Дело 2-500/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2018 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кулинича Д.Н.,
при секретаре Ефремовой Ю.И.,
с участием представителя истицы Шарафиевой Ж.А. – Шарафиева М.Г., представителя ответчиков Мартынова Н.Г. и Жежелевой Ю.В. – Николайчука В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарафиевой ФИО1 к Мартынову ФИО2, Жежелевой ФИО3 и Бурлуцкому ФИО4 об обязании предоставить исполнительно-техническую документацию,
У С Т А Н О В И Л:
Шарафиева Ж.А. обратилась в суд с иском, в котором, с учетом неоднократного уточнения требований, просила суд обязать Мартынова Н.Г и Жежелеву Ю.В. предоставить исполнительно техническую документацию долговременного и длительного хранения на жилой дом, расположенный по адресу: г<адрес>, а именно: Теплоэнергетический паспорт; Сведения об основных конструкциях и инженерных системах; Схемы расположения скрытых элементов каркаса; Схемы расположения скрытых проводок и инженерных сетей; Предельные значения нагрузок на элементы конструкций дома; Предельные значения нагрузок на электросеть; План участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; Проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на каждый дом; Акты приемки жилых домов от строительных организаций; Акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; Схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; Паспорта котельного хозяйства, котловые книги; Паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; Исполнительные чертежи контуров заземления. Взыскать с Мартынова Н. Г. и Жежелевой Ю. В., в пользу истицы судебные расходы в размере 300 рублей.
В обоснование требований указала, что 9 октября 2015 года между истицей и ответчиками Мартыновым Н.Г. и Жежелевой Ю.В. был заключен договор купли продажи жилого дома, общей площадью 170,2 (сто семьдесят целых и две десятых) кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, и земельного участка, площадью 252,0 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов - малоэтажная жилая застройка, с кадастровым номером 39:15:131922:201, находящегося по адресу: город <адрес>
Истица указывает, что согласно требованиям пункта 4.6, СП 55.13330.2011. «Свод правил. Дома жилые одноквартирные», в состав проектной документации на дом допускается включать инструкцию по эксплуатации дома.
Инструкция по эксплуатации дома должна содержать данные, необходимые владельцу дома для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе сведения об основных конструкциях и инженерных системах, схемы расположения скрытых элементов каркаса, скрытых проводок и инженерных сетей, а также предельные значения нагрузок на элементы конструкций дома и на его электросеть. Эти данные могут быть представлены в виде копий исполнительной документации.
Ссылаясь на требования пункта 4.7 СНиП 31-02-2001. «Дома жилые одноквартирные», истица указывает, что по требованию застройщика в составе документации на дом должны представляться теплоэнергетический паспорт и инструкция по эксплуатации дома. Теплоэнергетический паспорт предназначен для установления теплоэнергетических характеристик теплозащиты дома и его энергопотребления. Он составляется в порядке и по форме, установленных в действующих нормативных документах, с учетом положений раздела 9 настоящих норм и правил. В паспорте указывается категория энергетической эффективности дома. Теплоэнергетический паспорт не предназначен для расчетов за коммунальные и другие услуги, оказываемые владельцу дома.
Также, ссылаясь на положения пункта 1.5.1, МДК 2-03.2003. «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» истицы указывает, что в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Истица полагает, что застройщик обязан предоставить собственнику, исполнительно техническую документацию долговременного и длительного хранения.
Письменные обращения истицы с просьбой предоставить документацию, ответчиками игнорируются. В настоящее время происходит обрушение штукатурки в доме, однако, локализовать место поступления воды истица не имеет возможности. Для производства вскрышных работ, ей необходимы исполнительные чертежи инженерных сетей, позволяющие определить местоположение коммуникаций.
Дом истицы имеет статус дома блокированной застройки. В целях последующего приведения правоустанавливающих документов в соответствие с фактическим положением жилой недвижимости, а также для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации и безопасного проведения внутренних и внешних ремонтных работ в местах где расположены скрытые инженерные сети истицей заявлены указанные выше требования.
Истица Шарафиева Ж.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, её представитель – Шарафиев М.Г. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования по изложенным в иске основаниям, привел доводы, в целом, аналогичные изложенным в иске и уточнениях к нему.
Ответчики Мартынов Н.Г. и Жежелева Ю.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, их представитель Николайчук В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что правоотношения между сторонами вытекают из договора купли-продажи, в которых нет понятия застройщик. Ответчики являются продавцами, и передали истице как сам дом с земельным участком, так и все правоустанавливающие документы на них. Истица ранее обращалась в суд за расторжением договора купли–продажи от 09.10.2015г., в чем ей судом было отказано. Нормативные документы, на которые ссылается истица, носят рекомендательный характер и обязательны только для органов государственной власти, к которым ответчики, выступавшие продавцами спорного дома, не относятся. Более того, в соответствии с положениями ст. 51 ГрК РФ для строительства индивидуального жилого дома, приобретенного истицей, не требуется перечисленных истицей документов. Заявленные ею требования неисполнимы, поскольку документов, которые она просит передать ей, не существует, и никогда не существовало.
Кадастровый инженер Бурлуцкий К.В., заявленный истицей в качестве ответчика, в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения, в которых указал, что доводы истицы о том, что он, являясь кадастровым инженером, незаконно легализовал самовольную постройку, являются ложными и не основанными на нормах права и фактических обстоятельствах дела. С учетом отсутствия в уточненном иске каких либо требований к Бурлуцкому К.В., просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда от 06 февраля 2017 года по иску Шарафиевой ФИО5 к Мартынову ФИО6 и Жежелевой ФИО7 о расторжении договора инвестирования и взыскании денежных средств установлено, что 12 февраля 2015 года Жежелевой Ю.В. и Мартынову Н.Г. выдано разрешение на строительство RU39315000-027/2015 индивидуального жилого дома, количество этажей 3, включая мансардный этаж. Адрес объекта: Калининградская <адрес>. Срок действия разрешения до 12 февраля 2025 года.
Разрешение на ввод в эксплуатацию названного объекта не оформлялось. Право долевой собственности по ? доли в праве собственности на указанный объект в декларативном порядке было зарегистрировано за Мартыновым Н.Г. и Жежелевой Ю.В. в сентябре 2015 года.
09 октября 2015 года между Жежелевой Ю.В. и Мартыновым Н.Г. в качестве продавцов и Шарафиевой Ж.А. в качестве покупателя был заключен договор купли-продажи жилого дома, общей площадью 170,2 кв.м., находящегося по адресу : г<адрес>, и земельного участка площадью 252,0 кв.м., с кадастровым номером 39:15:131922:201, находящегося по этому же адресу.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда, в силу чего не подлежат повторному доказыванию.
Согласно отметкам на договоре купли-продажи(л.д. 7)право собственности Шарафиевой Ж.А. на при обретенный по указанному договору дом и земельный участок было зарегистрировано в ЕГРП 22.10.2015г. Пунктом 10 указанного договора установлено, что он одновременно является актом приема-передачи приобретаемых объектов. Соответственно, подписание договора подтверждает принятие покупателем приобретаемых объектов.
Договор подписан сторонами без каких либо замечаний относительно передачи какой-либо документации на приобретаемый объект.
В обоснование заявленных требований истица и её представитель ссылаются на пункт 4.6, СП 55.13330.2011. «Свод правил. Дома жилые одноквартирные». Положения указанного пункта не обязывают застройщика иметь инструкцию по эксплуатации дома, а лишь допускают возможность включения её в состав проектной документации на дом. Допуск такой возможности не тождественен обязанности её иметь. На какую-либо норму права, обязывающую застройщика иметь такую инструкцию истица и её представитель не сослался. Кроме того, СП 55.13330.2011. утратил силу с 21 апреля 2017 года в связи с изданием Приказа Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр.
Пункт 4.7 СНиП 31-02-2001. «Дома жилые одноквартирные», на который также ссылалась истица, устанавливают, что по требованию застройщика в составе документации на дом должны представляться теплоэнергетический паспорт и инструкция по эксплуатации дома. Таким образом, лишь застройщику принадлежит право требования включения в проектную документацию теплоэнергетического паспорта и инструкции по эксплуатации дома. В отсутствие такого требований застройщика, отсутствуют основания для изготовления теплоэнергетического паспорта и инструкции по эксплуатации дома. При этом, застройщик, согласно указанной нормы права, вправе требовать представления теплоэнергетического паспорта и инструкции по эксплуатации дома, но не обязан этого делать. Опять же, право предоставляемое застройщику в данном случае не тождественно его обязанности совершать предусмотренные указанной статьей действия.
Пункт 1.5.1, МДК 2-03.2003. «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», на который также ссылалась истица устанавливает лишь перечень технической документации долговременного хранения, однако не возлагает на физическое лицо - собственника жилого дома обязанности иметь в наличии перечисленные в указанном пункте документы и передавать их новому собственнику при переходе прав на дом. Более того, согласно п. 1 указанных правил, они являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Соответственно, указанные правила не возлагают на физических лиц - собственников жилых домов обязанности долговременного хранения технической документации перечисленной в п. 1.5.1
С учетом отсутствия законодательной обязанности физического лица - собственника жилого дома иметь в наличии перечисленную истицей в уточненном иске техническую документацию на дом, все вопросы о её наличии и передаче таковой покупателю могут быть разрешены исключительно в договорном порядке при заключении договора купли-продажи. Тем не менее, договор купли-продажи от 09.10.2015г. условий, обязывающих продавца передать покупателю какую-либо техническую документацию на дом не содержит.
Более того, в указанном договоре указаны основания владения ответчиками спорным домом до его приобретения истицей, из которых однозначно следует, что право собственности ответчиков на спорный дом было зарегистрировано в декларативном порядке, что также было установлено вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда от 06 февраля 2017 года. Декларативный порядок не предполагает какой либо проектно-технической документации, кроме паспорта жилого дома, составленного кадастровым инженером по результатам обмера уже построенного жилого дома. Соответственно, суд находит подтвержденным довод представителя ответчиков о том, что истребуемой истицей технической документации у ответчиков нет, не было и в настоящее время не имеется ни правовой ни физической возможности её получить и передать истице.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования Шарафиевой Ж.А. не подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд учитывает, что, согласно уведомлению от 26.06.2017г.(л.д. 8) спорный дом и земельный участок, на котором он расположен, подлежат изъятию путем выкупа для государственных нужд Калининградской области, в связи с чем, суд не усматривает нарушения каких-либо прав истицы отсутствием у неё истребуемой ею технической документацией.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шарафиевой ФИО8, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Кулинич Д.Н.
Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2018 года.