Номер идентификатор 91RS0014-01-2021-003626-58
Дело № 2-405/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2022 года пгт. Ленино
Резолютивная часть суда объявлена 28 февраля 2022 года.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 февраля 2022 года.
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Копаева А. А.,
при секретаре Мезенове В. Е.,
с участием истца ФИО2,
прокурора ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора, действующего в интересах ФИО2 к администрации Ленинского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье,-
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ленинского района Республики Крым, действующий в интересах ФИО2, обратился в суд с указанным выше иском.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки по обращению ФИО2 о нарушении его права на получение жилья, прокуратурой были выявлены нарушения жилищного законодательства в действиях администрации Ленинского района Республики Крым. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 включен в список лиц, подлежащих обеспечением жилым помещением. В настоящее время ФИО2 проживает по адресу: <адрес>, однако собственного жилья у истца нет и администрацией Ленинского района Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предоставлено. Согласно утвержденного Главой администрации <адрес> Республики Крым списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> Республики Крым, ФИО2 состоит под №. Таким образом, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что бездействие администрации <адрес> Республики Крым в непринятии мер по предоставлению ФИО2 жилья, нарушает гарантированные истцу законодательством РФ и Конституцией РФ жилищные права и свободы, в связи с чем, для защиты его прав прокурором подан настоящий иск в суд.
Истец ФИО2 и прокурор ФИО8 в судебном заседании заявленные требования уточнили и просили суд возложить обязанность на администрацию Ленинского района Республики Крым предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования Ленинский район Республики Крым по норме предоставления не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения.
Представитель ответчика администрации Ленинского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. От него в суд поступили письменные пояснения с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был своевременно, надлежащим образом извещен. От него в суд поступили письменные пояснения.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явки сторон в судебное заседание.
Выслушав истца и прокурора, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам в их совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, на основании следующего.
В соответствии со статьей 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Статьей 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» (далее – Закон № 46-ЗРК) установлено, что в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Согласно статье 9 Закона №46-ЗРК органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 1320-О - федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) (далее – Закон №159-ФЗ) лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктом 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 данной статьи, составляет пять лет и такой договор может быть один раз заключен на новый пятилетний срок; по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять в отношении данного жилого помещения решение об исключении его из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения.
Согласно пунктам 1 и 9 той же статьи благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат обеспечению также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, что не предусматривалось ранее действовавшим законодательством; право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно статьи 8 Закона №46-ЗРК - жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что предоставление жилья детям-сиротам осуществляется по спискам, указанные граждане не входят в общую очередь лиц, нуждающихся в жилом помещении и лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья.
Установленный Законом №46-ЗРК порядок предоставления жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории лиц жильем по договору найма жилых помещений.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства по делу.
Согласно повторному свидетельству о рождении серии 1-АП № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО2. В данном свидетельстве о рождении отцом ребенка указан – ФИО3, матерью – ФИО4.
Решением Ленинского районного суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФИО3 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
<адрес>ной государственной администрации Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении детей в государственное интернатное заведение», малолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направлен в государственное интернатное заведение (л.д. 19).
Решением исполнительного комитета Семисотского сельского совета <адрес> Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантии предоставления жилья несовершеннолетним ФИО5, ФИО6, ФИО2», указанным несовершеннолетним лицам, в том числе и истцу, гарантировано предоставление жилой площади на территории Семисотского сельского совета по их возвращении из интернатного учреждения (л. д. 18).
Постановлением исполнительного комитета Семисотского сельского совета <адрес> Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления решил поставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ р., на квартирный учет по его возвращении из интернатного учреждения (л.д. 21).
Как следует из постановления исполнительного комитета Семисотского сельского совета <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на квартирный учет гр. ФИО2», истец поставлен на квартирный учет с ДД.ММ.ГГГГ, категория – первоочередник (л.д. 14).
Из сообщения администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав сформирован общий список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Данный Список направлен в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. При этом, в указанный список включен ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 13).
Кроме того, Постановлением администрации Семисотского сельского поселения <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в список по <адрес> нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями ребенка, оставшегося без попечения родителей ФИО2», за истцом признан статус ребенка из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащего обеспечением жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 24).
Согласно справке ГБОУ РК «Лозовская специальная школа-интернат» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучался в школе-интернате и состоял в числе детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а именно - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отчислен в связи с окончанием школы-интерната и дальнейшим обучением Прудовском аграрном лицее) (л.д. 30).
В соответствии с отметкой в паспорте гражданина РФ – ФИО2 нигде не зарегистрирован (л. д. 8).
Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>В, <адрес>.
Из информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым №КУВИ-002/2021-27350997 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРН нет сведений о правах на имевшиеся (имеющиеся) в собственности у ФИО2 объекты недвижимости (л.д. 32).
Таким образом, в судебном заседании установлено нарушение прав ФИО2 на обеспечение жилым помещением, поскольку на момент обращения в суд, истец, имеющий вышеуказанный статус не обеспечен ответчиком жилым помещением в соответствии с положениями Закона №46-ЗРК.
Кроме того, разрешая заявленное требование, суд учитывает, что норма предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством установлена не менее 25 квадратных метров общей площади на человека.
В соответствии ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Действие положений ст. 8 Закона №159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку ФИО2 в установленном порядке был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением не реализовал, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, то на него распространяется действие положений ст. 8 Закона № 159-ФЗ.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени истцу жилое помещение ответчиком не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение жилого помещения, общая площадью не менее 25 кв. м., по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению ФИО2 жилого помещения должна быть возложена на администрацию Ленинского района Республики Крым за счет средств субвенций на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета Республики Крым.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Иск прокурора, действующего в интересах ФИО2 к администрации Ленинского района Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье, удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Ленинского района Республики Крым предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования Ленинский район Республики Крым по норме предоставления не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А. А. Копаев