63RS0030-01-2019-001369-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2019 года г. Тольятти, ул. Коммунистическая, 43
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Ю.А.,
при секретаре Ожигановой М.А.,
в присутствии представителя истца Парфеновой Е.М., представителя ответчика Зыкова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1020/2019 по иску Юдиной Татьяны Павловны к администрации г.о. Тольятти о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Юдина Т.П. обратилась с иском к администрации г.о. Тольятти о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации, с учетом принятых 18.06.2019 уточнений просила признать за ней право собственности на земельный участок, входящий в состав земель населенных пунктов, площадью 441 кв.м., с разрешенным использованием «под садоводство», расположенным по адресу: .....
В обоснование своих требований истица указала, что решением Тольяттинского горисполкома от 19.06.1969 № 316/17 садоводческому товариществу «Антоновка-69» было выдано свидетельство о бессрочном пользовании земельным участком, площадью 5,91 га в районе ...., под садовые участки для коллективного садоводства. Истец является членом СНТ «Антоновка-69» и в ее пользовании находится земельный участок площадью 441 кв.м. .... В целях оформления указанного земельного участка истец обратился с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка. Постановлением от 28.11.2018 № 3506-п/1 истцу было отказано в предоставлении в собственность бесплатно данного земельного участка на том основании, что территория СНТ «Антоновка-69» расположена в границах санитарно-защитной зоны, со ссылкой на п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74. Спорный земельный участок, закрепленный за истцом, находится в границах земельного участка, составляющего территорию СНТ «Антоновка-69», который выделялся кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Истец является членом кооператива, поэтому считает, что у нее возникло право на приватизацию занимаемого земельного участка.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив также, что собственнику соседнего с истцом земельного участка (№ 55) администрация г.о. Тольятти предоставила земельный участок, по каким причинам ответчик не предоставил находящийся в тех же особых зонах участок истцу непонятно.
Представитель ответчика администрации г.о. Тольятти Зыков В.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что отказ в бесплатном предоставлении земельного участка был правомерен, так как земельный участок частично находится в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства (юго-западная часть участка), санитарно-защитной зоне отстойника (недействующего, северная часть) и в 3-м поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Поддержал доводы, изложенные в постановлении № 3506-п/1 от 28.11.2018.
Представитель третьего лица – председатель СНТ «Антоновка-69» Байнева Т.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, удовлетворив требования истца.
Третьи лица Маврина А.В., Катков С.А., Бедная Е.А. (смежные землепользователи) в судебное заседание не явились, письменно просили рассмотреть дело без их участия, сообщив об отсутствии претензий по границам с участком истицы.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, возражений, ходатайств об отложении судебного разбирательства, либо о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.
Суд с учетом мнения сторон, явившихся в судебное заседание, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения сторон, специалиста Суркову Т.Б., исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Тольяттинского горисполкома от 19.06.1969 № 316/17 садоводческому товариществу «Антоновка-69» было выдано свидетельство о бессрочном пользовании земельным участком, площадью 5,91 га в районе .... под садовые участки для коллективного садоводства (л.д.14).
Решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от 27.11.2007 по гражданскому делу № 2-1645/2007 установлен юридический факт, согласно которому садоводческое некоммерческое товарищество «Антоновка-69» является правопреемником садоводческого товарищества «Антоновка-69». Решение суда вступило в законную силу 10.12.2007 (л.д. 106-107).
24.10.2006 запись о государственной регистрации вновь созданной некоммерческой организации СНТ «Антоновка-69» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, СНТ поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ.
Истец является членом СНТ «Антоновка-69», в ее пользовании находится земельный участок площадью 441 кв.м., расположенный по адресу: ...., .... ..., что подтверждается информационной справкой от 27.05.2019 председателя Правления СНТ «Антоновка-69» (л.д.49).
25.09.2018 подготовлено заключение правления СНТ «Антоновка-69» о том, что схема местоположения земельного участка, подготовленная Юдиной Т.П., соответствует местоположению земельного участка, фактически используемого истцом (л.д.9, 10).
Из членской книжки следует, что Юдина Т.П. производит уплату взносов с 31.07.2002 и по настоящее время (л.д.38-43).
Сведения о спорном земельном участке в ЕГРН отсутствуют (л.д.35).
Из справки, выданной СНТ «Антоновка-69» 27.05.2019, следует, что Юдина Т.П. является пользователем земельного участка ... в СНТ«Антоновка-69». Участок находится в пределах границ садового товарищества. Задолженности по оплате членских взносов и других обязательных платежей Юдина Т.П. не имеет.
Спора по границам земельного участка в ходе рассмотрения дела не установлено, о чем также свидетельствуют заявления третьих лиц Мавриной А.В., Каткова С.А., Бедной Е.А., собственника смежных земельных участков.
Собрав необходимый пакет документов, истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления бесплатно в ее собственность спорного земельного участка в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ, ст. 10.4 Закона Самарской области «О земле».
Постановлением № 3506-п/1 от 28.11.2018 администрации г.о. Тольятти Юдиной Т.П. было отказано в передаче в собственность указанного земельного участка на основании п.п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, а именно: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, поскольку разработана с нарушением требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ (образование земельного участка не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами) (л.д.7-8).
Суд считает данный отказ необоснованным, исходя из следующего:
Согласно ч. 1 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Такие случаи предусмотрены Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле".
В соответствии с ч.1, 2 ст. 10.4 указанного закона, предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляющих территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется без проведения торгов бесплатно при соблюдении следующих условий:
некоммерческое объединение создано до 01.01.2010 либо является правопреемником такого некоммерческого объединения;
план-схема территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденный председателем и правлением некоммерческого объединения, представлен на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, в срок до 01.07.2014 г.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, в собственность граждан осуществляется на основании заявления гражданина и документа, устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении, подготовленного и утвержденного правлением некоммерческого объединения в соответствии с согласованным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими предоставление земельных участков, планом-схемой, указанным в части 1 настоящей статьи. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином в соответствии с документом, указанным в абзаце первом настоящей части;
заключение правления данного некоммерческого объединения с указанием гражданина, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждением соответствия указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Согласно п.7 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданину в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения уполномоченного органа в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии пп. 2.7, 2.8 ч.2 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно. Предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина с приложением необходимых документов, в том числе схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Из содержания постановления Администрации г.о. Тольятти №3506-п/1 от 28.11.2018 следует, что фактическим основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка явилось его нахождение в границах санитарно-защитных зон.
Из ответа Департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти № 844/5.1 от 29.05.2019 следует, что согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с местоположением: ...., .... ... находится в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны, третьего пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и охранной зоны объектов электросетевого хозяйства. Также указано, что спорный земельный участок находится в границах СНТ «Антоновка-69».
Таким образом, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о границах зон с особыми условиями использования территории, в том числе и об ориентировочных санитарно-защитных зонах с учетными номерами 63.09.2.370, 63.09.2.385, 63.09.2.301.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Тольятти границы образуемых земельных участков истцов не пересекают границы иных земельных участков, в том числе муниципальных земель. Проектируемые границы земельных участков права администрации городского округа Тольятти не нарушают.
Данные зоны установлены в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденными решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 № 1059, и внесены в порядке информационного взаимодействия в ЕГРН 25.02.2014. Градостроительным кодексом РФ определено, что Правила отображают, но не устанавливают границы зон с особыми условиями использования территории и устанавливают границы территориальных зон.
Правообладатели инженерных коммуникаций при необходимости внесения в кадастр сведений о зонах с особыми условиями по отдельным объектам собственности самостоятельно формируют документацию о границах зон с особыми условиями использования территории, и направляют их в службы Росреестра для внесения в Государственный кадастр недвижимости согласно действующему законодательству.
Из сообщения филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Самарские распределительные сети» № 19/250 от 11.01.2019, №МР6/121/63.04/124 от 14.01.2019 и АО «Самарская сетевая Компания» № 507 от 16.01.2019 следует, что электросетевых объектов, принадлежащих им, на территории СНТ «Антоновка-69» не имеется (л.д.47).
Специалист С. (кадастровый инженер), составившая схему расположения спорного земельного участка (л.д.48) пояснила, что при составлении схемы она запросила кадастровый план территории, в котором содержатся сведениях о зонах с особыми условиями. При составлении схемы расположения участка отражаются эти зоны.
Согласно ст.56 Земельного Кодекса РФ права на землю могут быть ограничены особыми условиями использования земельных участков и режимами хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п.3.1 Правил землепользования и застройки г.о.Тольятти, утвержденных Решением Думы г.о.Тольятти №1059 от 24.12.2008 (далее по тексту – Правила)). Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (п.4.1 Правил). Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов или результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (п.4.3 Правил).
По сведениям Публичной кадастровой карты санитарно-защитная зона промышленных объектов и производств (учетный номер 63.09.2.304) является ориентировочной и внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании Решения Думы г.о. Тольятти №1059 от 24.12.2008, которым утверждены Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти.
Текстовая часть Правил землепользования и застройки г.о.Тольятти не содержит описания и (или) обоснования установления указанной санитарно-защитной зоны, графическая часть Правил – Карта зон с особыми условиями использования – содержит лишь отображение границы санитарно-защитной зоны. Информация о классе опасности промышленного объекта, вокруг которого установлена указанная санитарно-защитная зона, о наличии проекта санитарно-защитной зоны, о проведении расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, осуществленных на основании натурных измерений, в Правилах не содержится. Ответчик указанные сведения документально также не подтвердил.
Таким образом, предположения о негативном воздействии промышленного объекта на здоровье человека и окружающую среду не подтверждены документально.
Кроме того, суд учитывает положение п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому действие данных санитарных правил и нормативов распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
При этом из материалов дела следует, что земли для ведения коллективного садоводства были выделены в 1969 году. Следовательно, коллективное садоводство на территории СНТ «Антоновка-69» было организовано задолго до установления санитарно-защитной зоны.
Представленные в суд документы свидетельствуют лишь о том, что часть территорий СНТ «Антоновка-69» входит в вышеуказанные ориентировочные санитарно-защитные зоны.
В соответствии с п.17 ст.39.15 Земельного Кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Поскольку иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка ни в постановлении администрации г.о.Тольятти № 3506-п/1 от 28.11.2018 не содержится, учитывая, что спорный земельный участок не относится к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте в силу ст.27 Земельного кодекса РФ, суд приходит к выводу о возможности предоставления указанного земельного участка в собственность для ведения садоводства.
Таким образом, получение истцом земельного участка бесплатно в собственность предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с п.16 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса. Отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка делает невозможным для истца внесудебную реализацию его права на бесплатное получение садового земельного участка в собственность.
При указанных выше обстоятельствах признание за истцом права собственности на спорный земельный участок является единственным возможным способом защиты нарушенного права истца.
Согласно данным в п.59 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ №10/22 от 29.10.2010 разъяснениям, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В данном случае требование истца о признании за ним права собственности на земельный участок основано на указанных выше нормах права, регламентирующих способы и порядок приватизации садовых земельных участков, в связи с чем истец должен доказать свое право на получение участка в собственность. Указанный вывод согласуется с позиций Верховного Суда РФ, изложенной в п.2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014.
При таких обстоятельствах, имеются основания для удовлетворения иска о признании за ней права собственности на спорный земельный участок.
На основании изложенного и руководствуясь п. 9.1. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст.ст.10, 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Юдиной Т.П. удовлетворить.
Признать за Юдиной Татьяной Павловной право собственности на земельный участок, входящий в состав земель населенных пунктов, площадью 441кв.м., с разрешенным использованием «под садоводство», категория земли – земли населенных пунктов, расположенным по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Морозова Ю.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2019 года
Судья Морозова Ю.А.