Дело № 2-358/2023
21RS0015-01-2023-000303-19
Решение
именем Российской Федерации
04 августа 2023 года г.Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Владимирова В.Н., при секретаре Маргушовой Т.Ю., с участием представителя истца – Александровой Н.И., представителя ответчика – Варфоломеевой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Цивильском районе к администрации Цивильского муниципального округа Чувашской Республики об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Цивильском районе обратилось в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к администрации Цивильского муниципального округа Чувашской Республики, в котором просит обязать администрацию Цивильского муниципального округа Чувашской Республики в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии подземных источников водоснабжения (водозаборные скважины №№1, 2), расположенные по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район, д.Степное Тугаево (Водозаборная скважина №1 (бездействующая) расположена в восточной части территории зоны санитарной охраны, на возвышенном участке с грунтовой обваловкой. Водозаборная скважина №2 (действующая) расположена в западной части территории зоны санитарной охраны, в 50 м от скважины №1), санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики;
- обеспечить выполнение ограждения и охрану территории I пояса зоны санитарной охраны водозаборных скважин №№1, 2 в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики с целью недопущения доступа к ним посторонних лиц и животных;
- разработать программу производственного контроля качества воды централизованной системы водоснабжения, подаваемой из действующей водозаборной скважины №2 в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики, и согласовать ее с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Цивильском районе;
- организовать и проводить производственный контроль в соответствии с согласованной программой производственного контроля качества воды централизованной системы водоснабжения в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики;
- провести вырубку поросли деревьев на территории I пояса зоны санитарной охраны водозаборных скважин №№1, 2 в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики.
В обоснование иска указано, что в ходе рассмотрения обращения жителя д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики 03 марта 2023 года проведено выездное обследование системы централизованного питьевого водоснабжения населения в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики. Согласно приложению к санитарно-эпидемиологическому заключению от 11 июня 2021 года №21.33.06.000.Т.000002.06.21, подземные источники водоснабжения в д.Степное Тугаево расположены по адресу: Чувашская Республика – Чувашия, Цивильский район, д.Степное Тугаево, 2 артскважины, для которых установлены следующие размеры зон: I пояса общего для 2 скважин – 80-30 м по периметру, II пояса – 58 м, III пояса – 394 м.
При проведении выездного обследования выявлены нарушения санитарного законодательства, в частности, территория I пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) водозаборных скважин №№ 1, 2 в д.Степное Тугаево не ограждена (ограждение из штакетника разрушено, требует восстановления); на территории имеется поросль деревьев; на входной двери павильона, в котором расположен оголовок водозаборной скважины № 2, отсутствует замок, тем самым, в павильон имеется доступ посторонних лиц; в 2022 году не проводился производственный контроль качества питьевой воды из системы централизованного водоснабжения в д.Степное Тугаево; на текущий период 2023 года санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам подземных источников водоснабжения (скважины №№ 1, 2) в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики для использования в целях хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения не получено.
Из письма администрации муниципального округа Чувашской Республики от 28 марта 2023 года следует, что содержание системы централизованного питьевого водоснабжения ведется Первостепановским территориальным отделом Цивильского муниципального округа.
В судебном заседании представитель истца – Александрова Н.И. исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что не действующая водозаборная скважина в надлежащем порядке не перекрыта, в связи с чем в ее отношении также необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источника водоснабжения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов.
Представитель ответчика – Варфоломеева Д.Р. исковые требования не признала, указав, что в настоящее время обе скважины не находятся в собственности Цивильского муниципального округа, в связи с чем не может быть выделено финансирование на производство каких-либо работ в отношении спорных источников водоснабжения.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики имеются два подземных источника водоснабжения.
Согласно письму первого заместителя главы Цивильского муниципального округа – начальника Управления по благоустройству и развитию территорий от 22 февраля 2023 года №273, централизованное водоснабжение населения д.Степное Тугаево осуществляется из двух водонапорных башен д.Вутакасы, и из водонапорной башни на северо-восточной окраине д.Степное Тугаево.
Согласно приложению к санитарно-эпидемиологическому заключению от 11 июня 2021 года № 21.33.06.000.Т.000002.06.21, подземные источники водоснабжения в д.Степное Тугаево расположены по адресу: Чувашская Республика – Чувашия, Цивильский район, д.Степное Тугаево, 2 артскважины, для которых установлены следующие размеры зон: I пояса общего для 2 скважин – 80-30 м по периметру, II пояса – 58 м, III пояса – 394 м.
В экспертном заключении по результатам проведенной инспекции от 12 мая 2021 года №21-05-71 указано, что в представленном на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекте организации зон санитарной охраны (ЗСО) подземных источников водоснабжения приведены следующие данные водозаборных скважин:
Водозаборные скважины №№ 1, 2 д.Степное Тугаево расположены на правом водораздельном пологом склоне р. Малый Цивиль, в пределах общего ограждения ЗСО I пояса, на территории свободной от построек, в 45 м от асфальтированной дороги Степное Тугаево – Первое Степаново.
Водозаборная скважина № 1 (бездействующая) расположена в восточной части территории ЗСО, на возвышенном участке с грунтовой обваловкой. Устье скважины находится в колодце глубиной 1,8 м, каптированном железобетонными кольцами, с превышением патрубка на 0,25 см над уровнем пола. В 6 м от скважины расположена водонакопительная емкость (БР-15).
Водозаборная скважина № 2 (действующая) расположена в западной части территории ЗСО, в 50 м от скважины № 1. Устье скважины на уровне поверхности земли закрывается монтажной плитой. В 2,5 м от скважины водонакопительная емкость (БР-15). Скважина работает в прерывистом режиме, с ручным включением.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 13 апреля 2022 года №232 установлены зоны санитарной охраны (ЗСО) подземных источников водоснабжения, расположенных на территории Первостепановского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, в том числе по двум водонапорным башням со скважинами в д.Степное Тугаево установлена объединенная граница ЗСО: граница I пояса ЗСО – 80*30 м по периметру, граница II пояса – 58 м, граница III пояса – 394 м.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 1.1 статьи 6 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из письма письму первого заместителя главы Цивильского муниципального округа – начальника Управления по благоустройству и развитию территорий от 28 марта 2023 года №423 следует, что эксплуатирующая организация системы централизованного питьевого водоснабжения в д.Степное Тугаево отсутствует, содержание системы централизованного питьевого водоснабжения ведется Первостепановским территориальным отделом Цивильского муниципального округа.
Таким образом, обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе по поддержанию источников водоснабжения и зон санитарной охраны в надлежащем состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, лежит на ответчике – администрации Цивильского муниципального округа Чувашской Республики, при этом, вопреки мнению ответчика, отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности на водонапорные башни со скважинами на эту обязанность не влияет.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяют СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункты 1.2, 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пунктам 3.2.1, 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, предусмотрены следующие мероприятия по первому поясу: территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
В силу пунктов 1, 3, 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:
- водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека;
- использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;
- зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
На основании пункта 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 года №10, производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Из составленного и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотрбнадзора по Чувашской Республике Трофимовой С.Л. акта выездного обследования от 03 марта 2023 года №25 следует, что водопроводные сооружения питьевого водоснабжения населения д.Степное Тугаево расположены при въезде слева в д.Степное Тугаево, из них одна действующая скважина с низким стволом водонапорной башни, вторая не действующая скважина с высоким стволом водонапорной башни.
В ходе выездного обследования установлено, что вокруг водопроводных сооружений д.Степное Тугаево не выполнено ограждение территории I пояса ЗСО, имеется частично разрушенное деревянное ограждение и бетонные столбы. на территории I пояса ЗСО произрастает поросль деревьев. Действующая скважина расположена в закрытом павильоне, выполненном из оцинковки, замок на входной двери отсутствует, имеется доступ посторонних лиц к оголовку действующей скважины.
21 декабря 2022 года Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии в Цивильском районе» представил в Управление Роспотребнадзора по Чувасшкой Республике-Чувашии в Цивильском районе сведения по субъектам, осуществлявших производственный контроль за качеством воды из систем централизованного холодного водоснабжения населения за истекший период 2022 года, при этом из указанных сведений усматривается, что производственный контроль качества питьевой воды из системы централизованного водоснабжения в д.Степное Тугаево в 2022 году не проводился. Доказательств производственного контроля качества питьевой воды из системы централизованного водоснабжения в д.Степное Тугаево в 2023 году суду также не представлено.
Также из материалов дела следует и ответчиком не опровергнуто, что на текущий период 2023 года санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам подземных источников водоснабжения (скважины №№ 1, 2) в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики для использования в целях хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения не получено.
Таким образом, материалами дела подтверждается отсутствие режима, соответствующего обязательным требованиям санитарного законодательства, в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений, и территорий, на которых они расположены, что нарушает права и интересы граждан, потребителей питьевой воды, проживающих в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики, поскольку несоблюдение требований законодательства о санитарной охране от загрязнения источников водоснабжения создает угрозу здоровью населения в связи с отсутствием производственного контроля за качеством воды из системы централизованного водоснабжения.
Учитывая факт несоблюдения требований законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
В соответствии с требованиями ст.314 ГК РФ суд считает необходимым установить срок для устранения ответчиком допущенных нарушений в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать администрацию Цивильского муниципального округа Чувашской Республики в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии подземных источников водоснабжения (водозаборные скважины №№1, 2), расположенные по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район, д.Степное Тугаево (Водозаборная скважина №1 (бездействующая) расположена в восточной части территории зоны санитарной охраны, на возвышенном участке с грунтовой обваловкой. Водозаборная скважина №2 (действующая) расположена в западной части территории зоны санитарной охраны, в 50 м от скважины №1), санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики;
- обеспечить выполнение ограждения и охрану территории I пояса зоны санитарной охраны водозаборных скважин №№1, 2 в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики с целью недопущения доступа к ним посторонних лиц и животных;
- разработать программу производственного контроля качества воды централизованной системы водоснабжения, подаваемой из действующей водозаборной скважины №2 в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики, и согласовать ее с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Цивильском районе;
- организовать и проводить производственный контроль в соответствии с согласованной программой производственного контроля качества воды централизованной системы водоснабжения в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики;
- провести вырубку поросли деревьев на территории I пояса зоны санитарной охраны водозаборных скважин №№1, 2 в д.Степное Тугаево Цивильского муниципального округа Чувашской Республики.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок со дня его вынесения через Цивильский районный суд.
Председательствующий, судья А.Н. Владимиров
Решение изготовлено в окончательной форме 11 августа 2023 года