Судья Филатова Л.Н. Гражданское дело № 2-65/2022
УИД 21RS0001-01-2021-001026-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июля 2023 года город Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республикив составе: председательствующего судьи Нестеровой Л.В., судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Солдатова В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, Акционерному обществу Строительная компания «Мост» о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 6 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Вассиярова А.В., судебная коллегия
установила:
Солдатов В.А., с учётом последующего уточнения исковых требований и круга ответчиков (л.д. 207-208, т.1), обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее ГУ ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии), Акционерному обществу «Строительная компания «Мост» (далее АО «СК «Мост», Общество) в котором просил:
признать за ним (истцом) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включив в специальный и общий страховой стаж периоды работы:
с 31 мая по 8 июня 2012 года, с 1 декабря 2013 года по 31 июля 2014 года и со 2 августа 2014 года по 20 октября 2015 года в АО «СК «Мост» в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4 разряда (1 год 10 месяцев 28 дней);
с 21 октября 2015 года по 1 июля 2018 года в Обществе с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «...» в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4 разряда (2 года 8 месяцев 11 дней);
возложить на ГУ ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии обязанность назначить и выплачивать ему страховую пенсию по старости с 14 октября 2020 года;
возложить на АО «СК «Мост» предоставить в ГУ ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии сведения об истце как о застрахованном лице по периодам работы с 31 мая по 8 июня 2012 года и с 1 декабря 2013 года по 20 октября 2015 года в Акционерном обществе «Строительная компания «Мост» в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4 разряда с указанием кода особых условий труда, после получения которых ГУ ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии произвести корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учёта, в отношении указанных периодов работы;
взыскать с ГУ ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что отказ ответчика ГУ ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии во включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии перечисленных в просительной части иска периодов работы является необоснованным, а принятое по поставленному истцом вопросу о назначении досрочной пенсии в связи с достижением истцом возраста 56 лет решение указанного ответчика не учитывает того, что на момент обращения истца с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости имела место вся совокупность условий для удовлетворения его заявления: наличие специального стажа, общего страхового стажа и достаточная величина индивидуального пенсионного коэффициента.
В период работы в АО «СК «Мост» истцу была начислена заработная плата за отработанное время, а также начислены и перечислены взносы по дополнительному тарифу, что подтверждается карточками индивидуального учета сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленных страховых взносов за 2012, 2013, 2014 годы.
Истец и его представитель адвокат Шишкова А.Н. (ордер адвоката на л.д. 24, т.1) просили рассмотреть дело без их участия (л.д. 137, т.1), в письменных возражениях (л.д. 44-45, т.1; л.д. 25-28, т.2) представители ответчиков иск не признали, представители третьих лиц в суд также не явились.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 6 декабря 2022 года (л.д. 125-132, т.2) исковые требования удовлетворены частично.
На ГУ ОПФР по Чувашской Республике - Чувашии возложена обязанность включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, лицам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, периоды работы Солдатова В.А. в АО «СК «Мост» в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4 разряда с 31 мая по 8 июня 2012 года и с 1 по 31 декабря 2013 года; назначить Солдатову В.А. досрочную страховую пенсию по старости по пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 6 августа 2021 года. С ГУ ОПФР по Чувашской Республике - Чувашии в пользу Солдатова В.А. взысканы судебные расходы в размере 150 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Судебное постановление обжаловано Отделением Фонда пенсионного и социального страхования по Чувашской Республике-Чувашии (далее ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии) на предмет отмены в части включения в специальный стаж истца периода работы с 1 по 31 декабря 2013 года и возложения на этого ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 6 августа 2021 года, и принятия в этой части нового решения об отказе в удовлетворении таких исковых требований. Как отмечается в апелляционной жалобе, для назначения пенсии в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ необходимо не только наличие специального стажа, но и наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 лет. Между тем, требуемая продолжительность страхового стажа в 25 лет по состоянию на 6 августа 2021 года как необходимое условие для назначения истцу на эту дату досрочной страховой пенсии по старости отсутствовала. Суд не учёл, что на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости общий страховой стаж последнего составил 23 года 4 месяца 20 дней. Суд также не принял во внимание и то, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 6 августа 2021 года Солдатов В.А. не обращался. Кроме того, решением ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии от 27.01.2023 были внесены изменения в ранее принятое решение от 23.10.2020 и, с учётом таких изменений, продолжительность страхового стажа истца определена в 20 лет 7 месяцев и 14 дней. Разрешая требования по существу, суд первой инстанции необоснованно удовлетворил исковые требования Солдатова В.А. в части включения в специальный стаж периода работы с 1 по 31 декабря 2013 года и не учёл, что за вышеуказанный период работодатель истца не уплатил соответствующие дополнительные страховые взносы (л.д. 149-150, т.2).
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 23 мая 2023 года произведена замена ответчика ГУ ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии на ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии (л.д. 2, т.3).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОСФР по Чувашской Республике Никонорова Э.Н. просила удовлетворить апелляционную жалобу, представитель ответчика АО «СК «Мост» просила учесть позицию Общества, изложенную в письменных возражениях на иск (л.д. 180-182, т.2). Истец Солдатов В.А. на рассмотрение апелляционной жалобы ответчика не явился, его представитель адвокат Шишкова А.Н. просила отказать в её удовлетворении по мотивам необоснованности.
Признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных участвующих в деле лиц руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Предметом проверки судебного постановления по доводам апелляционной жалобы ответчика ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии является правомерность включения судом первой инстанции в специальный страховой стаж истца Солдатова В.А. периода работы последнего с 1 по 31 декабря 2013 года в АО «СК «Мост» монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4 разряда, а также законность и обоснованность назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 6 августа 2021 года.
Разрешая спор в указанной части, суд первой инстанции проанализировал: трудовую книжку истца Солдатова В.А., в которой имеются сведения о том, что он с 1 августа 2007 года он был принят монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций четвертого разряда в АО «СК «Мост» а в последующем - 20 октября 2015 года - трудовые отношения были прекращены по инициативе работника; справку работодателя №14 от 22.10.2021, подтверждающую, в том числе, период работы истца с 1 по 31 декабря 2013 года; выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Солдатова В.А. от 26 ноября 2021 года, из которой следует, что по страхователю АО «СК «Мост» периоды работы истца с 01.06.2012 по 08.06.2012 отражены с кодом «Администр» и без кода особых условий «27-2, 2290000А-14612», с 01.12.2013 по 15.12.2013 с кодом «Администр» и без кода особых условий «27-2, 2290000А-14612», с 16.12.2013 по 31.12.2013 – отражены без кода особых условий «27-2, 2290000А-14612»; лицевые счета, табели учета рабочего времени и расчетные листы Солдатова В.А., содержащие данные о том, что в период с 08.11.2013 по 20.10.2015 рабочие дни и начисления работнику заработной платы отсутствуют, указанный период обозначен как «невыход на работу по невыясненным причинам («НН»»); корректирующие сведения по страхователю по форме «СЗВ КОРР» и по форме ОДВ-1 от 3 августа 2022 года, представленные АО «СК «Мост» в учреждения Социального фонда Российской Федерации, в которых имеется информация об особых условиях труда по периоду работы Солдатова В.А. с 08.11.2013 по 31.12.2013.
Оценив приведённые письменные доказательства в совокупности, руководствуясь положениями ст.ст. 4, 8, 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Списка №2 производств, работы, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, суд пришёл к выводу о том, имеется возможность зачесть период работы с 08.11.2013 по 31.12.2013 в специальный стаж истца, АО «СК «Мост» были представлены скорректированные сведения об особых условиях труда работника Солдатова В.А., решением ГУ ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии был включён в специальный стаж период работы истца у того же работодателя по 30 ноября 2013 года.
Далее суд отметил, что с учетом установленного специального стажа истца в 9 лет 2 месяца 26 дней и включённых судебным решением периодов работы, сформированного таким образом специального страхового стажа для возраста 56 лет недостаточно для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Для возраста 57 лет специальный страховой стажа у истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости имелся, поэтому досрочная страховая пенсия по старости подлежит назначению Солдатову В.А. с 6 августа 2021 года (даты достижения возраста 57 лет).
Суд апелляционной инстанции с такими выводами районного суда согласиться не может.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ: основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее Постановление №665).
Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления №665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 1991 года); Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список № 2 1956 года).
Разделом XXVII «строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 1991 года определено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, код профессии - 2290000а-14612.
Из приведенных норм пенсионного законодательства следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. Момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Материалами дела судебной коллегией установлено, что 22 октября 2021 года АО «СК «Мост» выдало истцу Солдатову В.А. справку за №14, в которой содержались сведения о том, что Солдатов В.А. действительно работал в АО «СК «Мост» монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4 разряда с 1 января 2010 года по 20 октября 2015 года в режиме полной рабочей недели без совмещения профессий, полный рабочий день и за этот период Обществом были начислены и перечислены по дополнительному тарифу взносы в размере 2% (л.д. 84, т.1).
В табелях учета рабочего времени Солдатова В.А. в АО «СК «Мост» период с 01.06.2012 по 08.06.2012 отражён с проставлением кода «НН (невыход на работу но невыясненным причинам)», рабочие дни отсутствуют, период с 01.07.2012 по 31.07.2012 отражён с проставлением кода «ОТ (очередной отпуск)», период с 01.10.2013 по 31.10.2013 - с кодом «ОТ (очередной отпуск)», период с 01.11.2013 по 07.11.2013 с кодом «ОТ (очередной отпуск)», период с 08.11.2013 по 20.10.2015 - с кодом «НН (невыходы на работу но невыясненным причинам)» (л.д.35-62, т.2). Такая же информация отражена в карточках индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов и лицевых счетах работника с 2012 по 2015 годы (л.д. 81-84, т.2)
В соответствии с представленными Обществом расчетными листками о начислении заработной платы работнику, в период с декабря 2013 по июль 2014 года Солдатову В.А. заработная плата не начислялась, за август 2014 года начислена компенсация за отпуск, в период с сентября 2014 года по октябрь 2015 года начисления также отсутствуют.
Из сведений по страхователю АО «СК «Мост», передаваемых в ПФР для ведения индивидуального персонифицированного учёта по форме ОДВ-1 следует, что 3 августа 2022 года АО «СК «Мост» в отношении застрахованного лица Солдатова В.А. были поданы сведения о корректировке периодов работы застрахованного лица: период с 8 ноября 2013 года по 31 декабря 2013 года указан с кодом особых условий труда «27-2» (л.д. 89-91, т.2).
Подтвердив приведённые выше обстоятельства, в письменных объяснениях, адресованных суду апелляционной инстанции, АО «СК «Мост» указало, что обязанность по сдаче отчётности не зависит от того, выплачивал ли работодатель работнику заработную плату или нет. Общество, действуя добросовестно, за весь период работы Солдатова В.А. предоставляло в отношении него сведения в учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе корректирующие сведения с соответствующими кодами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п.5 указанных Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пунктом 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, включаемые в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды отпусков приходятся на периоды соответствующей работы, а не вместо них. Соответственно, если отсутствует факт выполнения работы, дающей право на досрочную пенсию, то оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ периодов, когда работник не работал по иным основаниям, и ему не начислялась заработная плата, не имеется.
Изложенное свидетельствует о том, что спорный период с 1 по 31 декабря 2013 года, когда истец числился работником АО «СК «Мост», но фактически не работал и ему не начислялась заработная плата, также не являющийся периодом его временной нетрудоспособности и периодом отпуска, не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение в части возложения на ОСФР по Чувашской Республике–Чувашии обязанности включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периода работы истца с 1 по 31 декабря 2013 года в АО «СК «Мост» в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4 разряда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении таких исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных чч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из положений ч. 2 ст. 22 Федерального закона №400-ФЗ днём обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Судебной коллегией установлено, что истец Солдатов В.А., (дата) года рождения, обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости 14 октября 2020 года, т.е. по достижении им возраста 56 лет.
Принимая решение от 23.10.2020 №1535 об отказе в назначении пенсии, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь Чувашской Республики–Чувашии (межрайонное), правопреемником которого является ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии, фактическую продолжительность специального стажа Солдатова В.А. по Списку №2 определило в 9 лет 2 месяца 26 дней при требуемом стаже 10 лет, а фактическую продолжительность общего страхового стажа – в 23 года 4 месяца 20 дней при требуемой продолжительности в 25 лет (л.д. 16).
По смыслу п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, для выхода на пенсию в 56 лет истцу необходимо выработать 10 лет специального страхового стажа, в 57 лет - 7 лет и 6 месяцев.
С учётом принятого ответчиком к зачету специального стажа истца в досудебном порядке продолжительностью 9 лет 2 месяца 26 дней и включенного с такой стаж решением суда в неотмененной части периода работы с 31 мая по 8 июня 2012 года, специальный страховой стаж истца составит менее 10 лет, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии в возрасте 56 лет.
Для возраста 57 лет, которого истец достиг 6 августа 2021 года, специального страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии достаточно, при этом, вопреки ошибочному утверждению суда первой инстанции, о наличии у истца по состоянию на 6 августа 2021 года необходимого общего страхового стажа для досрочного назначения страховой пенсии, такой стаж продолжительностью в 25 лет у истца на эту дату отсутствовал, следовательно, как обоснованно отмечается в апелляционной жалобе ответчика, правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии с указанной даты не имелось.
Как указывалось выше, по состоянию на 14.10.2020 фактическая продолжительность общего страхового стажа истца была определена в 23 года 4 месяца 20 дней (до продолжительности стажа в 25 лет требуется дополнительно 1 год 7 месяцев 10 дней), соответственно, даже при продолжении истцом трудовой деятельности после 21.10.2020, по состоянию на 06.08.2021 его стаж не мог составить 25 лет, поскольку период с 21.10.2020 по 06.08.2021 составляет менее 1 года 7 месяцев 10 дней.
Из дела также следует, что решением ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии от 27.01.2023 №015-000-033-1/82 были внесены изменения в ранее принятое решение об отказе в назначении пенсии от 23.10.2020 №1535 (л.д. 157, т.2). Вновь принятым решением от 27.01.2023 не включены в страховой стаж периоды работы истца, приходящиеся на 1990-1996 годы: на (фабрике) в качестве струнонавивальщика струн пианино по мотивам того, что приказ об увольнении отсутствует; в колхозе «...», так как в архивных документах отсутствуют сведения о принятии и увольнении работника, а также о дате рождения; в (обществе) в качестве грузчика, так как приказ об увольнении отсутствует, дата рождения не указана; в СПК «...» с 26.06.1993 по 12.01.1995 в качестве скотника, так как в приказах отсутствуют полные имя, отчество, сведения о дате рождения; в колхозе «...», так как в архивных документах отсутствуют сведения о принятии и увольнении, а также о дате рождения. Отметив эти обстоятельства, ответчик фактическую продолжительность страхового стажа истца определил в 20 лет 7 месяцев 14 дней.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н), действовавшие на дату принятия ответчиком решения об отказе в назначении пенсии от 23.10.2020 №1535.
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п.23 Правил № 884н).
Из изложенного следует, пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 (ред. от 28.05.2019) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Из изложенного следует, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основным доказательством подтверждения страхового стажа, как до, так и после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, и только в случае неполноты указанных сведений периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут подтверждаться иными документами.
Как видно, из материалов дела, Муниципальным бюджетным учреждением «Алатырский районный архив» Солдатову В.А. были выданы архивные справки, первоначально принятые ОСФР по Чувашской Республике в качестве надлежащих документов, подтверждающих периоды работы истца с 1990 по 1996 годы.
Согласно содержанию справки от 13.08.2020 №, в документах архивного фонда № колхоза «...» по ведомостям начисления заработной платы работникам за 1990 год значится Солдатов В.А. (дата рождения не указана), имеются сведения о его заработной плате в рублях в период с мая по сентябрь 1990 года. По ведомостям начисления заработной платы работникам за 1990 год другие работники с данной фамилией, именем, отчеством не значатся, сведения о принятии и увольнении Солдатова В.А. в документах архивного фонда отсутствуют.
Относительно периодов работы истца в (обществе) были представлены справки за № и № от 13.08.2020 в подтверждение того, что в книге распоряжений по личному составу имеются сведения о принятии Солдатова В.А. грузчиком, сведения об увольнении отсутствуют, по ведомостям начисления заработной платы за 1990 год значится Солдатов В.А. (дата рождения не указана) и его заработная плата с октября по декабрь 1990 года.
Период работы истца в СПК «...» указан в справках №, № от 11.08.2020, из содержания которых следует, что в книгах приказов по личному составу СПК «...» имеются сведения о принятии Солдатова В.А. скотником с испытательным сроком с 26.06.1993 и об увольнении по собственному желанию с 12.01.1995, сведения о выплате заработной платы с июня 1993 года по декабрь 1994 года.
В справке №758 от 11.08.2020 отражено, что в архивном фонде № колхоза «...» по ведомостям начисления заработной платы работникам колхоза за 1995-1996 годы значится Солдатов В.А. (дата рождения не указана) и имеются сведения о выплате заработной платы в период с июля 1995 года по август 1996 года.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021), в силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абб.3 п.2, аб.4 п. 3.2. постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 года № 10-П).
Оценивая представленное ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии решение от 27.01.2023 №015-000-033-1/82, направленное на преодоление своей же, ранее принятой (23.10.2020) позиции о том, что у истца на дату принятия первого решения фактический страховой стаж составил 23 года 4 месяца 20 дней, со ссылкой на неполные данные в архивных справках, судебная коллегия отмечает, что такое решение, принятое спустя более 2 лет с даты принятия первого решения, не обеспечивает реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В каждой из перечисленных выше архивных справок имеется оговорка о том, что они выданы истцу Солдатову В.А., других работников с такими же как у истца фамилией, именем, отчеством по спорным периодам работы в организациях не имелось, тем самым исключается принадлежность архивных справок иным лицам. При наличии в документах архивного фонда ведомостей о начислениях заработной платы, на основании которых предоставлены сведения о заработной плате по месяцам, о чем прямо указано в архивных справках, указанные сведения позволяют определить период работы работника, как следствие, отсутствие полных данных о приеме на работу или увольнении, данных о дате рождения работника не может повлечь для истца негативные последствия в виде отказа во включении указанных выше периодов работы в страховой стаж.
Периоды работы истца в колхозе «...» (с 15.05.1990 по 15.09.1990), (обществе) (с 15.10.1990 по 15.12.1990), в СПК «...» (с 26.06.1993 по 12.01.1995), в колхозе «...» (с 15.07.1995 по 15.08.1996) также отражены в сведениях индивидуального персонифицированного учёта (л.д. 62-63, т.1). В расчете страхового стажа по состоянию на 14.10.2020 (л.д. 59-60, т.1) период работы истца в (фабрике) отсутствует.
Таким образом, отсутствие в архивных справках данных о дате рождения работника, датах приема на работу или увольнении с работы само по себе не порочит достоверность содержащейся в них информации, основанием для выдачи справок являлись разные документы: платежные ведомости, книги учета распоряжений, приказы по личному составу. Архивные справки, по существу, взаимно дополняют друг друга и согласуются с иными имеющимися в деле доказательствами.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований для принятия решения от 27.01.2023 №, которым было изменено ранее принятое 23.10.2020 решение в части определения страхового стажа истца, у ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии не имелось, следовательно, по состоянию на 14.10.2020 страховой стаж истца составляет 23 года 4 месяца 20 дней.
Выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной по состоянию на 27.06.2023 подтверждается, что после 14.10.2020 трудовая деятельность истца продолжилась в Обществе с ограниченной ответственностью «НПО «...» (до 6 мая 2021 года) и в последующем в Обществе с ограниченной ответственностью «...» (с 7 мая 2021 года). В календарном исчислении требуемая продолжительность страхового стажа в 25 лет достигнута истцом 4 июня 2022 года (23 года 4 месяца 20 дней по состоянию на 14.10.2020+1 год 7 месяцев 14 дней). За вычетом продолжительности отпусков без сохранения заработной платы в период с 24.08.2021 по 31.08.2021 (7 дней), 04.10.2021 (1 день), 20.10.2021 (1 день) продолжительность страхового стажа в 25 лет достигнута 25 мая 2022 года, следовательно, обжалуемое решение в части возложения обязанности назначить страховую пенсию по старости подлежит изменению, пенсия Солдатову В.А. в соответствии с п. 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ должна быть назначена с момента возникновения права, то есть с 25 мая 2022 года.
Доводы ОСФР по Чувашской Республике-Чувашии о том, что досрочная страховая пенсия по старости истцу не может быть назначена, поскольку с таким заявлением после принятого решения об отказе в её назначении от 23.10.2020 он в последующем не обращался, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 29), рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 6 декабря 2022 года в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, лицам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, периоды работы Солдатова В.А. с 1 декабря 2013 года по 31 декабря 2013 года в Акционерном обществе «Строительная компания «Мост» в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций 4 разряда отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Солдатову Виктору Андреевичу отказать;
это же решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 6 декабря 2022 года в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии назначить Солдатову В.А. досрочную страховую пенсию по старости по пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 6 августа 2021 года изменить; возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии назначить Солдатову В.А. досрочную страховую пенсию по старости по пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25 мая 2022 года;
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (города Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий Нестерова Л.В.
Судьи Александрова А.В.
Вассияров А.В.