№ 2-149/2021
УИД 72RS0004-01-2020-000375-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бердюжье 24 августа 2021 года
Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.Н.
при секретаре Степановой А.В.,
с участием:
представителя истца – исполняющего обязанности прокурора Бердюжского района Тюменской области Кислова В.И.,
ответчика Карпова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-149/2021 по иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Карпову Сергею Александровичу о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам вследствие незаконной рубки лесных насаждений,
установил:
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Карпову С.А. о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам вследствие незаконной рубки лесных насаждений.
Требования мотивированы тем, что в период времени с 20 по ДД.ММ.ГГГГ, Карпов С.А., находясь на лесном участке в 77 квартале 27, 29 выделах Бердюжского сельского участкового лесничества (урочище Уктузское) Бердюжского лесничества, в отсутствие договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, не имея законных оснований для заготовки древесины, а также в нарушение требований статей 29 и 30 Лесного кодекса Российской Федерации и Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474, совершил незаконную рубку 2 деревьев породы береза, общая площадь незаконной рубки составила 0,0002 га. В результате незаконных действий Карпова С.А. причинен вред охотничьим ресурсам в размере 70206 руб.
Просил взыскать с ответчика Карпова С.А. в бюджет Бердюжского муниципального района ущерб в размере 70206 рублей.
Решением Бердюжского районного суда Тюменской области от 13 января 2021 года исковые требования Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации были удовлетворены полностью. Суд взыскал с Карпова С.А. в бюджет Бердюжского муниципального района ущерб, причиненный вследствие незаконной рубки лесных насаждений в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в размере 70206 руб., а также государственную пошлину в размере 2306 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 22 марта 2021 указанное решение оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 июня 2021, решение Бердюжского районного суда Тюменской области от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 22 марта 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела представитель истца - заместитель прокурора Бердюжского района Тюменской области Кислов В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Карпов С.А. в судебном заседании иск не признал. Представил суду письменное возражение, приобщенное к материалам дела. Пояснил, что ущерба животному миру и охотничьим ресурсам не причинял, доказательств, подтверждающих наличие вреда, отнесения места осуществленной им незаконной рубки к охотничьим угодьям, а также, что на данном участке местности находятся объекты животного мира, истцом не представлено. Расчет ущерба составлен по нормативам и не учитывает фактические обстоятельства дела, а именно то, что участок местности, на котором он спилил две березы, находится вблизи автодороги, где часто проезжают автомобили и сельхозтехника, рядом с этим участком весной и осенью проводятся полевые работы, работает техника, шум и животные на данном участке отсутствуют, кора спиленных им деревьев не пригодна для потребления животным, деревья были старые. Истец не представил сведения, направленные в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации о данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов в указанной местности, подтверждающих факт обитания всех 19 видов объектов животного мира в районе вырубки двух берез. Дикие животные и птицы, находящиеся на территории района, являются мигрирующими и не имеют постоянного места пребывания. Полагает достаточным возмещение им в рамках уголовного дела ущерба, причиненного Департаменту лесного комплекса <адрес> за незаконную рубку лесных насаждений в размере 14249 рублей.
Представитель третьего лица – Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания <адрес> в суд не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (часть 1 статьи 9, статья 58).
Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет окружающую среду как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. К компонентам природной среды отнесен в том числе животный мир. Компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты составляют природные ресурсы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ (далее- Закон о животном мире) животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное).
Объекты животного мира, которые в соответствии с Законом об охоте и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты, представляют собой охотничьи ресурсы (пункт 1 статьи 1 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24.07.2009 N 209-ФЗ-далее Закон об охоте).
С учетом изложенного, охотничьи ресурсы являются неотъемлемым элементом окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 4 Закона о животном мире животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Согласно статье 22 Закона о животном мире любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 1 статьи 56 Закона о животном мире юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статьей 58 Закона об охоте предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Законом о животном мире такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Органом, к полномочиям которого отнесено принятие такс и методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, является Минприроды России (пункт 5.2.47 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219).
В силу ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Карпов С.А. в один из дней в период с 20 по 31 августа 2018 года, находясь в лесном массиве, расположенном на территории Тюменской области, Бердюжского района, Бердюжского лесничества, Уктузского урочища, в лесном квартале № 77, лесотакционных выделах № 27 и 29, в отсутствие договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, не имея законных оснований для заготовки древесины, совершил рубку двух берез.
Приговором мирового судьи судебного участка № 1 Бердюжского судебного района Тюменской области от 12 декабря 2018 года, вступившим в законную силу 25.12.2018, ответчик признан виновным в незаконной рубке лесных насаждений в виде двух берез и причинении ущерба в значительном размере на общую сумму 14 249 рублей, и осужден по части 1 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации к обязательным работам на срок 300 часов.
Площадь территории, в границах которой ответчик совершил незаконную рубку дерева, составила 0,0002 га, незаконная рубка осуществлялась в течение одного дня, участок, где совершен спил деревьев относится к фонду выборочных рубок. Ответчик возместил вред, причиненный незаконной рубкой древесины по приговору суда от 12.12.2018года (л.д.14-15).
Из информации Госохотдепартамента по Тюменской области от 26.07.2021 (л.д.176) следует, что выдел 27 и 29 квартала 77 Бердюжского сельского участкового лесничества Бердюжского лесничества находятся в охотничьих угодьях Бердюжского муниципального района.По данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов на 01.04.2018 в охотничьих угодьях Бердюжского муниципального района обитает 2 вида оседлых птиц и 17 видов млекопитающих, являющихся охотничьими ресурсами.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 8 декабря 2011 N 948 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам" (далее - Методика), в соответствии с которой при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьи ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Согласно статьи 36 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, их состоянием и динамикой изменения их численности по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов (ч.2).
Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются в целях выявления изменений состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценки и прогноза этих изменений, формирования государственного охотхозяйственного реестра, а также в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (ч.3).
Согласно расчету ущерба, произведенному Департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области (далее- Госохотдепартаментом Тюменской области), общая сумма экологического вреда и экономического (имущественного) ущерба, причиненного государственному охотничьему фонду в результате незаконного уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов в результате незаконной рубки Карповым С.А. лесных насаждений на участке лесного фонда в Бердюжском муниципальном районе, Бердюжском сельском участковом лесничестве Уктузского урочища, 77 квартала, 27 и 29 выделе составляет 70206 рублей (л.д.11-13).
Представленный истцом расчет вреда охотничьим ресурсам произведен в соответствии указанной выше Методикой и включает все необходимые параметры. Применяя Методику исчисления вреда, специалист Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области, использовал сведения из данных Государственного мониторинга охотничьих ресурсов в целом по Бердюжскому району Тюменской области за 2018 год, представленные в установленном порядке, что соответствует информации, предоставленной суду Госохотдепартаментом Тюменской области от 09.08.2021 (л.д.230-234) о видовом составе и численности охотничьих ресурсов, обитающих в охотничьих угодьях Бердюжского муниципального района за период с 2018 по 2021 год. В соответствии с п.5 Методики при расчете размера вреда учтена территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие уничтожения среды их обитания. Территория необратимого воздействия, составляющая 0,0002 га, установлена исходя из общего размера изъятой территории в результате незаконной рубки лесных насаждений. Кроме того, с учетом установленных указанным выше приговором суда обстоятельств проведения ответчиком работ по спилу двух берез (из-за шума работающей техники), в расчете выделены территории воздействия, определена площадь каждой из территорий воздействия (территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия). Период воздействия определен с учетом того, что при рубке леса среда обитания охотничьих ресурсов со временем восстанавливается, таким образом, для зоны необратимой трансформации данный период определен периодом восстановления молодняков, равным 25 лет, период воздействия в зонах косвенного воздействия (сильного, среднего и слабого) определен продолжительностью негативного воздействия факторов беспокойства (работы бензопилы) на охотничьи ресурсы, составляющего, согласно указанного выше приговора 1 день. С учетом данных обстоятельств указана фактическая численность охотничьих ресурсов по каждой зоне воздействия.
Кроме того, вопреки доводам ответчика, при расчете ущерба, согласно информации Госохотдепартамента Тюменской области от 02.08.2021 № 01-08/21-1945 (л.д.192-193), учтено, что выделы 27 и 29 квартала 77 Бердюжского сельского участкового лесничества Бердюжского лесничества находятся в охотничьих угодьях Бердюжского муниципального района, а также, что согласно п.7.1 приказа Минприроды России от 25.11.2020 № 964 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных» квартал 77 относится к категории «леса» (территории покрытые кронами древесной и древесно-кустарниковой растительности более чем на 20% площади и с высотой растений более 5 м). Включение в расчет вреда шума от проходящих рядом автомобильных дорог, а также миграции животных по каким-либо причинам Методикой не предусмотрено.
При этом, из приобщенной к материалам дела копии протокола осмотра места происшествия от 12.11.2018 и фототаблицы к нему, составленных с участием ответчика Карпова С.А. в ходе предварительного расследования уголовного дела по обвинению его в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.260 УК РФ (л.д.222-226), и фотографий, выполненных ответчиком Карповым С.А. и приобщенных к материалам настоящего гражданского дела (л.д.56,211), следует, что место незаконной рубки берез находится на удалении от автодороги с.Зарослое-с.Половинное и не примыкает к автомобильной дороге.
Доводы ответчика о составлении представленного истцом расчета и определении размера ущерба без учета миграции животных вследствие прошедших ранее лесных пожаров в данном месте, равно как и его доводы о непригодности для потребления животным коры спиленных им деревьев судом проверены, также являются необоснованными.
Из информации ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» от 04.08.2021 № 1164/21 (л.д.217-220) следует, что за период с 2018 по 2021 год, на лесном участке квартала 77 выделах 27,29 Бердюжского лесничества, Бердюжского сельского участкового лесничества, Бердюжское урочище, Бердюжское СП лесной пожар не зафиксирован. Согласно имеющихся данных Регионального пункта диспетчерского управления ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» за период с 2018 по 2021 год на лесном участке в квартале 77, выделах 1,2,3,51,63,62,61,53 Бердюжского лесничества, Бердюжского сельского участкового лесничества, Бердюжское урочище, Бердюжское СП зафиксирован лесной пожар 08.07.2021, лесному пожару присвоен номер 24.
Представленные ответчиком фотографии, приобщенные к материалам дела (л.д.203-210), о наличии в месте незаконной рубки горелого валежника, выполнены ДД.ММ.ГГГГ, то есть по прошествии длительного периода времени после осуществления ответчиком незаконной рубки, в связи с чем, они не относятся к рассматриваемым событиям и не опровергают правильность представленного истцом расчета. Своих расчетов ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что любыми действиями по рубке лесных насаждений в охотничьих угодьях оказывается негативное воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов, изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания, факт причинения вреда окружающей среде в результате действий ответчика подтвержден материалами дела, что, в соответствие с подпунктом б пункта 2 указанной выше Методики является основанием ее применения, размер вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов определен по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга, иных расчетов суду не представлено, поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора полностью.
Доводы ответчика о возмещении им ущерба лесным насаждениям в рамках уголовного дела на сумму 14249 рублей, которое он полагает достаточным, суд признает несостоятельными, поскольку ответчиком был возмещен материальный ущерб, причиненный вследствие незаконной рубки лесных насаждений, а по настоящему гражданскому делу взыскивается вред, причиненный охотничьим ресурсам в результате уничтожения их среды обитания.
Согласно ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Карпову Сергею Александровичу о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам вследствие незаконной рубки лесных насаждений удовлетворить полностью.
Взыскать с Карпова Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (документ удостоверяющий личность – паспорт серии № №) ущерб, причиненный вследствие повреждения до степени прекращения роста деревьев, среде обитания охотничьих ресурсов на участке земель лесного фонда, расположенных в 77 квартале 27, 29 выделах Бердюжского сельского участкового лесничества (урочище Уктузское) Бердюжского лесничества в размере 70 206 руб. (семьдесят тысяч двести шесть рублей) в бюджет Бердюжского муниципального района по следующим реквизитам: Получатель: УФК по <адрес> (Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания <адрес>, назначение платежа: возмещение ущерба, причиненного окружающей среде); ИНН 7202189016 КПП 720301001; Расчетный счет 40№; БИК 047102001; Отделение Тюмень <адрес>; ОКТМО 71610000; КБК 12№.
Взыскать с Карпова Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (документ удостоверяющий личность – паспорт серии № №) государственную пошлину в местный бюджет Бердюжского муниципального района <адрес> в размере 2306 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Бердюжский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме вынесено судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья