Дело № 2-6820/2024
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 13 августа 2024 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Исламове Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буравкова Рината Александровича к Окружному управлению социального развития №1 Министерства социального развития Московской области и к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
Установил:
Истец Буравков Р.А. предъявил к ответчику Окружному управлению социального развития №1 Министерства социального развития Московской области иск, в котором просит суд признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту его фактического проживания по адресу: <адрес>; обязать ответчика возобновить выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50% с момента обращения – 19 марта 2024 года.
В обоснование иска указано о том, что он проходит военную службу в войсковой части 3186, дислоцированной в городе Балашихе Московской области. За период прохождения военной службы он принимал участие в боевых действиях специальной военной операции на территории Украины, что подтверждается выданным ему удостоверением ветерана боевых действий, в связи с чем, имеет право на получение мер социальной поддержки как ветеран боевых действий. С 03 августа 2018 года он был зарегистрирован по адресу воинской части: <адрес> 23 июля 2018 года командиром войсковой части 3419 ему было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> и заключен договор пользования жилым помещением от 23 июля 2018 г. №<данные изъяты>. В указанное жилое помещение вместе с ним была вселена его супруга Буравкова Милана Сергеевна и его сын Буравков Ратмир Ринатович. С момента предоставления ему жилого помещения, его семья проживает по указанному адресу, на его имя открыт лицевой счет. 19 марта 2024 года он обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки как ветерану боевых действий. По результатам рассмотрения данного заявления 28 марта 2024 года Балашихинским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области ему было отказано в компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов. причиной отказа в выплате ему ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг явились различия в адресе регистрации по месту жительства и адрес фактического проживания. Он считает, что имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов по месту его фактического проживания, а отказ в социальной поддержке не основанным на нормах законодательства (л.д. 4-7).
Определением суда от 13 июня 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Московской области (л.д. 22).
В судебное заседание истец Буравков Р.А. не явился, о времени и месте надлежащим образом извещен (л.д. 43), о причинах неявки суду не сообщил.
Ответчик Министерство социального развития Московской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте надлежащим образом извещен (л.д. 44; 45), о причинах неявки представителя суду не сообщил. Представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просит суд в удовлетворении исковых требований Горшенина В.А. отказать в полном объеме (л.д. 22-24; 25; 26-28). По тексту письменных возражений указано, что договор найма специализированного жилого помещения не является документом, подтверждающим место жительства гражданина.
Ответчик Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте надлежащим образом извещен (л.д. 46), о причинах неявки представителя суду не сообщил.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ).
Согласно ст. 1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Как установлено ст. 10 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.
Как установлено п. 1 ст. 13 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в числе которых, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В силу положений ст.ст. 27 - 28 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2022 года № 299/12 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
Согласно п. 2 указанного выше Порядка предоставления мер социальной поддержки следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя (далее - компенсация).
В соответствии с п. 20 указанного выше Порядка решение о назначении компенсации либо об отказе в ее назначении принимается в течение 7 рабочих дней со дня обращения за компенсацией. Компенсация назначается с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи Заявления.
Как следует из п. 21 указанного выше Порядка, основаниями для отказа в назначении компенсации являются: отсутствие у получателя права на получение компенсации; представление получателем неполных и (или) недостоверных сведений; представление заявления и документов с противоречивыми сведениями; противоречие представленных получателем документов сведениям, поступившим в порядке межведомственного взаимодействия; представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя; получение компенсации получателем по такому же или другому основанию; отзыв заявления по инициативе получателя; некорректное заполнение обязательных полей в Заявлении; наличие у получателя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что Буравков Р.А. проходит военную службу по контракту, зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части: <адрес>, при этом, фактически проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое предоставлено ему в соответствии с договором пользования служебным жилым помещением <данные изъяты> от 23 июля 2018 года на время прохождения военной службы. Задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по указанному адресу не имеется, истец своевременно вносит указанную плату.
Буравков Р.А. является ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением серии <данные изъяты>, выданным 02 апреля 2023 года.
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами (л.д. 8-9; 10-11; 12; 13; 14; 17; 18; 19).
При таких обстоятельствах, истец имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов, которая предусмотрена п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в том числе, и в отношении указанного выше жилого помещения.
28 марта 2024 года решением ответчика № <данные изъяты> Буравкову Р.А. предоставлена с 01 января 2024 года мера соцподдержки «Ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую площадь жилого помещения» по категории: Ветераны боевых действий. Вместе с тем, по тексту данного решения указано, что адрес регистрации по месту жительства не соответствует адресу фактического проживания и/или оплаты жилищно-коммунальных услуг (л.д. 8; 42).
Как усматривается из письменного ответа на судебный запрос из Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области от 01 августа 2024 года, Буравков Р.А. состоит на учете в ОУСР № 1 по категории «Ветераны боевых действий». По заявлению от 19 марта 2024 года № <данные изъяты> Буравкову Р.А. назначена ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую площадь жилого помещения (далее – компенсация) с 01 января 2024 года. В связи с отсутствием у ОУСР № 1 сведений по оплате Буравковым Р.А. жилищно-коммунальных платежей выплата компенсации не производилась (л.д. 38-38оборот; 39-39оборот; 40-40оборот; 41-41оборот; 42-42оборот).
Вместе с этим, данные обстоятельства сами по себе не являются основанием для отказа в предоставлении истцу той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился к ответчику, равно как и не являются основанием для отказа в выплате истцу соответствующей компенсации.
Регистрация истца по адресу войсковой части в г. Москва обусловлена прохождением военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу в получении указанной выше меры социальной поддержки.
Кроме того, согласно п. 3 указанного выше Порядка компенсация не предоставляется при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Ответчик не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что у истца имеется подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом непогашенная задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
При этом, в распоряжении ответчика имеется платежный документ по жилому помещению истца за (расчетный период) февраль 2024 года, согласно которого начислена плата только за текущий расчетный период, и в котором отсутствуют сведения о наличии задолженности по оплате (л.д. 41).
Истец также представил в данное гражданское дело письменные доказательства, подтверждающие своевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как о том указано выше по тексту данного решения суда.
При таких обстоятельствах установлено, что истец имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки по адресу фактического проживания в соответствии с принятым ответчиком решением, что подтверждено представленными в дело письменными доказательствами, и не опровергнуто участвующими в деле лицами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в указанной выше части ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании. Тем самым, ответчик не представил суду доказательств, в соответствии с которыми рассматриваемый иск не подлежал бы удовлетворению.
Нарушенное право истца возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить ему меру социальной поддержки по месту проживания в жилом помещении на основании решения ответчика № <данные изъяты> от 28 марта 2024 года.
Вместе с тем, исковые требования, предъявленные к Окружному управлению социального развития №1 Министерства социального развития Московской области не подлежат удовлетворению, поскольку указанное лицо является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому в данном гражданском деле иску.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. 5 ░. 1 ░░. 16 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 1995 ░░░░ № 5-░░ «░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. 5 ░. 1 ░░. 16 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 1995 № 5-░░ «░ ░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ 28 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░