Дело №3а-184/2020
УИД21OS0000-01-2020-000094-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
14 июля 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Блиновой М.А.,
при секретаре судебного заседания Владимирове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Моргаушского районного потребительского общества к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства – <данные изъяты> с кадастровым номером ..., равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании представителя административного истца Моргаушского районного потребительского общества Петровского С.В.; представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.; представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,
установил:
Моргаушское районное потребительское общество (далее – Моргаушское РАЙПО) обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости – <данные изъяты>, общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что истцу принадлежит на праве собственности объект недвижимости – <данные изъяты>, назначение – нежилое, этажность – ...-этажный, общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 3 июня 2020 года. По данным Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена по состоянию на 1 января 2018 года в размере 22391222,64 руб. Однако, согласно отчету независимого оценщика ИП ФИО1 № от 30 марта 2020 года рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет 17862 460 руб. Таким образом, установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость здания, что влечет нарушение прав и интересов административного истца.
Основываясь на изложенных обстоятельствах и руководствуясь ч.1 ст.22 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон № 237-ФЗ), согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, истец просит установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства – <данные изъяты>, назначение: нежилое, этажность: ...-этажный, общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 17862 460 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Моргаушского РАЙПО Петровский С.В. поддержал требование об установлении кадастровой стоимости нежилого здания по изложенным в административном иске основаниям.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. удовлетворение административного искового заявления Моргаушского РАЙПО оставил на усмотрение суда. Суду пояснил, что замечаний к отчету оценщика ИП ФИО1 № от 30.03.2020г. по определению рыночной стоимости объекта недвижимости не имеют.
Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. удовлетворение административных исковых требований оставила на усмотрение суда. Суду пояснила, что отчет оценщика изучен, замечаний к отчету по определению рыночной стоимости объекта недвижимости не имеют. При определении рыночной стоимости объекта учитываются индивидуальные характеристики объекта, разница между кадастровой и рыночной стоимостью 20,23% в пределах допустимого диапазона.
В судебное заседание представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики, извещенный в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, не явился. В отзыве представитель Кабинета Министров Чувашской Республики удовлетворение заявленных требований Моргаушского РАЙПО оставляет на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии, извещенный в установленном порядке, не явился, в отзыве удовлетворение заявленного требования оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В судебное заседание представитель заинтересованного лицаУправления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чуваши, извещенный в установленном порядке, не явился, просят рассмотреть дело без их участия, указывают на отсутствие возражений на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо администрация Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, извещенная в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание явку представителя не обеспечила.
Выслушав объясненияпредставителя административного истца Моргаушского районного потребительского общества Петровского С.В.; представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.; представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В., признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Административный истец Моргаушское РАЙПО является собственником объекта недвижимости – <данные изъяты>, назначение: нежилое, этажность: ...-этажный, общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от 14 апреля 2003 года № (л.д.4-5).
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 512 установлено, что проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики осуществляется с 1 января 2017 года.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, выполненной по состоянию на 1 января 2018 года, и результаты оценки внесены в кадастр недвижимости 1 января 2019 года.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость рассматриваемого объекта недвижимости с кадастровым номером ..., по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2018 года составляет 22391222,64 руб. Дата определения кадастровой стоимости 1 января 2018 года. Сведения о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости внесены 1 января 2019 года (л.д.6).
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 3 августа 2018 года № 312-ФЗ, далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности»).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 ст.245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации, которая к объектам налогообложения относит недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2).
Рассматриваемый объект недвижимости (магазин с административным зданием) входит в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, поскольку Моргаушское РАЙПО является собственником указанного выше нежилого здания и размер налога на имущество юридических лиц зависит от кадастровой стоимости нежилого здания, тем самым результаты определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства влияют на его права и обязанности как плательщика налога, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В обоснование своего требования административным истцом представлен составленный индивидуальным предпринимателем ФИО1 30 марта 2020 года Отчет №, согласно которому рыночная стоимость объекта капитального строительства – <данные изъяты>, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 17862460 руб.
Представленный административным истцом Отчет об оценке от 30 марта 2020 года № подготовлен независимым оценщиком ИП ФИО1, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.Оценка производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки. При установлении рыночной стоимости объекта недвижимости экспертом-оценщиком проведен анализ как сравнительного подхода, так и доходного подхода.
В Отчете проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, также приведено обоснование методов оценки.
В названном отчете об оценке оценщиком проведен анализ рынка, анализ внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, дано описание объекта оценки. В целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости оценщик использовал сравнительный подход, применимый при оценке такого рода объектов, исходя из положений пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО N 7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года №135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 Закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Эксперт ИП ФИО1, проводивший оценку, является членом саморегулируемой организации оценщиков и его ответственность застрахована, то есть указанные требования закона соблюдены. Отчет подготовлен лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Оценив отчет № об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 30 марта 2020 года, подготовленный оценщиком ИП ФИО1, суд приходит к выводу о том, что отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. При этом методики исследования, объем и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Как видно из представленного отчета, определение рыночной стоимости нежилого здания произведено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом МЭРТ РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 и др.
В соответствии с пунктом 5 ФСО № 3, при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Отчет № об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 30 марта 2020 года отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
В результате осмотра объекта оценки, выполненных расчетов, определенных сравнительным подходом, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером ... определена в размере 17862460 руб. по состоянию на 1 января 2018 года.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что вывод о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости - <данные изъяты> с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, сделан оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
При этом разница между кадастровой и рыночной стоимостью указанного объекта недвижимости составляет 20,23%. Указанный диапазон расхождения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с его рыночной стоимостью обусловлен индивидуальными характеристиками объекта недвижимости.
В ходе судебного разбирательства представители административных ответчиков Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. и Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. также какие-либо замечания на отчет № об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, не представили; установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости исходя из вышеуказанного отчета № оставили на усмотрение суда.
Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчету об оценке административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Исходя из изложенного, приняв за основу доказанности размера рыночной стоимости спорного объекта недвижимости Отчет об оценке от 30 марта 2020 года №, выполненный оценщиком ИП ФИО1, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного административным истцом требования и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – <данные изъяты>, общей площадью ... кв.м,с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 17862460 руб.
На основании положений ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
В данном случае с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 18 июня 2020 года.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с абзацем 5 п. 15 статьи 378 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – <данные изъяты>, назначение: нежилое, этажность ...-х этажный, общей площадью ... кв.м,с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 17862460 (семнадцать миллионов восемьсот шестьдесят две тысячи четыреста шестьдесят) руб. на период до даты внесения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 июня 2020 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Чувашской Республики Блинова М.А.
Мотивированное решение составлено 17 июля 2020 года.