности, правильные УИН документов, а о намеренном зачислении административным истцом поступивших средств по уплате конкретных сумм налога за конкретные налоговые периоды в счет ранее возникшей недоимки, что является неправомерным действием налогового органа.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик исполнил обязанность за 2018 и 2019 годы по уплате земельного налога в установленные законом сроки и в полном объеме, в связи с чем не находит оснований к удовлетворению административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 289-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление инспекции ФНС России по городу Сергиеву Посаду Московской области к конорев вн о восстановлении пропущенного срока, взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 и 2019 годы в размерах 24 727 рублей и 8 100 рублей соответственно, а также начисленных на указанные недоимки пеней: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 739 рублей 14 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 22 рубля 95 коп. соответственно, всего на сумму 34 589 рублей 09 коп. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 08.12.2021 года.
Судья | О.О. Соболева |