Дело № 2-7302/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2023 года город Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Никитиной Л.М.
при секретаре Семеновой М.А.,
с участием представителя ответчика Кызыма М.А. – Ефимовой О.К., действующей на основании доверенности от 13.10.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Омской области к Кызыма М. А. о расторжении договора, взыскании денежных средств,
установил:
Министерство здравоохранения <адрес> обратилось в суд с иском к Кызыма М.А., мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ с Литвиненко (после заключения брака - Кызыма) М.А., врачом-анестезиологом-реаниматологом отделения анестезиологии-реанимации бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Шербакульская центральная районная больница» (БУЗОО «Шербакульская ЦРБ»), на основании решения комиссии Министерства по рассмотрению вопроса о заключении договора в целях осуществления в 2012-2014 годах единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) заключен договор № с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 6 договора платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №, № на расчетный счет Кызыма М.А. перечислена единовременная компенсационная выплата на общую сумму 1 000 000 рублей. Согласно условиям договора Кызыма М.А, заключившая трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» о работе в должности участкового врача-анестезиолога-реаниматолога, приняла на себя обязательство отработать в данном учреждении здравоохранения не менее 5 лет, а при увольнении до истечения пятилетнего срока - возвратить часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
Кызыма М.А., получившая единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 руб., пять лет в БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» не отработала, уволившись ДД.ММ.ГГГГ по своей инициативе, а потому обязана возвратить часть единовременной компенсационной выплаты в размере 94194,96 рублей.
Истец просит расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ № с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», заключенный с Кызыма М. А.; взыскать с ответчика в доход областного бюджета 94194,96 руб., выплаченных на основании договора от 05.092014 №.
Представитель истца участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Ефимова О.К. в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, представила письменный отзыв на исковое заявление, встречный расчет отработанного времени. Из представленного возражения следует, что ответчик отработала в полном объеме предусмотренный договором с истцом срок. Указывает на неправомерное исключение истцом из стажа работы ответчика периода до заключения договора между Министерством здравоохранения <адрес> и Литвиненко (Кызыма) М.А., т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 35 календарных дней. Также полагает неправомерным исключение из стажа работы периода нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком. Просит учесть, что условия работы ответчика не соответствовали нормальным, так как согласно фактическим условиям работы и условиям трудового договора являлись вредными, относились к 3.1. классу опасности, при котором продолжительность рабочей недели ответчика не должна была превышать 36 часов в неделю, при фактической – 48 часов в неделю за первый год работы и 39 часовой в неделю за последующие годы работы.
От представителя истца поступили возражения на отзыв ответчика, согласно которым полагает доводы отзыва необоснованными, так как единовременная компенсационная выплат, предусмотренная ФЗ № – ФЗ не является компенсационной выплатой за воспитание детей работника, а предоставляется за фактическую работу на условиях нормальной продолжительности рабочего времени – оказания медицинской помощи. Считает представленный ответчиком встречный расчет отработанного времени не основан на фактических обстоятельствах. Установленная работодателем норма рабочего времени не была оспорена Кызыма М.А. в судебном порядке, соответственно, необоснованно применять уменьшенную норму рабочего времени. Просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя Истца.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ Литвиненко М.А. (после заключения брака - Кызыма) принята на работу в БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» врачом-анестезиолог-реаниматолог на основании заключенного с ней трудового договора №.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения <адрес> и Кызыма М.А., как медицинским работником, соответствующим требованиям частей 12.1, 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», заключен договор, по условиям которого Министерство обязалось предоставить Кызыма М.А. единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 руб., а Кызыма М.А. обязалась работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным с БУЗОО «Шербакульская ЦРБ», и вернуть в бюджет часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» до истечения пятилетнего срока, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду.
Предметом договора являлось предоставление единовременной компенсационной выплаты из областного бюджета медицинскому работнику в размере 1000000 руб. путем перечисления на счет в банке, указанный в договоре, в течение 30 дней с момента его заключения.
Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №, № Министерством перечислена Кызыма М.А. единовременная компенсационная выплата в общем размере 1 000 000 рублей.
В соответствии с приказом БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Кызыма М.А. уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ на основании ее личного заявления.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения <адрес> в адрес Кызыма М.А. направлена претензия о возмещении части единовременной компенсационной выплаты в размере 94194,96 рублей в течение 30 дней с момента ее получения, которая последней оставлена без ответа.
Расчет суммы возврата произведен Министерством здравоохранения <адрес>, с даты заключения договора между Министерством здравоохранения <адрес> и Кызыма М.А., с учетом фактически отработанного Кызыма М.А. времени (1654 дней при норме 1826 дней) без учета нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком, времени нахождения в отпуске без сохранения заработной платы – 2 дня и времени работы неполный рабочий день в период нахождения в декретном отпуске.
В связи с неисполнением Кызыма М.А. в добровольном порядке требования Министерства о возврате части единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному медицинским работником времени, Министерство обратилось в суд с настоящим иском, указав, что Кызыма М.А. от исполнения взятых на себя обязательств уклонилась, фактически отработав 1654 дня, при положенных 5 годах (1826 дней).
Между тем, суд полагает, доводы истца не основанными на нормах материального права.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции от 21.07.2014), в 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего: обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (пп. «а» п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ);
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пп. «б» п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ);
возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в пункте «а» данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (пп. «в» п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ);
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» этого же пункта (пп. «г» п. 3 ч. 12.2 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 1868-О, от 27.10.2015 № 2483-О).
На основании статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением Правительства Омской области от 10.02.2012 № 30п «О мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам» утверждено Положение о порядке заключения договоров с медицинскими работниками, указанными в части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», после заключения ими трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Омской области согласно приложению к настоящему Постановлению.
Для заключения договора медицинские работники, соответствующие требованиям части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», подают в Исполнительный орган следующие документы: заявление о заключении договора с указанием реквизитов счета в кредитной организации, на который перечисляется единовременная компенсационная выплата; паспорт; диплом о высшем медицинском образовании; трудовой договор, заключенный медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения, копию приказа о приеме на работу.
Основаниями для отказа в заключении договора являются: несоответствие медицинского работника требованиям, установленным частью 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; непредставление в полном объеме необходимых документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Обязательным условием ее предоставления является наличие трудового договора, предусматривающего обязанность отработать согласно трудовому договору в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.
Таким образом, природа данной выплаты непосредственно связана с фактом прибытия ответчика после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт и заключением трудового договора следовательно, в расчете отработанного времени следует учесть весь период работы по трудовому договору, расчет отработанного времени должен исчисляться именно с момента начала работы, установленного трудовым договором (то есть в рассматриваемом случае с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ).
Довод Министерства здравоохранения <адрес> об исчислении пятилетнего срока работы, установленного договором от ДД.ММ.ГГГГ, с даты заключения данного договора, основан на неверном толковании норм материального права, так как спорные отношения в связи с производством социальной выплаты не являются гражданско-правовыми, не регулируются гражданским законодательством, а являются социальными отношениями, соответственно, правовое регулирование порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты установлено положениями пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и респондирует трудовые взаимоотношения, возникшие до заключения договора о выплате.
Исходя из целевого назначения компенсационной выплаты, перечисленной Кызыма М.А. на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении настоящего спора, является установление факта соблюдения ответчиком взятых по договору обязательств.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Согласно условиям договора № с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Кызыма М.А. приняла на себя обязательства работать в учреждении здравоохранения в течение 5 лет. Условий об исключении из трудового стажа периодов, нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком договор не содержит.
Таким образом, ни законодательством, ни заключенным с Кызыма М.А. договором не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать для получения единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, поскольку использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуска по уходу за детьми - это реализация ответчиком прав, связанных с материнством и детством, соответственно отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком входит в указанный пятилетний срок.
Так же, суд полагает обоснованным довод ответчика о том, что фактическое время работы отличающееся от нормальной продолжительность рабочего времени должно приниматься в расчет отработанного ответчиком времени, исходя из существенности обязательства, принятого ответчиком по договору № на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», так как обязательство работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени может быть исчислено и соотнесено с временем фактической работы.
Довод истца о том, что ответчиком не оспорена продолжительность рабочего времени, предусмотренная трудовым договором, не влияет на обязанность истца соблюдать трудовое законодательство, а соответственно, не увеличивает нормальную продолжительность рабочего времени, предусмотренную ТК РФ. При этом суд полагает, что встречный расчет Ответчика не изменит общую продолжительность трудового стажа Кызыма М.А. в БУЗОО «Шербакульская ЦРБ».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с момента трудоустройства в БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» 01.08.2014г. и до дня увольнения ДД.ММ.ГГГГ Кызыма М.А. отработала 6 лет 1 месяц 7 дней, оснований для взыскания с ответчика части единовременной компенсационной выплаты не имеется.
Договор № с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из смысла п. 1 ст. 408 ГК РФ прекращен исполнением, требование о расторжении договора заявлено необоснованно.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства здравоохранения <адрес> к Кызыма М. А. о расторжении договора, взыскании денежных средств – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Мотивированное решение изготовлено 09.11.2023.
Судья Л.М. Никитина