Решение по делу № 33-5643/2021 от 19.03.2021

Судья Ерошенко Е.В. дело № 33- 5643/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 апреля 2021 г.                       г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего судьи Юрченко Т.В.

судей: Шамрай М.С., Калинченко А.Б.

при секретаре Крюковой Ю.А.

с участием прокурора Потоцкой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4310/2020 по иску Симонова Н.П. к УСЗН г. Таганрога о признании незаконными действий, об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности, по апелляционной жалобе Симонова Н.П. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 08 декабря 2020 г. Заслушав доклад судьи Шамрай М.С., судебная коллегия

установила:

Симонов Н.П. обратился в суд с иском к УСЗН г. Таганрога о признании незаконными действий, об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании задолженности, указав в обоснование заявленных требований, что является инвалидом второй группы, вследствие участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продуктов питания в соответствии с п. 13 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 апреля 2006 г. установлена компенсация на приобретение продуктов питания в размере 1 308,07 руб.

С 2007 года истец не производит индексацию взысканных по решению суда сумм, заявление истца об индексации компенсационных выплат оставлено ответчиком без удовлетворения.

С учетом изложенного, Симонов Н.П. просил суд признать незаконными действия УСЗН г. Таганрога по отказу в индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продуктов питания с 01 января 2007 г. и по настоящее время; обязать УСЗН г. Таганрога выплачивать Симонову Н.П. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продуктов питания в размере 3 179,36 руб. за счет средств федерального бюджета, начиная с 01 сентября 2020 г., с очередной индексацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством; взыскать с УСЗН г. Таганрога задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продуктов питания за период с 01 января 2007 г. по 31 августа 2020 г. в сумме 169 159,46 руб. за счет средств федерального бюджета.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 08 декабря 2020 г. в удовлетворении исковых требований Симонова Н.П. отказано.

В апелляционной жалобе Симонов Н.П. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом, апеллянт указывает на то, что размер спорной компенсации подлежит индексации раз в год, исходя из роста потребительских цен за предыдущий год, начиная с 2007 года. В настоящее время имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований в силу требований Закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры области, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом, Симонов Н.П. является инвалидом второй группы вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Вступившим в законную силу решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 апреля 2006 г. на УСЗН г. Таганрога возложена обязанность по выплате Симонову Н.П. с января 2006 года ежемесячной денежной компенсации на питание в размере 2 616,35 руб. ежемесячно (с учетом ребенка, не достигшего 14 лет). Также взыскана задолженность за период с ноября 2002 года по февраль 2006 года в размере 71 604,92 руб.

С 10 июня 2006 г. сын истца утратил право на получение компенсации в связи с достижением 14-летнего возраста, и с указанной даты до настоящего времени Симонову Н.П. выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1308,17 руб.

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на положения Закона от 05 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Закона № 122-ФЗ от 07 августа 2000 г. «О порядке установления стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», Закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении № 11-П от 19 июня 2002 г., и исходил из того, что выплачиваемые в настоящее время истцу компенсационные выплаты значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований и индексации спорных сумм.

Оснований не согласиться с приведенными выводами суда у судебной коллегии не имеется.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Положениями статей 14, 15, 39 указанного Закона N 1244-1 предусмотрены выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ № 18-П от 01 декабря 1997 г., принимая Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, законодатель исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофы, затронувшей судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях. Учитывая то обстоятельство, что в результате данной аварии были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации), но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, возникает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.

Таким образом, как установление, так и пересмотр денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.

Федеральным законом от 07 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" был определен новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Данным Федеральным законом были внесены изменения, в том числе, в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. При этом п. 3 ст. 4 Федерального закона от 07 августа 2000 г. N 122-ФЗ в ст. 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 внесены изменения, согласно которым гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью - инвалидам I и II группы в размере 500 руб., III группы - 400 руб.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Во исполнение требований закона, Правительство РФ ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат, которыми устанавливаются коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Давая оценку доводам истца, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание вышеприведенные нормы права, а также то обстоятельство, что в настоящий момент размеры выплачиваемых истцу на основании решений суда компенсационных выплат значительно превышают их размеры относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке.

Сторонами не оспаривалось, что в настоящее время истцу выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1 308,17 руб., что значительно превышает установленный на законодательном уровне размер соответствующей компенсации (970,38 руб.).

Так, с 01 января 2007 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 171 размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров составлял 431,21 руб.

В дальнейшем размер компенсаций увеличивался на основании Постановлений Правительства РФ, и с 01 января 2015 г. составил 781,4 руб. на основании Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2014 г. N 1411.

После 01 февраля 2016 г. Правительство РФ определяет только коэффициенты индексации, которые составили: с 01 февраля 2016 г. - 1,07; с 01 февраля 2017 г. - 1,054; с 01 февраля 2018 г. - 1,025; с 01 февраля 2019 г. - 1,043; с 01 февраля 2020 г. - 1,03.

Таким образом, установленный на законодательном уровне размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01 февраля 2020 г. составил 970,38 руб.

Таким образом, получаемая в настоящее время истцом компенсация значительно превышает установленный на основании Постановлений Правительства РФ размер соответствующей компенсации.

Указанное свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым ответчик такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства РФ.

Учитывая, что установление размера социальных выплат для одной категории граждан должно быть единым, суд первой инстанции обоснованно согласился с позицией ответчика об отсутствии оснований для индексации компенсационных выплат, взысканных вступившими в законную силу судебными постановлениями. Судебная коллегия считает необходимым отметить, что индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Симонова Н.П. При этом суд, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 08 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Симонова Н.П. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированный текст определения изготовлен 19.04.2021 г.

33-5643/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Симонов Николай Петрович
Ответчики
Управление социальная защита населения
Другие
Министерство труда и социального развития Ростовской области
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Шамрай Марина Семеновна
Дело на странице суда
oblsud.ros.sudrf.ru
08.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2021Передано в экспедицию
08.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее