Дело № 2а-721/2021
№ 24RS0054-01-2021-000828-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2021 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сазоновой О.В.,
при секретаре Дригота К.А.,
с участием административного истца Елисеева С.Н., представителя административного ответчика администрации Ужурского района Поймановой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Елисеева С.Н. к административным ответчикам администрации Ужурского района Красноярского края и Министерству образования Красноярского края о признании незаконным приказа № 261-11-05 от 07 мая 2021 года в части отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Елисеев С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ужурского района Красноярского края и Министерству образования Красноярского края о признании незаконным приказа № 261-11-05 от 07 мая 2021 года в части отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Елисеев С.Н. является лицом из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли (мать Е.И. умерла 10.04.1998, отец Е.Н. умер 16.03.1997). Елисеев С.Н. обратился в администрацию Ужурского района с заявлением о включении его в список Министерства образования и науки Красноярского края на обеспечение жильем. Приказом Министерства образования от 17.05.2021 № 261-11-05 Елисееву С.Н. отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Данный отказ Елисеев С.Н. считает незаконным, в связи с тем, что согласно постановлению Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» в списки включаются лица достигшее 23 летнего возраста.
На основании изложенного, Елисеев С.Н. просит признать незаконным приказ Министерства образования Красноярского края № 261-11-05 от 07 мая 2021 года в части отказа во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, а также возложить на администрацию Ужурского района Красноярского края и Министерство образования Красноярского края обязанность по включению его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Административный истец Елисеев С.Н. в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив изложенные в иске обстоятельства. Дополнительно суду пояснил, что до 33 лет, то есть до момента обращения с заявлением, он ранее с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем, не обращался. Не обращался с заявлением, так как был женат, у него было жилье, поэтому не было нужды. Не знал, что нужно было писать данное заявление. До 5 класса обучения он находился в школе- интернат, после чего был передан под опеку брата Елисеева А.Н.. Обучение в училище закончил в 2004 году. В 2006 году женился и жил с семьей. С 2008 года по 2009 год и с 2014 год по 2016 год находился в местах лишения свободы. После освобождения из мест лишения свободы, переехал в г. Ачинск, где проживает и работает. Зарегистрирован по месту жительства на территории Ужурского района Красноярского края, по данному адресу ранее проживала его бабушка, в настоящее время дом снесен. Жильем не обеспечен, вынужден снимать жилье в аренду.
Представитель административного ответчика администрации Ужурского района Красноярского края Пойманова Г.В. в судебном заседании административные исковые требования Елисеева С.Н. не признала, просит в их удовлетворении отказать по следующим основаниям. Поддерживает доводы, указанные в возражениях. Дополнительно суду пояснила, что отказ Министерства образования Красноярского края в постановке на жилищный учет истцу правомерен и в рамках закона отказано. Постановка на учет в качестве нуждающегося носит заявительный характер. Заявление должно быть после 14 лет подано либо опекуном, либо законным представителем. В том случае, если это не было сделано, сирота имеет право сам обратиться в органы опеки с заявлением о постановке на учет. Но это должно было произойти до достижения возраста 23 лет. Получить может жилье сирота, который не получил жилье до 23 лет, это в случае если он до 23 лет своевременно не был обеспечен жильем и в случае если в судебном порядке он обратиться и докажет, что у него были уважительные причины несвоевременной постановки на учет. Истец пояснил, что он самостоятельно до 33 лет не обращался никуда. Поэтому считает, что он утратил право на постановку на жилищный учет, так как прошло более 10 лет после достижения возраста 23 лет. Считает, что отказ Министерства образования Красноярского края правомерный и просит отказать в удовлетворении заявленного административного иска. В приложенных документах имеются сведения, датированные 2011 годом, данные документы были истребованы при постановке сестры истца на учет по обеспечению ее жильем, которое было приобретено в с. Крутояр.
В возражениях, поступивших в суд от представителя ответчика администрации Ужурского района Красноярского края Поймановой Г.В., указано следующее. Елисеев С.Н. до достижения 23-летнего возраста, не обращался в компетентные органы с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Обращение с таким заявлением имело место после достижения Елисеевым С.Н. 23-летнего возраста (33 года), то есть после утраты им права на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане обращались в уполномоченный орган для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, либо, что ему незаконно было отказано в постановке на учет, либо, что он не обращался с соответствующим заявлением о постановке на учет по уважительной причине. Документы, свидетельствующие о том, что Елисеев С.Н. до достижения возраста 23 лет, обращался в какие-либо органы местного самоуправления по месту регистрации, или месту проживания, а также в органы опеки и попечительства с заявлением о постановке его на жилищный учет с учетом его статуса ребенка-сироты не представлены. Елисеевым С.Н. также не представлены документы, свидетельствующие об уважительности причин, в силу которых он своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель административного ответчика Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом. От представителя Министерства образования Красноярского края Кулаковой Л.В. в суд поступили возражения на административное исковое заявление Елисеева С.Н., в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства. В возражениях просит в удовлетворении административного искового заявления Елисееву С.Н. отказать по следующим основаниям. Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 ст. 8 Федеральною закона № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц. которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 (Правила формирования списка).
Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены в статье 17 Закона Красноярского края от 02.11 2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».
В соответствии со ст. 17 указанного Закона, формирование и ведение списка осуществляется Министерством, которое принимает решение о включении в список (об отказе во включении в список) детей-сирот с учетом предложений краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам.
При принятии решения о включении в список либо об отказе во включении в список Министерство руководствуется действующим законодательство, а также разъяснениями Министерства просвещения РФ некоторых норм, регламентированных Правилами формирования списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 (Разъяснения).
В соответствии с указанными Разъяснениями, если в силу различных причин, гражданами, достигшими возраста 23 лет и относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законными представителями не были поданы соответствующие заявления, гражданам, достигшим возраста 23 лет за защитой своих жилищных прав целесообразно обратиться в судебные органы. Разрешая споры, связанные с предоставлением жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, суды проверяют, обращались ли указанные лица (их представители) с заявлениями о постановке их на учет на получение жилого помещения, причины, по которым данные лица не состояли на учете либо были сняты с такого учета, их жилищные условия на время обращения в суд и другие обстоятельства.
Из системного анализа норм действующего законодательства, предусматривающего заявительный характер обеспечения жилым помещением следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа до достижения ими возраста 23 лет должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений (посредством письменного обращения в компетентные органы по вопросу включения в список). Таким образом, постановка на учет носит заявительный характер и должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия.
В соответствии с Бюллетенем Счетной палаты РФ № 3 (268) 2020 Правила формирования списка в настоящее время применяются во всех субъектах Российской Федерации. При этом в Правилах формирования списка используется расширительное толкование права детей-сирот, достигших возраста 23 лет, на обеспечение жилыми помещениями.
В п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено, что за лицами из числа детей-сирот, не получившими жилье по установленным в Законе основаниям до достижения возраста 23 лет, данное право сохраняется до фактического обеспечения. То есть предполагается, что на момент достижения возраста 23 лет дети-сироты состояли в списках на обеспечение жильем.
Данный вопрос неоднократно рассматривался Конституционным и Верховным судами Российской Федерации. В их определениях указано возрастное ограничение (по достижении возраста 23 лет), при превышении которого у детей-сирот утрачивается право на включение в список подлежащих обеспечению жильем.
Объективных и уважительных причин, препятствующих обращению Елисеева С.Н. в компетентные органы но вопросу включения в список, не представлено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что Елисеев С.Н., относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный статус лицами, участвующими в деле, не оспорен.
Как следует из свидетельства о рождении, выданного Ужурским отделом ЗАГС Елисеев С.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ, в качестве его родителей указаны: Е.Н. и Е.И..
Е.Н. умер 16.03.1997, Елисеева И.М. умерла 10.04.1998, что подтверждается свидетельствами о смерти, повторно выданными администрацией Крутоярского сельсовета Ужурского района 09.02.1999.
На основании постановления администрации Ужурского района от 17.04.1998 несовершеннолетний Елисеев С.Н. определен в Ужурскую школу-интернат 8 типа на полное государственное обеспечение.
Как следует из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также информации Ужурского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, отсутствует информация о правах на имеющиеся объекты недвижимости, зарегистрированные на каком-либо праве за Елисеевым С.Н., Е.И. и Е.Н..
Как следует из материалов дела, 08.02.2021 Елисеев С.Н. впервые обратился в администрацию Ужурского района с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, то есть по достижении им возраста 33 лет.
Согласно приказу Министерства образования Красноярского края № 261-11-05 от 07.05.2021, Елисееву С.Н. отказано во включении в список детей-сирот на основании п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 5 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», а именно нарушен установленный порядок постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ответе на заявление, направленного Министерством в адрес Елисеева С.Н., указано, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Постановка на учет носит заявительный характер и должна быть реализована лицом (гражданином), которому положена соответствующая социальная гарантия. Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствующих Елисееву С.Н. обращению в компетентные органы по вопросу постановки на учет, в период с 18 до 23 лет, учетное дело не содержит.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23 -летнего возраста.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 (с изм. и доп.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 9).
В соответствии с ч. 1ст. 17 Закона Красноярского края № 12-961 от 02.11.2000 (с изм. и доп.) «О защите прав ребенка», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту настоящей статьи соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений (далее по тексту - закрепленное жилое помещение), в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее по тексту настоящей статьи - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее по тексту настоящей статьи - лица, которые достигли возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по их письменному заявлению, поданному в уполномоченный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению, поданному в письменной форме в орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 17 Закона).
Уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края в области образования формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (ч. 4 ст. 17 Закона).
В частности лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (ч. 5 ст. 17 Закона).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей на момент достижения Елисеевым С.Н. 23-летнего возраста) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения были закреплены в статье 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (в редакции, действующей на момент достижения Елисеевым С.Н. 23-летнего возраста).
Согласно п. 2 Порядка учета детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, утвержденного Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг (утратившего силу с изданием Указа Губернатора Красноярского края от 06.05.2013 № 79-уг) для постановки на учет законными представителями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются следующие документы, в том числе: заявление о предоставлении жилого помещения с указанием места предоставления.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечений родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании ч. 4 ст. 2 Закона Красноярского края от 20.12.2012 № 3-977 «О внесении изменений в закон края «О защите прав ребенка»» действие положений статьи 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" (в редакции настоящего Закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в соответствии с Указом Губернатора края от 4 апреля 2005 года N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения", не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона, включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" (в редакции настоящего Закона), в хронологическом порядке по дате подачи заявления, при этом документы, указанные в пункте 5 статьи 17, повторно не представляются.
В соответствии с положениями норм действующего законодательства (как до достижения Елисеевым С.Н. 23 летнего возраста, так и после), регулирующего вопросы обеспечения жилыми помещениями лиц, из числа детей- сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жилыми помещениями носят заявительный характер. Указанное означает, что в период нахождения лица в государственном учреждении, под опекой (попечительством), представители обращаются в интересах такого лица в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет в целях получения государственной поддержки в виде обеспечения жилым помещением. В случае если такие действия ими не были совершены, лицо, достигшее совершеннолетия, до достижения возраста 23 лет вправе самостоятельно обратиться по данному вопросу, предоставив необходимый пакет документов.
08.02.2021 года Елисеев С.Н. обратился в администрацию Ужурского района Красноярского края с заявлением о включении его в список по обеспечению жилыми помещениями.
Как видно из материалов дела, Елисеев С.Н. до достижения им 23-летнего возраста, не обращался в компетентные органы с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Также в период нахождения Елисеева С.Н. в несовершеннолетнем возрасте, его законные представители также не обращались с заявлениями о включении Елисеева С.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Данный факт истцом не оспорен. Из пояснений Елисеева С.Н. следует, что ранее в компетентные органы он не обращался с заявлением о включении его в список по обеспечению жилыми помещениями.
Обращение с таким заявлением имело место после достижения Елисеевым С.Н. 23- летнего возраста (33 года), то есть после утраты им права на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Суд приходит к выводу, что у истца Елисеева С.Н. имелась объективная возможность обращения с заявлением для принятия его на учет в целях предоставления жилого помещения в установленные законом сроки, независимо от его нахождения в местах лишения свободы, поскольку лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы не лишаются и не ограничиваются в такой возможности, в связи с чем, отбывание наказания не является уважительной причиной, по которой истец Елисеев С.Н. длительное время никуда не обращался с вопросом о постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющего право на предоставление жилого помещения. Кроме того, период нахождения в местах лишения свободы не был непрерывным, в период нахождения истца на свободе, он также свое право на обеспечение жильем не реализовал.
Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих Елисееву С.Н. своевременному обращению с заявлением в компетентный орган о включении его в список по обеспечению жильем, суду не представлено и судом не добыто.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Елисеев С.Н. хоть и относился ранее к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространялись положения законодательства о мерах социальной поддержки таких лиц, однако, в установленный законом срок в уполномоченные органы по вопросу предоставления жилого помещения без уважительных причин не обратился, в настоящее время он утратил статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, и право на обеспечение жилым помещением, как лицо такой категории.
Именно данное обстоятельство явилось основанием для принятия Министерством образовании Красноярского края обжалуемого истцом решения.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что приказ Министерства образования Красноярского края № 261-11-05 от 07.05.2021 в части отказа Елисееву С.Н. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, вынесен законно и обоснованно, а потому оснований для признания приказа Министерства образования Красноярского края № 261-11-05 от 07.05.2021 в указанной части незаконным, равно как и оснований для возложения обязанности по включению Елисеева С.Н. в список лиц из числа детей-сирот, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не имеется.
Административным истцом не приведены доводы о нарушении каких-либо прав и свобод, за защитой которых он обратился в суд и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства. Вместе с тем, нарушение прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления и в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Исследовав все имеющиеся в деле доказательства, судом не установлено нарушение прав административного истца действиями административных ответчиков, а потому отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Елисеевым С.Н. административных требований.
Кроме того, в соответствии с положениями пунктов 4, 14, 16 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти в области образования формирует список детей- сирот, лиц из числа детей- сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 4); уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края в области образования рассматривает поступившие копии заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов не позднее 60 рабочих дней со дня регистрации органом местного самоуправления заявления о включении в список в журнале регистрации заявления о включении в список и принимает решение о включении или об отказе во включении в список (п. 14); решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного Правительством края органа исполнительной власти в области образования (п. 16).
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, лиц из числа детей- сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, отдельным законом края. (ч. 22 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка»).
Законом Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 (с изм. и доп.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неопределенный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (далее соответственно - Закон края «О защите прав ребенка», жилое помещение) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее соответственно - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые достигли возраста 23 лет) (статья 1 Закона).
Государственные полномочия, передаваемые в соответствии с п. 1 ст. 1, включают в себя в том числе: прием, регистрацию заявлений лиц, указанных в пункте 8, абзаце третьем п. 10 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка», о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, формирование учетных дел, направление заверенных уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копий заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования, изготовление копий документов в соответствии с п. 12 ст. 17, п. 4 ст. 17-10 Закона края «О защите прав ребенка»; выдача (направление) расписки лицам, указанным в п. 8, абзаце третьем п. 10 ст. 17 Закона края «О защите прав ребенка» о принятии заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов (п. «а»).
Во исполнение переданных полномочий администрация Ужурского района Красноярского края приняла заявление Елисеева С.Н. о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Также администрация Ужурского района Красноярского края сформировала учетное дело, которое направила 17.02.2021 в адрес Министерства образования Красноярского края для разрешения заявления по существу. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела.
Действующим законодательством и Законом Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 (с изм. и доп.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на орган местного самоуправления не возложена обязанность по принятию решения о включении или об отказе во включении в список, формирование списка.
Таким образом, администрация Ужурского района Красноярского края является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Елисееву С.Н. к административным ответчикам администрации Ужурского района Красноярского края и Министерству образования Красноярского края о признании незаконным приказа № 261-11-05 от 07 мая 2021 года в части отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 261-11-05 ░░ 07 ░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.