Решение по делу № 33-8521/2022 от 26.09.2022

Судья Гончарова Н.О. № 33-8521/2022

№ 2-1814/2022

64RS0043-01-2022-001928-38

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2022 года                           город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Перовой Т.А.,

судей Артемовой Н.А., Колемасовой В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сухаревой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безручко Н.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения в собственность взамен аварийного по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда города Саратова от 23 мая 2022 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Артемовой Н.А., объяснения представителя Безручко Н.В. - Кузнецова А.О., полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Безручко Н.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация МО «Город Саратов») о предоставлении жилого помещения в собственность взамен аварийного.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником жилой комнаты по адресу: <адрес>. Многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу комната, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации МО «Город Саратов» от 30 января 2014 года -р определены мероприятия по отселению из многоквартирного жилого дома, установлен срок его сноса - до 01 октября 2014 года, включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда». Однако вопрос об отселении и предоставлении ей жилого помещения не решен до настоящего времени.

На основании изложенного просит суд возложить на администрацию МО «Город Саратов» обязанность предоставить ей в собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова взамен аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>.

Решением Волжского районного суда города Саратова от 23 мая 2022 года исковые требования удовлетворены. На администрацию МО «Город Саратов» возложена обязанность предоставить Безручко Н.В. в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 20,09 кв.м, в черте города Саратова.

После фактического предоставления администрацией МО «Город Саратов» в собственность Безручко Н.В. благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, в черте города Саратова, общей площадью не менее 20,09 кв.м, постановлено прекратить право собственности Безручко Н.В. на 53/200 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В апелляционной жалобе администрация МО «Город Саратов» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы полагает, что у истца отсутствует право на получение в собственность равнозначного жилого помещения взамен аварийного, поскольку она стала собственником жилого помещения после признания дома аварийным.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, сведений об уважительности причин неявки не представили. Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В п. 3 ст. 2 указанного Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

Частью 10 статьи 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи. Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.Частью 8 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 24 апреля 2019 года, разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Частью 2.1 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Под размером этапов понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной программы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Безручко Н.В. является собственником 53/200 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Распоряжением администрации МО «Город Саратов» -р от 30 января 2014 года «О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 01 октября 2014 года.

Согласно техническому заключению ООО «Каркас» от 2013 года основные строительные конструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом имеющихся дефектов и повреждений, превышения нормативного срока эксплуатации, а также невыполнения капитального ремонта за время эксплуатации здания находится в аварийном состоянии (в ветхом состоянии). Ввиду ограниченно-работоспособного состояния основных строительных конструкций здания, а также превышения срока эксплуатации конструкций, проведение капитального ремонта нецелесообразно. Категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.

Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 01 июля 2019 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах». Согласно программе переселение указанного аварийного дома запланировано до 31 декабря 2023 года.

С учетом изложенного, выводы суда первой интенции об удовлетворении судом требований Безручко Н.В. о предоставлении жилого помещения взамен аварийного соответствует вышеприведенным нормам материального права.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку выводы суда надлежащим образом мотивированы в решении, основаны на правильном применении положений действующего законодательства и оценке собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка согласно положениям ст. 67 ГПК РФ на предмет их допустимости, относимости и достоверности.

Довод апелляционной жалобы о том, что право собственности на жилое помещение возникло у истца после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем она имеет право только на выплату возмещения в определенном законом размере, а предоставление равнозначного жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено, основаны на неверном толковании норм права.

Судом установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> был признан аварийным распоряжением администрации МО «Город Саратов» 30 января 2014 года и после этой даты у муниципалитета возникла обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на получение равноценных жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим требованиям и степени благоустроенности для данного населенного пункта, путем изъятия аварийных жилых помещений и земельного участка под ними для муниципальных нужд.

Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из того, что Безручко Н.В. является собственником жилого помещения на основании договора дарения от 26 ноября 2014 года до вступления в законную силу положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, которые обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до ее введения Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 23 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 02 ноября 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33-8521/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Безручко Нелля Владимировна
Ответчики
Администрация муниципального образования город Саратов
Другие
Комитет по управлению имуществом г. Саратова.
Администрация Ленинского района г. Саратова
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области
Кузнецов Алексей Олегович
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Артемова Н.А.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
29.09.2022Передача дела судье
26.10.2022Судебное заседание
11.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2022Передано в экспедицию
26.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее