Гражданское дело № 2- 864/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2017 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Набережневой Н.В.,
при секретаре Турановой К.С.,
с участием заместителя прокурора Оловяннинского района Тюричкина И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора *** в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к МУП «Компания заказчика» о понуждении установить и ввести в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора ***, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Оловяннинский районный суд с иском к МУП «Компания заказчика» о понуждении установить и ввести в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений в доме № ***.
В обоснование иска указал, что в ходе проведения прокурорской проверки по обращению жителя *** М о нарушении МУП «Компания заказчика» законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности выявлено, что в указанном многоквартирном жилом доме коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии не устанавливался. Поскольку собственники жилых помещений МКД в нарушение требований ч.5 ст.13 федерального закона №261-ФЗ не обеспечили оснащение своего дома коллективным прибором учета тепловой энергии и не ввели его в эксплуатацию, данная обязанность возлагается на ресурсоснабжающую организацию. При этом ресурсоснабжающей организацией является МУП «Компания заказчика», которому на основании Решения Совета ГП «<данные изъяты>» переданы полномочия по оказанию коммунальных услуг на территории городского поселения.
В нарушение федерального законодательства МУП «Компания заказчика» мер по установке прибора учета тепловой энергии в МКД № *** не приняло до настоящего момента, что ведет к нарушению интересов РФ в сфере энергосбережения, повышения энергетической эффективности, а также прав и законных интересов граждан в виде сохранения невозобновляемых природных ресурсов РФ, охраны окружающей среды. Кроме того, указанными обстоятельствами нарушаются интересы неопределенного круга лиц, поскольку неэффективное расходование энергетических ресурсов в целом негативно сказывается на экономике страны, что в свою очередь наносит ущерб каждому проживающему на ее территории, весь круг лиц которых определить не представляется возможным.
Определением суда от дата. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского поселения «Золотореченское», как собственник многоквартирного дома № п***.
В судебном заседании заместитель прокурора Тюричкин И.Н. иск поддержал, просил требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Компания заказчика» не участвовал, о времени и месте его проведения надлежаще извещен, просил о рассмотрении дела в их отсутствие. Указал в заявлении, что затраты на приобретение и установку общедомовых приборов учета в тарифах на содержание и текущий ремонт мест общего пользования не заложены, предприятие имеет кредиторскую задолженность, лицевой счет арестован, в связи с чем отсутствует возможность приобрести и установить прибор учета. Здесь же ссылается на то, что по нормам жилищного законодательства собственник жилого помещения обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, собственником дома № является администрация ГП «<данные изъяты>». Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель администрации городского поселения «<данные изъяты>» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте его проведения надлежаще извещен. Просил о рассмотрении дела без их участия.
Суд, выяснив мнение прокурора, исследовав представленные доказательства, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.07.2012, собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ с 01.07.2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела следующее.
Распоряжением главы администрации ГП «<данные изъяты>» № от дата. с датаг. муниципальное имущество, жилые дома переданы в хозяйственное ведение с баланса администрации ГП «<данные изъяты>» на баланс МУП «Компания заказчика» по акту передачи.
Согласно договору от дата., заключенному городским поселением «<данные изъяты>» и МУП «Компания заказчика», муниципальное имущество, находящееся в муниципальной собственности городского поселения, согласно перечню имущества передается в хозяйственное ведение МУП «Компания заказчика».
По акту передачи жилищного фонда на основании распоряжения главы администрации от дата. с баланса администрации городского поселения на баланс МУП «Компания заказчика» переданы многоквартирные дома, в том числе дом № площадью <данные изъяты> кв.м. Указанный многоквартирный дом числится также и по акту передачи основных средств как дом блочный дата года постройки.
Решением Совета ГП «<данные изъяты>» № от дата. в связи с невозможностью МУП «Коммунальник» предоставления качественных услуг населению в МУП «Компания заказчика» переданы полномочия по осуществлению деятельности, в том числе оказание коммунальных услуг (отпуск тепла в помещения и жилье, подключенное к центральной теплосети, водоснабжение), эксплуатация и ремонт тепловых сетей, производство, распределение и передача пара и горячей воды для отопления и горячего водоснабжения, деятельность по оперативно – диспетчерскому управлению технологическими процессами в тепловых сетях, по обеспечению работоспособности котельных, монтаж, наладка, ремонт и техобслуживание теплотехнического и другого технологического оборудования, аппаратуры и средств защиты котельных, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей и т.д. МУП «Компания заказчика» наделена статусом гарантирующей с указанием зоны деятельности.
По информации администрации ГП «<данные изъяты>» дом № общедомовыми приборами учета теплоснабжения, водоснабжения не оборудован.
В соответствии с актом обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в пятиэтажном многоквартирном панельном доме № от датаг. установлено наличие технической возможности установки прибора учета тепловой энергии.
На основании ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2021 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
То есть, в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению этих домов коллективными приборами учета установка таких приборов должна быть произведена в срок до дата соответствующими ресурсоснабжающими организациями за счет собственников помещений указанных домов.
Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, закреплены в Приказе Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. N 149.
Условия и критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения установлены в Приказе Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 627.
Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442, определен порядок действий сетевой организации, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к энергопринимающим устройствам, которые должны быть оснащены общедомовыми приборами учета. Правила являются общими для всех абонентов, в том числе, для урегулирования вопросов установки общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что после 01 июля 2012 года обязанность по установке общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме лежит на ресурсоснабжающей организации.
Довод ответчика о том, что установка общедомового прибора учета электроэнергии не относится к обязанностям ресурсоснабжающей организации, не состоятелен, поскольку основан на неправильном применении Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями которого соответствующая обязанность ресурсоснабжающей организации (ст. 13).
Тем самым, установив в ходе судебного разбирательства, что в многоквартирном жилом доме № п*** фактически отсутствует коллективный прибор учета тепловой энергии, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о возложении на ресурсоснабжающую организацию – МУП «Компания Заказчика» обязанности по установке такого прибора. При установке данного прибора учета, МУП «Компания Заказчика» имеет право предъявления затрат связанных с установкой с собственника дома- администрации ГП «<данные изъяты>»
В силу положений ст. 12 ГК РФ Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № ***.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.12.2017 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.