РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Рязань 23 апреля 2018 г.
Советский районный суд г.Рязани в составе:
председательствующего судьи Туровой М.В.,
при секретаре Сусариной В.А.,
с участием административного ответчика Карасева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к Карасеву Владимиру Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области обратилась в суд с административным иском к Карасеву В.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу. В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что на основании сведений, предоставленных УГИБДД УМВД России по Рязанской области, Карасев В.В. как собственник легкового автомобиля <данные изъяты>, гос.рег.знак №, <данные изъяты> года выпуска, мощностью двигателя 119 л.с., является налогоплательщиком транспортного налога за 2014, 2015 г.г. Налоговым органом ему был исчислен транспортный налог за 2014, 2015 г.г. в общей сумме 4760 руб. Направленные в адрес административного ответчика налоговые уведомления и требования об уплате указанных налогов были оставлены им без исполнения, а вынесенный судебный приказ о взыскании налога был отменен. С учетом изложенного, административный истец просил суд взыскать с Карасева В.В. сумму транспортного налога за 2014, 2015 г.г. в размере 4760 руб., и пени за период с 02.12.2016г. по 26.02.2017г. в размере 69 руб. 02 коп.
Определением суда от 16 апреля 2018 г. прекращено производство по делу в части требований о взыскании с Карасева В.В. транспортного налога за 2015 г. в сумме 2380 руб., пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016г. по 26.02.2017г. в размере 69 руб. 02 коп., в связи с отказом административного истца от указанной части исковых требований.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения, не явился, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Карасев В.В. административный иск не признал, пояснив, что налоговым органом необоснованно предъявлены к нему требования о взыскании транспортного налога за спорный период, поскольку он имеет льготу по уплате данного налога.
Суд, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, выслушав объяснения административного ответчика Карасева В.В., исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 286 КАС РФ органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, другим органам, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 08 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» дела по требованиям о взыскании с физических лиц налогов подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным кодексом.
Судом установлено, что в 2014 году административному ответчику Карасеву В.В. на праве собственности принадлежал легковой автомобиль <данные изъяты>, гос.рег.знак №, <данные изъяты> года выпуска, мощность двигателя 119 л.с.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно ст. ст. 360, 361 НК РФ, налоговые ставки и налоговые периоды по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона Рязанской области «О транспортном налоге на территории Рязанской области» в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории (типа) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, и установлены для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно в размере 20 рублей.
Таким образом, транспортный налог административного ответчика на вышеуказанный автомобиль за 2014 год составляет 2 380 руб. 00 коп., из расчета 119 (л.с.) х 20 (ставка по налогу) х 12/12 (месяцев владения).
Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации о сроках уплаты в налоговых уведомлениях от 11 февраля 2015 года, в случае, если от даты направления налоговых уведомлений до 1 октября текущего года остается 30 и более рабочих дней, во всех налоговых уведомлениях (включая перерасчеты налога) указывается срок уплаты 1 октября 2015 года.
Следовательно, транспортный налог за 2014 год подлежал уплате административным ответчиком не позднее 01 октября 2015 года.
Поскольку обязанность по исчислению суммы транспортного налога возложена на налоговый орган, в силу ст.52 НК РФ последний не позднее 30 дней до наступления срока платежа обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст.ст.45, 69, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки по налогу требования об уплате налога и пеней; указанное требование должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения, если более продолжительный период времени уплаты налога не указан в требовании. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом тли передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование (ст.71 НК РФ).
Судом установлено, что 18 июня 2015 года Инспекцией в адрес Карасева В.В. направлялось налоговое уведомление № от 23.05.2015г. на уплату транспортного налога за 2014 год в общей сумме 2380 рублей за транспортное средство - автомобиль <данные изъяты>, гос.рег.знак №, <данные изъяты> года выпуска, мощность двигателя 119 л.с., в срок до 01.10.2015г.
Согласно абз.3 п.1 ст.45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Поскольку обязанность по уплате налогов, указанных в налоговом уведомлении в указанный в уведомлении срок исполнена не была, 16.10.2015г. налоговым органом административному ответчику было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № и предложено в срок до 21.12.2015г. погасить недоимку по транспортному налогу в сумме 2380 руб.,
Судом установлено, что требование об уплате налога направлено Инспекцией в адрес Карасева В.В. 27.10.2015г.
По смыслу п.п. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; в силу п.п. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
Однако до настоящего времени административный ответчик требование об уплате налогов в добровольном порядке не исполнил.
В силу ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (ч.2 ст. 48 НК РФ).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3 ст.48 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что определением мирового судьи судебного участка №61 судебного района Советского районного суда г.Рязани от 01.09.2017г. отменен судебный приказ от 28.08.2017г. о взыскании с Карасева В.В. недоимки по транспортному налогу за спорный период.
Анализируя установленные обстоятельства, подтверждённые исследованными доказательствами, учитывая, что налоговым органом были соблюдены порядок и сроки взыскания налога, в том числе сроки обращения в суд с рассматриваемым административным иском, суд приходит к выводу о том, что заявленный административный иск Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к Карасеву В.В. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объёме.
Суд отклоняет как необоснованные доводы административного ответчика Карасева В.В. об отсутствии у налогового органа оснований для начисления ему транспортного налога за спорный период ввиду наличия у него льготы по его уплате. Наличие у административного ответчика статуса пенсионера не является бесспорным основанием для предоставления ему льготы по уплате транспортного налога, поскольку не освобождает его от соблюдения порядка предоставления льгот по уплате транспортного налога, установленного действующим законодательством, в соответствии с которым, налоговая льгота по транспортному налогу предоставляется пенсионеру на основании его письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу с предоставлением документов, подтверждающих право на налоговую льготу.
В соответствии со ст.10 Закона Рязанской области "О налоговых льготах" (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 29.04.1998 N 68) освобождаются от уплаты транспортного налога по итогам налогового периода налогоплательщики физические лица - пенсионеры по старости и пенсионеры Вооруженных Сил и правоохранительных органов Российской Федерации, имеющие в собственности легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно или мотоциклы (мотороллеры) с мощностью двигателя до 45 лошадиных сил включительно (льгота предоставляется на одну единицу из указанных транспортных средств по выбору налогоплательщика).
Применение данной льготы носит заявительный характер.
На основании письменного заявления Карасева В.В. о предоставлении льготы по транспортному налогу, поданному им в налоговый орган 10.04.2018г., налоговый орган предоставил ему льготу по транспортному налогу на основании п.6 ст.408 НК РФ за три предшествующих налоговых периода, включая 2015г.
Доказательств обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по уплате транспортного налога в спорный период с приложением документов, подтверждающих право на налоговую льготу, административным ответчиком суду не представлено. Следовательно, у налогового периода не имелось оснований для применения налоговый льготы в отношении административного ответчика за спорный период, и налоги исчислены ему правомерно.
Указанная недоимка по транспортному налогу не может быть признана безнадежной ко взысканию, поскольку задолженность по уплате данного налога возникла у административного ответчика после 01.01.2015 г.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком не представлено доказательств своевременной уплаты транспортного налога за 2014 год, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом административные исковые требования о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2014г в размере 2380 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу того, что административный истец освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд с административным иском, она подлежит взысканию с административного ответчика в размере 400 руб. 00 коп. (ст. 114 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.172-180, 289-290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области к Карасеву Владимиру Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному налогу - удовлетворить.
Взыскать с Карасева Владимира Владимировича задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 2380 (Две тысячи триста восемьдесят) рублей, перечислив указанную сумму по следующим реквизитам:
Р/с № ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК №
Получатель: УФК по Рязанской области (Межрайонная ИФНС России № по Рязанской области)
ИНН № КПП №
ОКТМО №
КБК № - транспортный налог.
Взыскать с Карасева Владимира Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья