УИД: 47RS0009-01-2021-002388-93
Дело № 2а-121/2022 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кировск Ленинградской области |
07 февраля 2022 года |
Кировский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи АндреевИ.А.,
при секретаре ВитовичД.Ю.,
с участием:
административного истца БоякоЕ.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бояко Евгения Михайловича к Призывной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области, Военному комиссариату Ленинградской области об оспаривании решения от 08.04.2021, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
БоякоЕ.М. обратился в Кировский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области, Военному комиссариату Ленинградской области, в котором просил признать незаконным заключение призывной комиссии от 08.04.2021 о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований БоякоЕ.М. ссылался на то, что родился ДД.ММ.ГГ, проживает по месту регистрации по адресу: <адрес>. БоякоЕ.М. состоит на воинском учете в Военном комиссариате г.Кировска и Кировского района Ленинградской области. БоякоЕ.М. периодически проходил медицинские освидетельствования, ему присваивалась категория годности «В». Однако, 08.04.2021 призывной комиссией было принято решение о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, что нарушает его право на получение военного билета.
Административный истец БоякоЕ.М. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал, суду пояснил также, что весной 2020 года он вызывался повесткой, но повестку поучила его сестра, сам он не пришел, так как лично ему повестка не вручалась.
Административные ответчики Призывная комиссия Кировского муниципального района Ленинградской области, Военный комиссариат Ленинградской области о времени и месте судебного заседания извещены, не явились.
Заинтересованное лицо Военный комиссариат г.Кировска и Кировского района Ленинградской области о времени и месте судебного заседания извещен, не явился.
Заслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя в связи с запросом Парламента Чеченской Республики конституционность пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2017 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", как препятствующий принятию гражданина на государственную гражданскую службу и прохождению гражданином государственной гражданской службы в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, в Постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П сформулировал правовую позицию, согласно которой неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом N 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу статьи 25 указанного Федерального закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Пункт 1.1 статьи 28 названного Федерального закона введен в действие Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 1 января 2014 года.
Абзацем 8 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается, в том числе, из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Этим же Положением предусмотрено, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Исходя из приведенных выше норм права, решение о зачислении гражданина в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета административного истца сведений о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований с 1 января 2014 года до достижения им 27-летия, то есть до 13 января 2015 года.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 10 Закона о воинской обязанности и военной службе в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет (часть 2 статьи 10 Закона о воинской обязанности и военной службе).
Пунктом 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 установлено, что граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.
Согласно пункту 53 Положения о воинском учете предусмотрена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, лично являться в военный комиссариат для постановки и снятия с воинского учета.
В силу пункта 13 Порядка формирования картотеки личных дел призывников, являющегося приложением N 9 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" следует, что граждане лично являются в военный комиссариат для снятия с воинского учета и подают заявление с указанием причины снятия с воинского учета и адреса нового места жительства, места работы или учебы при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев. Разрешение на снятие призывника с воинского учета дается только военным комиссаром или лицом, его замещающим.
Пунктом 23 названного Порядка предусмотрено, что при снятии с воинского учета гражданина, выезжающего из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев, он представляет заявление о снятии с воинского учета в связи с выездом из Российской Федерации (указывается страна), у него изымается удостоверение, которое приобщается к материалам личного дела призывника.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 53-ФЗ).
Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.
БоякоЕ.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, гражданин России, зарегистрирован и фактически проживает по месту регистрации по адресу: <адрес>. БоякоЕ.М. состоит на воинском учете в Военном комиссариате г.Кировска и Кировского района Ленинградской области.
Согласно данным Личного дела призывника (копия хранится при настоящем деле) и ответу Военного комиссариата г.Кировска и Кировского района Ленинградской области (л.д.82-83):
- по осеннему призыву 2017 года БоякоЕ.М. о явке в военный комиссариат извещен, явился, принято решение от ДД.ММ.ГГ, протокол №, категория годности «В», ограниченно годен к военной службе; однако Военным Комиссариатом Ленинградской области данное решение не утверждено, присвоена категория годности «Г», временно не годен к военной службе, протокол № от 11.12.2017
- по весеннему призыву 2018 года БоякоЕ.М. о явке в военный комиссариат извещен, явился, принято решение от ДД.ММ.ГГ, протокол №, категория годности «В», ограниченно годен к военной службе; однако Военным Комиссариатом Ленинградской области данное решение не утверждено, присвоена категория годности «Б-3», годен к военной службе с незначительными ограничениями, протокол № от 12.07.2018
- по осеннему призыву 2018 года БоякоЕ.М. о явке в военный комиссариат извещен, явился, принято решение от ДД.ММ.ГГ, протокол №, категория годности не установлена, направлен на дополнительное медицинское обследование до 06.11.2018, однако в указанный срок с обследования не явился;
- по осеннему призыву 2019 года БоякоЕ.М. о явке в военный комиссариат извещен, явился, принято решение от ДД.ММ.ГГ, протокол №, категория годности «В», ограниченно годен к военной службе; однако Военным Комиссариатом Ленинградской области данное решение не утверждено, БоякоЕ.М. не явился на контрольно-медицинское обследование;
- по весеннему призыву 2020 года БоякоЕ.М. о явке в военный комиссариат извещен, не явился, повестку по месту жительства БоякоЕ.М. получила его сестра, о чем имеется подпись в повестке. Также суд учитывает пояснения БоякоЕ.М. о том, что его сестра получала для него повестку, о содержании повестки БоякоЕ.М. было известно, о явке по повестке БоякоЕ.М. было известно, однако, он не явился, так как, исходя из пояснений БоякоЕ.М., повестка не вручалась ему лично.
08.04.2021 в отношении БоякоЕ.М. вынесено обжалуемое им решение.
БоякоЕ.М., оспаривая указанное решение, ссылается на то, что от явки он не уклонялся, повесток о явке не получал.
Вместе с тем, БоякоЕ.М. последовательно в период с осеннего призыва 2018 года планомерно избегал явки на медицинские обследования в целях избежать принятия по нему итого решения о категории годности: - по осеннему призыву 2018 года БоякоЕ.М. направлен на дополнительное медицинское обследование до 06.11.2018, однако в указанный срок с обследования не явился; - по осеннему призыву 2019 года БоякоЕ.М. не явился на контрольно-медицинское обследование; - по весеннему призыву 2020 года БоякоЕ.М. в военный комиссариат не явился. С учетом фактических обстоятельств дела, учитывая, что по пояснениям БоякоЕ.М. - его сестра получала для него повестку, о содержании повестки БоякоЕ.М. было известно, о явке по повестке БоякоЕ.М. было известно, однако, он не явился, так как, исходя из пояснений БоякоЕ.М., повестка не вручалась ему лично, - суд приходит к выводу, что БоякоЕ.М. был надлежаще извещен о явке в военный комиссариат, однако, без уважительных причин неявился.
Суд в полном объеме отказывает в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАСРФ, суд
РЕШИЛ:
в полном объеме отказать в удовлетворении административных исковых требований Бояко Евгения Михайловича к Призывной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области, Военному комиссариату Ленинградской области об оспаривании решения от 08.04.2021, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий |
И.А.Андреев |