Дело № 2а-4822/2020
УИД 21RS0023-01-2020-005869-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2020 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Сидоровой И. Н., при секретаре судебного заседания Григорьевой К. С.,
с участием прокурора Гавриловой Л. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Алексееву Н.В. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Чебоксары, реализуя предоставленные ему ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) полномочия, обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Алексееву Н.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, указав в данном иске, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части соблюдения ограничений к деятельности по управлению транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания на данный вид деятельности, было установлено, что дата Алексееву Н.В., дата года рождения, выдано водительское удостоверение серии ----- ----- категории ----- сроком действия до дата. По сведениям БУ «Республиканский наркологический диспансер» Минздрава Чувашии с дата административный ответчик находится на диспансерном наблюдении в указанном медицинском учреждении с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление каннабиноидов». Данное обстоятельство, полагает прокурор, является противопоказанием к управлению транспортными средствами, что в силу ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» влечет прекращение действия права на управление транспортными средствами.
В судебном заседании прокурор Гаврилова Л.И. данный административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду.
Административный ответчик, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.
Надлежащим образом уполномоченные представители заинтересованных лиц Управления ГИБДД МВД по Чувашской Республике, Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканский наркологический диспансер» (БУ «Республиканский наркологический диспансер» Минздрава Чувашии) в судебное заседание также не явились, о месте и времени рассмотрения данного дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст. 289 КАС РФ).
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством (п. 3).
Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (п. 6 ст. 23 названного Федерального закона).
В силу ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Основания прекращения действия права на управление транспортными средствами установлены ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Одним из таких оснований является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Согласно ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с перечнем медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1604, медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. Согласно международной классификации болезней десятого пересмотра, принятой Всемирной ассоциацией здравоохранения, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19), кодом F 12 обозначается «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением каннабиноидов».
Постановлением Правительства РФ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 28 апреля 1993 года №377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются: алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология» (диспансерное наблюдение) утверждены Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» (зарегистрирован в Минюсте России 22.03.2016 N 41495).
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии.
Согласно п. 12 названного Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:
- наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии;
- не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1);
- если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.
Следовательно, до управления транспортным средством допускаются лица, страдающие психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ с пагубными последствиями, в случае снятия их с профилактического наблюдения в связи с воздержанием ими от пьянства, употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Как следует из материалов дела, дата Алексееву Н.В., дата года рождения, выдано водительское удостоверение серии ----- ----- категории ----- сроком действия до дата.
Согласно справке БУ «Республиканский наркологический диспансер» Минздрава Чувашии от дата -----, с дата ответчик находится под диспансерным наблюдением в указанном медицинском учреждении с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление каннабиноидов». Обоснованность постановки на диспансерный учет ответчиком в установленном порядке не оспаривалась и доказательств того, что административный ответчик в течение года после постановки на учет наблюдался в медучреждении, проходил обследования для принятия решения о прекращении диспансерного учета и снятия с учета, в материалы дела не представлено.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Наличие у ответчика заболевания, которое препятствует безопасному управлению транспортным средством и отсутствие данных о снятии административного ответчика с диспансерного учета, являются основанием для прекращения действия права ответчика на управление автотранспортными средствами. С учетом изложенного, иск прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административный иск заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Прекратить действие права управления транспортными средствами Алексеева Н.В., дата года рождения, ур. адрес, зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес, возникшее на основании водительского удостоверения ----- от дата.
Обязать Алексеева Н.В. по вступлении решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение серии ----- от дата в МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике.
Копию решения суда после вступления его в законную силу направить в МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике для внесения в информационную систему сведений о прекращении права управления транспортными средствами.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья И. Н. Сидорова
Мотивированное решение составлено 26 октября 2020 года.