Дело № 2-4118/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2016 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Зрелкиной Е.Ю.,
при секретаре Хомовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гольцова <И.В.> к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование,
УСТАНОВИЛ:
Гольцов И.В. обратился в суд с иском Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о возмещении морального вреда за незаконное уголовное преследование, мотивируя заявленные требования тем, что в отношении него было возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных п<данные изъяты> УК РФ. Приговором Чемальского районного суда Республики Алтай он осужден за совершение преступления, предусмотренного п<данные изъяты> УК РФ, в тот же день постановлением суда уголовное дело в части обвинения в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ было прекращено за отсутствием составов преступлений, в связи с чем он имеет право на реабилитацию. Моральный вред истец оценивает в размере 79, 99 руб., исходя из глубины своих страданий, эмоционально-психических нарушений, в связи с чем просит взыскать указанную сумму в счет компенсации морального вреда.
При рассмотрении дела истец Гольцов И.В. уточнил исковые требования и в окончательной редакции просил взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в сумме 79 999 рублей.
В судебное заседание истец Гольцов И.В. не явился, находится в местах лишения свободы, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства РФ по Республике Алтай Светоносов К.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Представитель третьего лица помощник прокурора Шестак Д.В. полагал возможным удовлетворить требования с учетом требований разумности и справедливости.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения, являются личными неимущественными правами гражданина.
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Способ и размер компенсации морального вреда определяются в соответствии с правилами, установленными ст. 1101 ГК РФ.
В силу ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В развитие данных положений ст. 1100 ГК РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что требования истца подлежат удовлетворению в случае доказанности им факта незаконного уголовного преследования, которое причинило ему физические или нравственные страдания.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ № 10 от 20.12.1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Как следует из материалов дела, 01.05.2006 года следователем прокуратуры Чемальского района возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ.
02 мая 2006 года Гольцов И.В. был допрошен в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, постановлением от 03 мая 2006 года Гольцову И.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
10 мая 2006 года Гольцов И.В. был привлечен в качестве обвиняемого и ему предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ.
Кроме того, 03.05.2006 года следователем СО при Чемальском РОВД было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ.
02 августа 2006 года Гольцов И.В. был допрошен в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, в тот же день ему избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
28 августа 2006 года Гольцов И.В. был привлечен в качестве обвиняемого и ему предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ.
Приговором Чемальского районного суда Республики Алтай от 26 февраля 2007 года Гольцов И.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ и ему путем частичного сложения наказаний окончательно назначено <данные изъяты> лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Вместе с тем, постановлением судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 26 февраля 2007 года уголовное дело в части обвинения Гольцова И.В. в совершении преступлений, предусмотренных п<данные изъяты> УК РФ было прекращено за отсутствием составов преступлений.
Истцы по требованию о компенсации морального вреда в связи с незаконным действиями должностных лиц не освобождены от обязанности по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, и в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязаны представить доказательства самого факта причинения морального вреда, а также наличия обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий, переживаний.
При рассмотрении и разрешении настоящего дела нашли свое подтверждение доводы истца о незаконном предъявлении обвинения по <данные изъяты> УК РФ, в связи с чем требование о компенсации морального вреда, причиненного в результате указанных действий, являются обоснованным.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу положений п. 1 ст. 8 и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.
Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, в том числе причиненного необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 5 ст. 5 Протокола N 7) и Международного пакта о гражданских и политических правах (подп. "а" п. 3 ст. 2, п. 5 ст. 9), утверждающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу, на компенсацию.
В связи с установленными в судебном заседании обстоятельствами, суд считает обоснованными доводы истца относительно нравственных страданий, причиненных в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд принимает во внимание все обстоятельства дела, длительность уголовного преследования по <данные изъяты> УК РФ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> УК РФ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом истец в исковом заявлении не указывает на обстоятельства, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий, переживаний, не представляет соответствующие доказательства.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание степень доказанности обстоятельств, подтверждающих размер заявленной истцом компенсации морального вреда, исходя из требований разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, которая подлежит взысканию за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гольцова <И.В.> удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Гольцова <И.В.> компенсацию морального вреда за незаконное уголовное преследование в размере <данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Е.Ю. Зрелкина
Решение в окончательной форме принято 30 ноября 2016 года