Решение по делу № 2а-1117/2021 от 11.02.2021

№2а-1117/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 31 марта 2021 года

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего Лисицыной Ю.А.,

при секретаре Калиевой Д.Р.,

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Галстяна Р.Р. к Управлению муниципального имущества администрации города Астрахани о признании распоряжения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Галстян Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению муниципального имущества администрации города Астрахани о признании распоряжения незаконным, в обоснование требований, указав, что является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 3502,7 кв.м. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <№> площадью 6026 кв.м. Земельный участок предоставлен истцу в аренду по договору <№> от 02 декабря 2014 г., на основании протокола №2 о результатах торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 05 декабря 2013 г. и решения <данные изъяты> г. сроком до 14 октября 2015 г. для строительства здания. Решением <данные изъяты>. признано право собственности Галстян Р.Р. на незавершенный объект (6 % готовности) площадью 756 кв.м. Объект незавершенного строительства зарегистрирован 21 июня 2016 г. Решением <данные изъяты> г. за Галстян Р.Р. признано право собственности на готовый объект площадью 3502,7 кв.м. Право собственности на здание зарегистрировано 25 мая 2017 г. В соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса РФ Галстян Р.Р. обратился в адрес ответчика с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату. Распоряжением <№> от 27 ноября 2020 г. отказано в предоставлении участка в собственность.

Просит признать распоряжением управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» <№> от 27 ноября 2020 г. незаконным.

Представитель административного истцу по доверенности Кунгурцев В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» Надысева П.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Административный истец Галстян Р.Р. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

В соответствии с частью 2 статьи 150, частью 6 статьи 226, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Неявка в судебное заседание административного истца, а также иных лиц участвующих в деле, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, руководствуясь с частью 2 статьи 150, частью 6 статьи 226, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральным и законами.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из представленных материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> предоставлялся Галстяну Р.Р. для строительства на основании договора аренды <№> от 02 декабря 2014 г. сроком с 15 октября 2014г. по 14 октября 2015 г. для целевого использования – строительство многоэтажного гаража.

Решением <данные изъяты>. за истцом признано право собственности на объект незавершенного строительства общей площадью 756 кв.м., степень готовности 6 % по адресу: <адрес>

Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 10 января 2017 г. за истцом признано право собственности на нежилое строение литер «А», общей площадью 3 502,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Судом установлено и подтверждено материалами административного дела, что административному истцу принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества - нежилое строение, площадью 3502,7 кв.м. с кадастровым номером <№>, расположенное по адресу <адрес> Указанный объект недвижимости образован из объекта недвижимости с кадастровым номером <№>

Постановлением администрации МО «Город Астрахань» <№> от 19 июля 2017 г. Галстяну Р.Р. отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 6026 кв.м. по <адрес> для эксплуатации нежилого здания, в связи с тем, что площадь земельного участка с кадастровым номером <№> значительное превышает площадь, необходимую для эксплуатации нежилого здания, принадлежащего на праве собственности заявителю, не все собственники объектов недвижимого имущества совместно обратились в уполномоченный орган, так как на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположено здание (кадастровый номер: <№>), принадлежащее иным лицам, а также ввиду того, что разрешенное использование земельного участка (кадастровый номер <№>) не соответствует целям использования такого земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка.

Распоряжением администрации МО «Город Астрахань» <№> от 11 апреля 2018 года Галстяну Р.Р. отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 6026 кв.м. (кадастровый номер <№>) по ул. <адрес> для эксплуатации административно-офисного здания, в связи с тем, что площадь земельного участка с кадастровым номером <№> значительное превышает площадь, необходимую для эксплуатации нежилого здания, принадлежащего на праве собственности заявителю, на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположен объект незавершенного строительства (кадастровый номер: <№>), собственник которого не установлен, а также ввиду того, что разрешенное использование земельного участка (кадастровый номер <№> не соответствует целям использования такого земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка.

Административный истец обратился в Управление муниципального имущества Администрации МО «Город Астрахань» с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 6026 кв.м., кадастровый номер <№> по ул. <адрес>, для строительства многоэтажного гаража.

Распоряжением управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» от 27 ноября 2020 г. № <№> в соответствии с пп.1, 4, 19 ст. 39.16, пп. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ отказано в предоставлении Галстяну Р.Р. в собственность земельного участка по <адрес> с видом разрешенного использования – для строительства многоэтажного гаража, ввиду того, что с заявлением о предоставлении запрашиваемого земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение без торгов, так как площадь запрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации принадлежащего заявителю здания (кадастровый номер <№>), в целях недопустимости нерационального использования земель, кроме того, на запрашиваемом земельном участке расположен объект незавершенного строительства (кадастровый номер <№>), собственник которого не установлен, предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается.

Действующий на момент заключения договора краткосрочной аренды земли от 02 декабря 2014 года <№> предусматривал вид разрешенного использования "для строительства многоэтажного гаража".

Пунктом 2 статьи 11 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно п.п 6 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; цель использования земельного участка; реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В соответствии со ст. 56 Земельного Кодекса РФ ограничения прав на землю могут устанавливаться федеральными законами, а также принятыми на их основании актами исполнительных органов государственной власти.

Согласно ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащей другому лицу имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком. Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.

Согласно выписке из Единого государственного реестра объектов недвижимости от 07 октября 2020 г. земельный участок площадью 6026 кв.м. с кадастровым номером <№> (Единое землепользование) с видом разрешенного использования – для строительства многоэтажного гаража, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов.

Земельные участки с кадастровыми номерами <№> площадью 229 кв.м., <№> площадью 2959 кв.м., <№> площадью 2838 кв.м. являются обособленными (условными) участками и входят в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером <№>

Как следует из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра объектов недвижимости от 09 декабря 2020 г. нежилое строение площадью 3502,7 кв.м. по <адрес> принадлежащее на праве собственности Галстяну Р.Р. расположено в кадастровом квартале № <№>

Довод административного истца о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <№> общей площадью 6026 кв.м., указанной в ранее заключенном договоре аренды, суд не находит обоснованным, поскольку действие договора истекло в 2015 году, площадь фактического землепользования составляет 3502,7 кв.м.

В силу пункта 1 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

В силу ч. 2 ст. 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Из анализа вышеприведенных норм земельного законодательства следует, что для решения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность по основаниям пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации существенным является установление не только нахождения на нем принадлежащего истцу недвижимого имущества, но и то, что земельный участок необходим для использования этого объекта и используется в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства согласно разрешенному использованию земельного участка.

Из представленной служебной записки от 10 марта 2021 года, с фотографией, следует, что в результате визуального обследования установлено, что на земельном участке по <адрес> в расположено пятиэтажное капитальное строение. Земельный участок не огорожен, доступ свободный и осуществляется со стороны <адрес>.

Не могут быть приняты во внимания доводы административного истца, о том, что объект незавершенного строительства общей площадью 756 кв.м., степень готовности 6 % по адресу: <адрес> на момент обращения с заявлением не существовал, поскольку согласно выписки из ЕГРН от 09 марта 2021 года, объект недвижимости снят с кадастрового учета 18 декабря 2020 года.

Кроме того, истцом не обосновано необходимость предоставления ему в собственность для эксплуатации пятиэтажного здания площадью 3 502,7 кв.м, земельного участка площадью 6026 кв.м.

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией МО «Город Астрахань» доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ей законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Галстяном Р.Р. требований.

В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доводы административного истца, требования административного искового заявления, каких либо оснований (сведений) для удовлетворения иска не содержат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Галстяна Р.Р. к Управлению муниципального имущества администрации города Астрахани о признании распоряжения незаконным - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Астрахани.

Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате.

Судья Ю.А.Лисицына

Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2021 года

Судья

2а-1117/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Галстян Рубик Размикович
Ответчики
управление муниципального имущества администрации муниципального образования г. Астрахань
Другие
Администрация МО "Город Астрахань"
Окунь Г.М.
Кунгурцев Валерий Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Астрахань
Судья
Лисицына Юлия Анатольевна
Дело на странице суда
leninsky.ast.sudrf.ru
11.02.2021Регистрация административного искового заявления
11.02.2021Передача материалов судье
12.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2021Подготовка дела (собеседование)
02.03.2021Рассмотрение дела начато с начала
02.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
10.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее