Судья Копин С.А. |
№ 33-4030/2019 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 октября 2019 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткулиной Л.З.,
судей Душнюк Н.В., Ивановой Н.Е.
при ведении протокола помощником судьи Хямяляйнен О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-283/2019 по апелляционной жалобе ответчика на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 09 августа 2019 г. по иску П.Н.Г. к администрации Пудожского муниципального района о взыскании премии, компенсации за задержку выплаты, денежной компенсации морального вреда, перерасчете выходного пособия и ежемесячного заработка, сохраняемого на период трудоустройства.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица П.Н.Г. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что с 26.12.2016 работала в администрации Пудожского муниципального района в должности главного специалиста отдела по образованию, молодежной политике и физической культуре, уволена 30.11.2018 на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. В нарушение норм действующего трудового законодательства ответчиком не произведен окончательный расчет при увольнении, не выплачена премия по итогам работы за 2018 год в соответствии с распоряжениями администрации Пудожского муниципального района от 11.12.2018 № и от 21.12.2018 №. Истица просила взыскать с ответчика задолженность по выплате премии в размере 28327,20 руб.; денежную компенсацию за задержку выплат в размере 3512,57 руб.; денежную компенсацию морального вреда - 10000 руб.; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет выходного пособия, а также ежемесячного среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истицы взыскана премия по итогам работы за 2018 год в размере 28327,20 руб., компенсация за задержку выплат в размере 3512,57 руб., компенсация морального вреда - 2000 руб., на ответчика возложена обязанность произвести истице перерасчет выходного пособия и ежемесячного среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства. В остальной части иска отказано.
С таким решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе глава администрации Пудожского муниципального района Л.А.В. просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Выплата премии за год производится на основании локального акта при наличии экономии фонда оплаты труда и выплачивается сотрудникам, фактически состоящим в трудовых отношениях с работодателем на дату вынесения приказа о премировании, уволенным сотрудникам премия не выплачивается. Приказ о премировании работников по итогам работы за год был издан после увольнения истицы. Вывод суда о том, что премия в размере 86 % от должностного оклада начислена и выплачена работникам по итогам работы за 2018 год, является ошибочным. Данная премия была выплачена за фактически отработанное время в декабре 2018 г. Вывод суда о дискриминационном характере условий локального акта, согласно которому уволенным работникам вознаграждение по итогам работы за год не выплачивается, является неверным. Расчет размера денежной компенсации за задержку выплаты следует произвести с даты издания распоряжения администрации от 21.12.2018 №
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы гражданского дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона муниципальному служащему гарантируется право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 8 Закона РК от 24.07.2007 № 1107-3PK «О муниципальной службе в Республике Карелия» предусмотрено, что денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Судом установлено, что истица П.Н.Г. с 26.12.2016 состояла в трудовых отношениях с ответчиком, 30.11.2018 уволена на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Согласно трудовому договору от 26.12.2016 № и дополнительному соглашению к нему от 09.02.2018 заработная плата истицы включает, в том числе премии, установленные Положением об оплате труда и материальном стимулировании.
Согласно п. 3.4 Положения об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района, утвержденного решением Совета Пудожского муниципального района от 29.01.2016 № 192, в составе оплаты труда муниципального служащего предусмотрены ежемесячные и иные дополнительные выплаты, к числу которых относятся премии.
Порядок премирования муниципальных служащих администрации района регламентирован разделом 9 указанного Положения, согласно которому премирование муниципальных служащих производится на основании распоряжения главы администрации, размер премии устанавливается в процентах к должностному окладу и зависит от качества выполнения муниципальным служащим служебных обязанностей, личного трудового вклада в общие результаты деятельности; при наличии экономии фонда оплаты труда может быть выплачена премия по итогам работы за квартал, год (п.п. 9.1, 9.2., 9.4). При этом п. 9.6 указанного Положения предусмотрено, что премия за год не выплачивается уволенным в течение года сотрудникам.
Премирование работников администрации Пудожского муниципального района по итогам работы за 2018 год было произведено на основании распоряжений №, № от 11.12.2018, № от 21.12.2018. Истица в перечень премированных лиц не включена.
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что п. 9.6 Положения, применению при разрешении спора не подлежит, носит дискриминационный характер.
Выплаты стимулирующего характера в силу вышеприведенных норм права входят в систему оплаты труда, в выплате премии за отработанное время не может быть отказано произвольно. Сам факт увольнения истицы, проработавшей в 2018 году 11 месяцев, учитывая основания ее увольнения, не может лишать ее права на выплату премии по итогам работы за год.
При таких обстоятельствах судом правомерно взыскана с ответчика в пользу истицы премия по итогам работы за 2018 год. Размер премии соотносится с размером, установленным указанными распоряжениями работодателя для иных работников.
Требования истицы о компенсации морального вреда и процентов за задержку выплат основаны на положениях ст.ст. 236, 237 Трудового кодекса РФ и обоснованно удовлетворены судом частично.
Вместе с тем при расчете денежной компенсации в порядке ст. 236 Трудового кодекса РФ судом допущена арифметическая ошибка. За период с 12.12.2018 по 30.07.2019 на сумму невыплаченной премии в размере 15840 руб. подлежат начислению проценты в сумме 1869,12 руб., а за период с 22.12.2018 по 30.07.2019 на сумму премии 12487,20 руб. подлежат начислению проценты в размере 1416,26 руб., всего 3285,38 руб. (ключевые ставки ЦБ РФ с 12.12.2018 по 16.12.2018 и с 17.06.2019 по 28.07.2019 – 7, 5 %, с 17.12.2018 по 16.06.2019 – 7,75 %, с 29.07.2019 по 30.07.2019 – 7,25 %). В соответствии со ст. 200 ГПК РФ, не изменяя решение суда по существу, судебная коллегия считает необходимым исправить допущенную судом арифметическую ошибку.
Руководствуясь ст. 139 Трудового кодекса РФ, п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, суд удовлетворил требования истицы о перерасчете выходного пособия и ежемесячного среднего заработка, сохраняемого на период трудоустройства.
Разрешая спор, суд правильно установил значимые для дела обстоятельства с учетом правовой природы спорных правоотношений и заявленных требований, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном толковании норм права, повторяют позицию ответчика, высказанную в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда по существу является верным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 200, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 09 августа 2019 г. по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Исправить арифметическую ошибку, указав в абзаце 2 резолютивной части решения суда сумму компенсации за задержку выплаты в размере 3285,38 руб., всего 33612,58 руб., вместо суммы компенсации за задержку выплаты в размере 3512,57 руб., всего 33839,77 руб.
Председательствующий
Судьи