Решение по делу № 2-2585/2019 от 15.04.2019

Дело № 2-2585/2019 19 сентября 2019 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Мехреньгиной И.Н.,

при секретаре Поликарповой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Северодвинска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Северодвинска обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>. В обоснование заявления указано, что указанный объект состоит на учете как бесхозяйная недвижимая вещь и не имеет собственника, в связи с чем, просит признать право муниципальной собственности на него.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. В случае если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.

В силу ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как следует из материалов дела, 17.10.2017 на основании заявления Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Северодвинска, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому атомному округу был принят на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества – тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес> (далее – спорный участок тепловых сетей) (л.д. 6, 12-14).

В суд заявитель обратился с настоящим заявлением 15.04.2019, то есть срок, предусмотренный ч. 2 ст. 290 ГПК РФ, заявителем соблюден.

До настоящего времени указанный объект состоит на учете как бесхозяйный объект недвижимого имущества, сведения о том, что у данного имущества имеется собственник, отсутствуют.

В реестре федерального, областного и муниципального имущества вышеуказанный объект недвижимости не значится (л.д. 5, 9-10, 15).

Из договора управления многоквартирным домом № ..... по ул. Некрасова в г. Северодвинске от 26.06.2013 следует, что управляющей организацией дома № ..... по ул.Некрасова в г.Северодвинске является СМУП «ЖКХ» (л.д. 156-165).

Согласно приложениям к вышеназванному договору, спорный участок тепловых сетей в состав общего имущества многоквартирного дома не входит, работы по обслуживанию данного участка управляющей компанией не предусмотрены (л.д. 166-175).

В силу п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Тепловая сеть – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (п. 5 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

Из п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении следует, что под бесхозяйными тепловыми сетями понимаются тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации; в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. При этом значимыми обстоятельствами являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные тепловые сети).

Акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения. В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании (п. 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307).

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, утвержденном в 2017 году, установлена граница балансовой принадлежности тепловых сетей между ресурсоснабжающей организацией (ПАО «ТГК-2») и СМУП «ЖКХ» в квартале № .....: <адрес> – на момент составления акта собственник не определен. Тепловые сети от первых соединений отключающей арматуры в ИТП МКД по ул. Некрасова, 50 находятся в общей долевой собственности собственников помещений МКД (л.д. 45).

Заявление, рассматриваемое в данном деле, касается поставки коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, следовательно, в силу пп. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ должно рассматриваться с учетом правовых норм, регулирующих жилищное законодательство.

Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги (в том числе за отопление и горячее водоснабжение) исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры (часть 1 статьи 157 ЖК РФ, раздел VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, далее – Правила № 354).

Из ч.ч. 1, 2, 2.3, 9 ст. 161, ч.ч. 1-3 ст. 162 ЖК РФ следует, что для оказания коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме собственники могут нанять управляющую организацию, указав в договоре управления состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила №491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

По общему правилу, вытекающему из ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п.п. 1, 2, 5, 6, 8 Правил № 491 состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг получает плату за коммунальные услуги и рассчитывается за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями (п.п. 40, 63, 64 Правил № 354, ч.ч. 6.2, 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что каких-либо правопритязаний на спорный участок тепловых сетей в деле никем не заявлено и спора о праве по делу не имеется, суд считает требования заявителя отвечающими общественным и законным целям упорядочивания хозяйствования над имуществом на территории муниципального образования.

Изложенное подтверждается материалами дела, доказательств обратного суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

Таким образом, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Северодвинска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования «Северодвинск» на бесхозяйное недвижимое имущество – тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.Н. Мехреньгина

Мотивированное решение изготовлено 24.09.2019

2-2585/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Северодвинский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО
СМУП "ЖКХ"
ПАО "ТГК-2"
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе
Министерство имущественных отношений Архангельской области
АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администарции Северодвинска
АО "ПО "Севмаш"
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
15.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2019Передача материалов судье
15.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2019Судебное заседание
11.06.2019Судебное заседание
01.08.2019Судебное заседание
28.08.2019Судебное заседание
19.09.2019Судебное заседание
24.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее