К делу № 2-12/2024
УИД № 01RS0006-01 -2022-004045-36
Резолютивная часть решения оглашена 28.05.2024 года
Решение в окончательной форме принято 31.05.2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2024 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
в составе:
председательствующего судьи Тимошенко О.Н.,
при секретаре Батове Р.Р.,
с участием представителя истца – Чернышева И.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2022 года,
представителя ответчиков Куйсоковой З.К., Каспарова Р.М. – Кошегу А.Р., действующего на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица Государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Управления автомобильных дорог «Адыгеяавтодор»» -Барановской Е.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея к Каспарову Роберту Михайловичу, Куйсоковой Зареме Кимовне, Тлеуж Саиде Заурбиевне о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обратилось в суд с иском к Каспарову Роберту Михайловичу, Куйсоковой Зареме Кимовне, Тлеуж Саиде Заурбиевне об изъятии для государственных нужд Республики Адыгея земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 325 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с предоставлением возмещения: Каспарову Роберту Михайловичу <данные изъяты>, Куйсоковой Зареме Кимовне <данные изъяты>, Тлеуж Саиде Заурбиевне <данные изъяты>. Также просит установить, что решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок и возникновения права государственной собственности Республики Адыгея в Управлении Росреестра по Республике Адыгея; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Требования мотивированы тем, что во исполнение приказов Комитета по Республике Адыгея по архитектуре и градостроительству от 27 апреля 2020 года № 13-од «Об утверждении основных частей проекта планировки территории и проекта межевания территории и в целях строительства объекта республиканского значения «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге Энем-Новобжегокай в Тахтамукайском районе Республики Адыгея», от 22 июля 2021 года № 17-од «Об утверждении изменений в основные части проекта планировки территории и проекта межевания территории по линейному объекту республиканского значения: «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге Энем-Новобжегокай в Тахтамукайском районе Республики Адыгея», а также от 06 сентября 2022 года № 34-ДПТУ «Об утверждении изменений в основные части проекта планировки территории и проекта межевания территории по линейному объекту республиканского значения: «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге Энем-Новобжегокай в Тахтамукайском районе Республики Адыгея» Министерством было подано ходатайство об изъятии земельных участков для государственных нужд. Кабинетом Министров Республики Адыгея принято распоряжение от 16 декабря 2020 года № 414-р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Адыгея», согласно которому в целях строительства вышеуказанного объекта республиканского значения подлежит изъятию земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 325 кв.м., расположенный по адресу: расположенный по адресу: <адрес>, образованный из земельного участка с кадастровым номером №. Указанный исходный земельный участок принадлежит Каспарову Роберту Михайловичу (доля в праве 16/27), Куйсоковой Зареме Кимовне (доля в праве 1/3), Тлеуж Саиде Заурбиевне (доля в праве 2/27). На основании указанного решения об изъятии, собственникам земельного участка был направлен пакет документов, состоящий из проекта соглашения об изъятии земельного участка, подписанного Министерством и Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям, а также отчета об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, Министерством соблюдены соответствующие требования земельного законодательства, однако подписанные собственниками изымаемых земельных участков соглашение в адрес Министерства не поступили. Также в соответствии с ч.9 ст. 56.10 ЗК РФ Каспаровым Р.М., Куйсоковой З.К., Тлеуж С.З. не направлены уведомления об отказе в подписании соглашений или предложения об изменении размера возмещения. Таким образом, в связи с невозможностью решения данного вопроса во внесудебном порядке, истец вынужден был обратиться в суд.
Представитель истца по доверенности Чернышев И.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков Куйсоковой З.К., Каспарова Р.М. по доверенности Кошегу А.Р. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований с учетом установления денежного возмещения в соответствии с заключением повторной судебной экспертизы.
Ответчик Тлеуж С.З. извещена надлежащим образом о дате, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, каких-либо ходатайств не заявляла.
Представитель третьего лица ГБУ РА «Управление автомобильных дорог «Адыгеяавтодор» по доверенности Барановская Е.А. также поддержала заявленные исковые требования.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 августа 2009 гола № 179 «Вопросы Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея», Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в области строительства (в том числе системы ипотечного жилищного кредитования строительной индустрии), транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.
Подведомственным учреждением Министерства является государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея «Управление автомобильных дорог «Адыгеяавтодор» (ГБ РА «УАД «Адыгеяавтодор»), созданное согласно постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 августа 2005 года № 132 «О мерах по совершенствованию деятельности в области дорожного хозяйства».
В соответствии с Уставом основной деятельностью ГБ РА «УАД «Адыгеяавтодор» является осуществление строительства и реконструкции автомобильных дорог республиканского, а также межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Республики Адыгея.
Во исполнение приказов Комитета по Республике Адыгея по архитектуре и градостроительству от 27 апреля 2020 года № 13-од «Об утверждении основных частей проекта планировки территории и проекта межевания территории и в целях строительства объекта республиканского значения «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороги Энем-Новобжегокай в Тахтамукайском районе Республики Адыгея» от 22 июля 2021 года № 17-од «Об утверждении изменений в основные части проекта планировки территории и проекта межевания территории по линейному объекту республиканского значения: «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге Энем-Новобжегокай в Тахтамукайском районе Республики Адыгея», а также от 06 сентября 2022 года № 34-ДПТУ «Об утверждении изменений в основные части проекта планировки территории и проекта межевания территории по линейному объекту республиканского значения: «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге Энем-Новобжегокай в Тахтамукайском районе республики Адыгея» Министерством было подано ходатайство об изъятии земельных участков для государственных нужд.
16 декабря 2020 года Кабинетом Министров Республики Адыгея принято распоряжение № 414-р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Адыгея», согласно которому в целях строительства вышеуказанного объекта республиканского значения подлежит изъятию земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 325 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, образованный из земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 декабря 2019 года № 331 «О государственной программе Республики Адыгея «Развитие транспортной системы» возмещение за изымаемые для государственных нужд Республики Адыгея объекты в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 16 декабря 2020 года № 414-р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Адыгея осуществляет Министерство.
Из сведений ЕГРН следует, что указанный исходный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам: Каспарову Роберту Михайловичу (доля в праве 16/27), Куйсоковой Зареме Кимовне (доля в праве 1/3), Тлеуж Саиде Заурбиевне (доля в праве 2/27).
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В силу статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Процедура изъятия для государственных нужд проведена с учетом требований действующего законодательства, в частности, уполномоченным органом в соответствии с требованиями статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение уполномоченного органа в виде распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея от 16 декабря 2020 года № 414-р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Адыгея» ответчиками Каспаровым Р.М., Куйсоковой З.К., Тлеуж С.З. не оспорено и не обжаловано.
На основании указанного решения об изъятии, руководствуясь статьей 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, собственникам земельного участка был направлен пакет документов, состоящий из проекта соглашения об изъятии земельного участка, подписанного Министерством и Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям, а также отчета об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №:
- Каспарову Роберту Михайловичу письмом от ДД.ММ.ГГГГ №;
- Куйсоковой Зареме Кимовне письмом от ДД.ММ.ГГГГ №;
- Тлеуж Саиде Заурбиевне письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Факт получения лично собственниками направленных соглашений об изъятии подтверждается отчетами об отслеживании почтовых отправлений:
- Каспаровым Робертом Михайловичем - ДД.ММ.ГГГГ;
- Куйсоковой Заремой Кимовной - ДД.ММ.ГГГГ;
- Тлеуж Саидой Заурбиевной - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истцом соблюдены соответствующие требования земельного законодательства.
На момент подачи настоящего искового заявления, подписанные указанными собственниками соглашения об изъятии, в адрес Министерства не поступили.
Также в соответствии с частью 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Каспаровым Робертом Михайловичем, Куйсоковой Заремой Кимовной, Тлеуж Саидой Заурбиевной не направлены уведомления об отказе в подписании соглашений или предложения об изменении размера возмещения.
В силу положений статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Поскольку соглашение между истцом и ответчиками во внесудебном порядке не достигнуто, изъятие земельного участка должно производиться в судебном порядке.
При этом из возражений представителя ответчиков следовало, что ответчики фактически не возражают против изъятия земельного участка, однако выражают несогласие с размером предложенной компенсации за прекращение права собственности на принадлежащий им объект недвижимого имущества (часть земельного участка), а также указывают на возникновение дополнительных убытков, вызванных изъятием данной части земельного участка, что приведет к уменьшению рыночной стоимости принадлежащего им нежилого коммерческого помещения.
По ходатайству представителя ответчиков судом была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Легал Сервис».
В соответствии с заключением ООО «Легал Сервис» № от ДД.ММ.ГГГГ:
1) Рыночная стоимость земельного участка, площадью 325 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на момент проведения экспертизы округленно составляет <данные изъяты>
2) Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 1077 кв.м, при изъятии специально выделенной парковки уменьшится на <данные изъяты>
В связи с несогласием с выводами проведенной экспертизы, указанием на допущенные экспертом нарушения, в том числе неверное определение вида разрешенного использования земельного участка при его оценке для принудительного изъятия, судом была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Центр экспертиз «Правовой аспект».
В соответствии с заключением ООО «Центр экспертиз «Правовой аспект» № от ДД.ММ.ГГГГ:
1) Рыночная стоимость земельного участка, площадью 325 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования, которое было до принятия решения об изъятии земельного участка - «для строительства производственной базы» на момент проведения экспертизы, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, округленно, составляет <данные изъяты>
2) Одним из основных ценообразующих факторов для торгово-офисной недвижимости является наличие парковочных мест. Наличие паркинга — одно из ключевых требований современных компаний при аренде офисных помещений, данный фактор на прямую влияет на стоимость объекта капитального строительства. Рыночная стоимость ущерба, связанного с потерей специально выделенной парковки, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, округленно, составляет <данные изъяты>
Сторонами не указано, а судом не было установлено ни одного объективного факта, предусмотренного ч. 2 ст. 87 ГПК РФ, на основании которого можно усомниться в правильности или обоснованности заключения эксперта ООО «Центр экспертиз «Правовой аспект» № от ДД.ММ.ГГГГ. Неясности или неполноты заключения эксперта, являющихся основаниями назначения дополнительной экспертизы, судом также не было установлено. Заключение эксперта по поставленным судом вопросам изложено в полном соответствии с требованиями закона. Компетентность, беспристрастность и выводы эксперта сомнений не вызывают.
Выводы эксперта, проводившего повторную судебную экспертизу, в судебном заседании сторонами не опровергнуты. Оснований не доверять результатам экспертного заключения по судебной экспертизе, назначенной в порядке ст. 79 ГПК РФ, перед проведением которой эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется.
Таким образом, размер компенсации ответчикам за утрату права собственности на недвижимое имущество суд полагает необходимым определить на основании заключения ООО «Центр экспертиз «Правовой аспект» № от ДД.ММ.ГГГГ и должен составить <данные изъяты>
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме, за исключением размера взыскиваемой с истца в пользу ответчиков компенсации за утрату права собственности на недвижимое имущество, определив ее размер в сумме <данные изъяты>
В соответствии с размерами долей ответчиков в праве общей долевой собственности, размер компенсации каждому из ответчиков будет составлять: Каспарову Роберту Михайловичу – <данные изъяты>, Куйсоковой Зареме Кимовне – <данные изъяты>, Тлеуж Саиде Заурбиевне – <данные изъяты>
При этом требования ответчиков о необходимости установления возмещения с учетом уменьшения рыночной стоимости принадлежащего ответчика нежилого помещения не могут быть рассмотрены судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Однако среди требований истца нет требований о возмещении ответчикам уменьшения рыночной стоимости объекта, который не является предметом принудительного изъятия.
Встречные исковые требования в этой части ответчиками также не заявлялись.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для разрешения данного вопроса в рамках настоящего судебного разбирательства.
Доводы истца о необходимости немедленного исполнения решения суда по тем основаниям, что замедление исполнения решения суда может повлечь значительный ущерб в виде срыва сроков строительства и не освоения бюджетных средств, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея № 414-р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Адыгея» принято 16.12.2020 года, тогда как исковое заявление об изъятии спорного земельного участка подано в суд 22.12.2022 года, то есть в течение двух лет с момента его вынесения, из чего следует, что у истца было достаточно времени и возможности для обращения с иском в суд, чтобы не повлечь значительный ущерб в виде срыва сроков строительства и не освоения бюджетных средств, однако в течение указанного времени истец своим правом не воспользовался.
С учетом изложенного, что истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих необходимость немедленного исполнения решения суда, суд считает законным отказать в удовлетворении исковых требований в части обращения решения суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея к Каспарову Роберту Михайловичу, Куйсоковой Зареме Кимовне, Тлеуж Саиде Заурбиевне о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд – удовлетворить частично.
Изъять для государственных нужд Республики Адыгея земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 325 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с предоставлением возмещения: Каспарову Роберту Михайловичу – <данные изъяты>, Куйсоковой Зареме Кимовне – <данные изъяты>, Тлеуж Саиде Заурбиевне – <данные изъяты>
Данное решение является основанием для государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок и возникновения права государственной собственности Республики Адыгея в Управлении Росреестра по Республике Адыгея.
В удовлетворении искового заявления в части обращении решения суда к немедленному исполнению – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.Н. Тимошенко