Дело № 2а-258/2021 (№ 33а-6246/2021)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Уфа 12 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей Багаутдиновой А.Р.,
Искандарова А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Дилявировой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковыляевой А.Ю. к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным решения,
по апелляционной жалобе администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия
установила:
Ковыляева А.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным решения. В обоснование иска указала, что 17 марта 2020 года она обратилась с заявлением к административному ответчику о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. Решением администрации Белорецкого района в форме протокола заседания земельной комиссии от 18 марта 2010 года №... ей было отказано в удовлетворении заявления по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 3 статьи 10.1 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-З «О регулировании земельных отношений». Как следует из смысла отказного решения, отказ связан с обеспеченностью, по мнению ответчика, ее семьи жильем в размере более минимальной нормы жилого помещения на одного человека. Между тем, данный вывод административного ответчика не соответствует действительности, ибо по ошибке комиссия при расчете обеспеченности жилыми помещениями засчитала ранее снесенный жилой дом. Так, из решения комиссии следует, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 16, 1 кв.м., тогда как в действительности обеспеченность жильем на дату подачи заявления составляла 10, 28 кв.м. на одного человека, то есть менее учетной нормы. Действительно, 23 марта 2019 года на имя ее супруга, Ковыляева А.С., были приобретены земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: адрес. Данный объект изначально приобретался с целью сноса старого дома с последующим новым строительством. Летом 2019 года ими было получено разрешение на строительство со сносом дома, впоследствии дом был снесен. В феврале 2020 года был оформлен официальный документ о сносе дома и, соответственно, его исключение из Росреестра, что подтверждается уведомлением о снятии с регистрационного учёта от 28 февраля 2020 года. Отсутствие в настоящее время жилого дома в натуре подтверждается так же представленными в судебном заседании фотографиями земельного участка.
Просила признать незаконным решение администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, оформленного в виде протокола комиссии №... от 18 марта 2020 года «Об отказе в постановке семьи истицы на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей; взыскать с административного ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 января 2021 года постановлено: административное исковое заявление Ковыляевой А.Ю. к администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании незаконным решения удовлетворить. Признать незаконным решение администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, оформленного в форме протокола заседания земельной комиссии № 192 от 18 марта 2020 года «об отказе о постановке семьи Ковыляевой А.Ю. на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории граждан имеющих трех и более несовершеннолетних детей». Обязать администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан принять соответствующее решение о постановке семьи Ковыляевой А.Ю. на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории граждан имеющих трех и более несовершеннолетних детей, с момента подачи соответствующего заявления, то есть с 17 марта 2020 года.
В апелляционной жалобе администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. В обоснование указано, что суд при принятии обжалуемого решения в нарушение положений статьи 178 КАС РФ превысил свои полномочия, выйдя за рамки заявленных истцом требований.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как указано в пункте 61-62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 (ред. от 09.07.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положения статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации содержат перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в частности, предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).
Пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношении в Республике Башкортостан» (далее - Закон № 59-з) определено, что гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей и нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно.
Решения по заявлению граждан, обратившихся по вопросу бесплатного предоставления им земельного участка, принимаются земельной комиссией на основании представленных заявителем документов.
Пунктом 3 части 1 статьи 11 вышеназванного Закона № 59-з предусмотрен перечень документов, которые предоставляются в орган местного самоуправления гражданами, имеющих трех или более несовершеннолетних детей и нуждающихся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством. К числу таких документов, в том числе относятся выписка из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости по месту регистрации заявителя либо выписка из документа технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости по месту регистрации заявителя, позволяющая установить общую площадь жилого помещения (жилого дома) по месту регистрации заявителя (подпункт «ж); выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах заявителя, а также членов его семьи (супруга (супруги), ребенка (детей) на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости (подпункт «и»).
В тоже время, как следует из абзаца 2 части 3 приведенной статьи, документы, указанные подпунктах «е» - «к» пункта 3 части 1 настоящей статьи, запрашиваются уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений либо органами местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если они не представлены заявителями по собственной инициативе.
Таким образом, по смыслу приведенного правового регулирования, жилищные условия заявителя и членов его семьи для целей определения их нуждаемости в жилых помещениях, являются обстоятельствами, подлежащими установлению органом местного самоуправления, в том числе путем истребования соответствующих документов в порядке межведомственного взаимодействия.
Согласно пункту 1 части 3 ст. 10.1 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-З «О регулировании земельных отношений» земельная комиссия принимает решение об отказе в постановке на учет заявителя в случае несоответствие заявителя условиям, установленным в статье 10 данного Закона.
В свою очередь ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-З «О регулировании земельных отношений» (в редакции действовавшей по состоянию на 18 марта 2020г.) предусматривала следующие случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно:
1) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) молодым семьям, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполным семьям, состоящим из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, имеющего одного и более детей, совместно с ним проживающих, нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющимся собственниками жилых помещений;
3) гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей и нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством;
4) гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка-инвалида и нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством.
При этом ч.3 вышеназванной статьи указывает, что к гражданам, указанным в пункте 3 части 2 настоящей статьи, относятся граждане, являющиеся родителями в семье, имеющей трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), совместно с ними проживающих, либо один из родителей в неполной семье, имеющей трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), совместно с ним проживающих.
Согласно ч.10 ст.10 вышеуказанного Закона категориям граждан, указанным в части 2 настоящей статьи, бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется в случае, если они постоянно проживают в соответствующем муниципальном районе, городском округе не менее трех лет, за исключением категорий граждан, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи.
При этом, как следует из смысла всего пункта 2 ст.10, а также пп.3 п.1 ст.11 Закона РБ №59-з, для подачи заявления многодетных семей о предоставлении им земельных участков, не требуется предварительное (отдельное) решение о признании их нуждающимися в жилых помещениях. Нуждаемость определяется на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка.
Других ограничений в принятии на учет, статья 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-З «О регулировании земельных отношений» (в редакции, действовавшей по состоянию на 18 марта 2020 г.) не предусматривала.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в числе иных лиц: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17 марта 2020 года Ковыляева А.Ю. обратилась к врио главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан с заявлением, в котором просила поставить ее на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка в соответствии с пунктами 1-4 статьи 10, статьи 10.1 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» для индивидуального строительства, как лицо, имеющее трех и более несовершеннолетних детей.
Согласно свидетельству о заключении брака серии ..., выданному Отделом ЗАГС Белорецкого района и г.Белорецк 10 августа 2013 года ФИО10 и ФИО7 заключили брак, о чем составлена запись акта №....
Согласно свидетельствам о рождении серии №... №..., серии №... №..., выданным Отделом ЗАГС Белорецкого района и г.Белорецк Республики Башкортостан 10 октября 2014 года, родителями ФИО2 и ФИО3, дата года рождения, указаны Ковыляев А.С. и Ковыляева А.Ю..
Согласно свидетельству о рождении №... №..., выданному Отделом ЗАГС Белорецкого района и г.Белорецк 13 июня 2018 года, родителями ФИО4, дата года рождения, указаны Ковыляев А.С. и Ковыляева А.Ю.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №... от 18.03.2020г. (л.д. 41-42), ФИО10, дата года рождения, является собственником следующего имущества: квартиры общей площадью 51,4 кв.м., расположенной по адресу: РБ, адрес (дата государственной регистрации 22.08.2014г. на основании договора купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной от 20.08.2014г. №...); земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 1370 кв.м для размещения объекта индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: РБ, адрес (дата государственной регистрации 28.03.2019г. на основании договора купли-продажи от 25.03.2019г б\н). Также из данной выписки (раздел 3 выписки) следует, что ранее Ковыляев А.С. являлся собственников жилого дома площадью 29,1 кв.м. с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: РБ, адрес, дата государственной регистрации от 28.03.2019г. на основании договора купли-продажи от 25.03.2019г. б/н. Однако данный дом снят с регистрационного учета с прекращением права собственности 28.02.2020г., что прямо указано в разделе 3.2. выписки.
Исходя из положений пп.4 п.3 ст.10.1. Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-з наличие у заявителя и (или) членов его семьи земельного участка приобретенного по иным основаниям, не является основанием для отказа в предоставлении земли по данной программе, а также он (данный участок) не учитывается при учете обеспеченности семьи.
Таким образом, на момент обращения Ковыляевой А.Ю. с заявлением к административному ответчику (17.03.2020г.) обеспеченность жильем истца и членов ее семьи составляла - 10,28 кв.м. на одного человека (51,4 : 5 =10,28)
Решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан № 342 от 18.02.2016 года установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не более 12 кв.м общей площади на одного человека.
Решением администрации муниципального района Белорецкий район РБ в форме протокола заседания земельной комиссии от 18 марта 2020г. № 192 отказано в удовлетворении заявления Ковыляевой А.Ю. по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 3 статьи 10.1 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-З «О регулировании земельных отношений».
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, ссылаясь на пп.4 п.3. ст. 10.1 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года №59-з указал, что на момент обращения Ковыляевой А.Ю. с заявлением к административному ответчику обеспеченность жильем её и членов ее семьи составляла 10,28 кв.м. на одного человека, то есть менее учетной нормы, следовательно, на момент рождения в семье истицы третьего ребенка (06.06.2018г.), по состоянию на дату подачи заявления в администрацию муниципального района Белорецкий район РБ (17.03.2020г.) и на дату принятия административным ответчиком оспариваемого решения (18.03.2020г.) семья истицы соответствовала критериям, установленным ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-З «О регулировании земельных отношений», а потому требования истца подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Оспариваемое решение принято судом с учетом всех обстоятельств дела, исследованных доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе тех, на которые ссылается в своей жалобе административный ответчик, судом при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий п/п Ф.Ф. Сафин
Судьи п/п А.Р. Багаутдинова
п/п А.Ф. Искандаров
Справка: судья 1-ой инстанции Харькина Л.В.