86RS0001-01-2022-001347-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2022 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Костиной О.В.,
при секретаре Атнагулове Ю.Д.,
с участием представителя истца – помощникам Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Гладких П.Г., представителя ответчика Волынца М.А., представителя третьего лица Нестерова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1012/2022 по исковому заявлению Сургутского транспортного прокурора, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Северречфлот» об устранении нарушений законодательства о безопасности судоходства,
установил:
Сургутский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Северречфлот» об устранении нарушений законодательства о безопасности судоходства, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства установлено, что на причальный пассажирский понтон длиной 25,8 м., идентификационный номер ТИ3024, принадлежащий на праве собственности ООО «Северрефлот», выдан судовой билет маломерного суда серии Г № 252881, судно зарегистрировано в качестве маломерного. Федеральным законом от 23.04.20123 г. № 36, вступившим в силу 25.05.2012 г. установлено, что судно относится к маломерным, если его длина не превышает 20 м. и общее количество людей, на котором не превышает 12.
Таким образом, понтон не относится к категории маломерных судов, при этом является плавучим объектом, в связи с чем является объектом надзора НГИМС. До настоящего времени плавучий объект не исключен из реестра маломерных судов и не включен в реестр плавучих объектов. Просит признать бездействие незаконным, обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратился в Ханты-Мансийское инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО –Югры с заявлением об исключении причального понтона из реестра маломерных судов; обратиться в ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» с заявлением об учете причального пассажирского понтона в реестр плавучих судов.
Стороной истца представлено заявление об уточнении исковых требований и об отказе от иска в части возложения на ответчика обязанность обратиться в ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» с заявлением об учете причального пассажирского понтона в реестр плавучих судов. Просит суд признать незаконным бездействие ООО «Северречфлот» в части непринятия мер по исключению плавучего объекта - причального пассажирского понтон длиной 25,8 м., идентификационный номер ТИ3024, из реестра маломерных судов, обязать ответчика в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратился с заявлением в Ханты-Мансийское инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО –Югры с заявлением об исключении причального понтона из реестра маломерных судов.
Представитель истца Гладких П.Г. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Волынец М.А. возражает против иска, считает требования истца необоснованными, просит в иске отказать с учетом доводов, изложенных в возражениях.
Представитель третьего лица Нестеров А.В. считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Представитель ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) данный кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, определяет их права, обязанности и ответственность.
Согласно понятиям, данным в статье 3 КВВТ РФ плавучий объект - это несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал.
Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
В силу части 1.2 статьи 16 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В соответствии с частью 4 статьи 35 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, с выдачей свидетельств, подтверждающих соответствие плавучих объектов правилам классификации и освидетельствования плавучих объектов.
В силу части 1 статьи 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в государственном судовом реестре, а маломерное судно в реестре маломерных судов.
Согласно части 1 статьи 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, а маломерных судов в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки по вопросам исполнения законодательства о безопасности плавания, установлен плавучий объект: пассажирский понтон (ТИ3024) длиной 25,8 м., принадлежащий ООО «Северречфлот».
Указанный объект с 01.02.2008 г. состоит на учете в Центре ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО –Югре в качестве маломерного судна, о чем выдан судовой билет серии Г № 252881.
Функции держателя и администратора реестра маломерных судов возложены на Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС), структурно входящую в систему МЧС России, в компетенцию которого входит также издание ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих процедурные правила государственной регистрации судов данной категории.
В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 года N 835, ГИМС МЧС России осуществляет классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.
Таким образом, ГИМС МЧС России и ее структурные подразделения не осуществляют учет и освидетельствование плавучих объектов за исключением наплавных мостов.
Ответчиком не представлено доказательств классификации принадлежащему ему объекта как маломерного судна.
Более того, в судебном заседании установлено, что причальный пассажирский понтон относятся к числу плавучих объектов и в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат учету бассейновыми учреждениями, а также классификации и освидетельствованию на предмет возможности допуска, в связи с чем подлежат исключению из реестра маломерных судов.
При этом, доводы ответчика, приведенные в возражениях, не свидетельствуют о незаконности заявленных требований.
Пассажирский понтон длиной 28,5 м. зарегистрирован в качестве маломерного судна 01.02.2008 г.
Федеральным законом от 23.04.2012 г. № 36 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного суда» в статью 3 внесены дополнения, классифицирующие в качестве маломерного судна - судно с длиной не более 20 м. и общим количеством людей на нем не более 12.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" статьями 3, 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации дополнены понятием плавучего объекта, который подлежит учету в администрации бассейна внутренних водных путей.
Из пояснений представителя ответчика следует, что понтон активно эксплуатируется в соответствии с его целевым назначением.
Тот факт, что на дату регистрации объекта указанные требованиям к маломерным судам не были установлены, не освобождает ответчика от исполнения действующего законодательств при продолжении эксплуатации плавучего объекта в качестве такового после внесения изменений, пассажирский понтон маломерным судном не является, в связи с чем данный объект не может состоять в реестре маломерных судов.
Обстоятельства неиспользования спорного имущества в коммерческих целях, значимыми для дела не являются, поскольку не подтверждают отнесение объекта к маломерным судам, а обязанность постановки плавучих объектов на надлежащий учет возникает вне зависимости от целей их эксплуатации.
При том, что необходимость учета плавучих объектов связана с обобщением информации о плавучих объектах в интересах обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, так как принадлежащий ответчику и находящийся на водном объекте плавучие объект не соответствуют требованиям законодательства в области обеспечения безопасности судоходства, чем создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░3024, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░3024, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 31 ░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░