Дело № 2-116/2022
УИД 32RS0028-01-2021-001837-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2022 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Будниковой Р.М.,
при секретаре Булей И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернякова Н.И. к администрации Стародубского муниципального округа Брянской области о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Черняков Н.И. (истец) обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать, <адрес> Стародубского района Брянской области.
Он как наследник после смерти матери по завещанию в установленный законом срок не обратился за оформлением наследственных прав, однако совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства: регулярно приезжал в дом, поддерживал в нем порядок, обрабатывал землю на приусадебном участке.
Истец просил суд признать за ним право на наследственное имущество, состоящее из домовладения с надворными постройками, земельным участком площадью 0,35 га, находящиеся в д. <адрес> и земельного участка площадью 3,5 га, находящегося по адресу: колхоз «Красное знамя» <адрес>; установить факт принятия им наследства, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ после смерти матери Черняковой У.А.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Брянской области.
Впоследствии истец истец изменил предмет иска, просит суд признать за ним право собственности в порядке наследования на жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>А; на земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, Стародубский муниципальный округ, <адрес>, <адрес>; на 1/379 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, колхоз «Красное знамя».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований об установлении факта принятия наследства после смерти матери Черняковой У.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, прекращено в связи с отказом истца от иска.
Истец Черняков Н.И., представитель истца Шигабутдинов А.Ф. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, представили заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ иск поддержали.
Представитель ответчика – администрации Стародубского муниципального округа Брянской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. В судебном заседании 5 апреля 2022 г. представитель ответчика Рубайло Н.Н. не возражала против удовлетворения иска при наличии к тому оснований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Шнырева В.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в деле имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Сведения об уважительных причинах неявки суду не представлены.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что родителями Чернякова Н.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, указаны Черняков И.В. и Чернякова У.А., что подтверждается свидетельством о рождении ИФ-№, выданным Михайловским сельским <адрес>.
Согласно свидетельству о смерти I-МД №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Ковалевской сельской администрацией <адрес>, Чернякова У.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Выпиской из похозяйственной книги сектора по работе с Меленской сельской территорией Стародубского муниципального округа Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Черняковой У.А. принадлежит жилой дом общей площадью 63,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно свидетельству на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ Черняковой У.А. принадлежит земельный участок площадью 3 500 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в <адрес>
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что сведения о правообладателе жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, отсутствуют; земельный участок по указанному адресу площадью 3 500 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов, разрешенный вид использования – для ведения личного подсобного хозяйства, имеет статус «актуальные, ранее учтенные».
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, колхоз «Красное Знамя», имеется запись о Черняковой У.А. как о правообладателе 1/379 доли в праве общей долевой собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Таким образом, Черняков Н.И. является наследником первой очереди по закону после смерти своей матери Черняковой У.А.
На основании ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества.
Из разъяснений, данных в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
При этом, такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Из сообщений нотариусов Стародубского нотариального округа Брянской области следует, что наследственное дело на имущество, оставшееся после смерти Черняковой У.А., не заводилось, свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Ч. и Ш., каждый в отдельности, показали, что Черняков Н.И. после смерти матери часто приезжает в д. Шершевичи, ухаживает за ее домом, обрабатывает приусадебный земельный участок.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что после смерти Черняковой У.А. наследство фактически принял ее сын Черняков Н.И., которым были совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Сведений об иных наследниках, в том числе фактически принявших наследство, в материалах дела не содержится. Супруг наследодателя (отец истца) Черняков И.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, сыновья наследодателя (братья истца) Черняков Вл.И. и Черняков Вик. И. умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, наследственные права не реализовали. Дочь наследодателя (сестра истца) Шнырева В.И., на наследство, оставшееся после смерти матери, не претендует, о чем указано в заявлении, адресованном суду.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отсутствие предусмотренной ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но никак не влияет, согласно названным выше требованиям закона, на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 июля 2001 г. №154-О, государственная регистрация недвижимости - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не затрагивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободу экономической деятельности.
В соответствии с положениями ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
То обстоятельство, что регистрация права собственности Черняковой У.А. на дом и приусадебный земельный участок произведена не была, не является, с учетом указанных выше требований закона, основанием для отказа в удовлетворении иска, и не может рассматриваться как основание для исключения указанного имущества из состава наследственного имущества.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Чернякова Н.И. к администрации Стародубского муниципального округа Брянской области о признании права собственности в порядке наследования - удовлетворить.
Признать за Черняковым Н.И. право собственности в порядке наследования после смерти Черняковой У.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ:
- на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>
- на земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
- на 1/379 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, колхоз «Красное знамя».
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Чернякова Н.И. на указанное имущество.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.М.Будникова
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 г.