Дело № 2-242/2024 (2-3746/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего Эрзихановой С.Ф.
при секретаре судебного заседания Гончаровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Войцеховской Ольги Валентиновны, действующей в своих интересах и интересах В.А.О. к Правительству Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Войцеховская О.В. обратилась в суд с иском к Правительству Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, ссылаясь на то, что она является опекуном В.А.О. инвалида, страдающей заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 2 человека. Поскольку заявителю, имеющему право на льготный порядок реализации жилищных прав, длительное время не предоставляется жилое помещение, Войцеховская О.В. просила суд возложить на ответчиков обязанность предоставить Войцеховской О.В., В.А.О. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 24 кв.м., по договору социального найма во внеочередном порядке в черте города Севастополя.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 29.11.2023 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя.
Истец Войцеховская О.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена судом. Согласно представленному в материалы дела заявлению, просила суд рассматривать дело в ее отсутствие. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчики Правительство Севастополя, Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно представленному в материалы дела отзыву на исковое заявление, представитель Департамента просил суд отказать в удовлетворении иска, рассматривать дело в отсутствие представителя Департамента. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчиков в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьего лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 25.01.2019 № 5-Р, Войцеховская О.В. назначена опекуном над недееспособной В.А.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 19-20).
Распоряжением Департамента капительного строительства г. Севастополя от 16.04.2020 № 699-р/2020, Войцеховская О.В., В.А.О. приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе федерального значения Севастополе на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по категории граждан в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 2 статьи 1 Закона города Севастополя от 05.05.2015 № 134-3C - «инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов», с 05.03.2020, составом семьи 2 человека, номер учетного дела № (л.д. 21).
В.А.О. является <данные изъяты> (л.д. 17).
Из представленной медицинской документации следует, что В.А.О. установлен диагноз <данные изъяты> (л.д. 24-27).
26.10.2023 Войцеховская О.В. обратилась в Правительство Севастополя с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
24.11.2023 Департаментом капительного строительства г. Севастополя (исх. № 10518/01-05-02.1-34/02/23) заявителю указано на отсутствие в материалах учетного дела заключения врачебной комиссии с указанием диагностированного заболевания В.А.О. соответствующего перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно выписке из медицинской карты ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» от 28.11.2023, В.А.О. установлен диагноз <данные изъяты>, заболевания, входящего в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 987 н.
28.11.2023, а также 08.12.2023 Войцеховской О.В. повторно направлены документы с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке с приложением выписки из медицинской карты.
В ответ на которое, 14.12.2023 заявителю указано на его разрешение 24.11.2023.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Частью 2 статьи 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Признавая право каждого на жилище, статья 40 Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления создание условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Приказом Минздрава России от 29.11.2012 г. N 987н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан. При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.
Общая площадь представляемого по договору социального найма жилого помещения определяется в соответствии с ч. 1 ст. 50 и ч. 2 ст. 58 ЖК РФ. Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления.
Частью 2 ст. 58 ЖК РФ установлены основания, при которых допускается превышение норм предоставления. Согласно указанной норме жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 01 февраля 2021 года N 3-П, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования он предполагает принятие решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 этого Кодекса, признанному недееспособным и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, с учетом площади, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить ему, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилом помещении опекуна или вселение опекуна - члена семьи подопечного по смыслу семейного законодательства (супруга или близкого родственника) в качестве члена семьи нанимателя на основе реализации предусмотренной частью 2 статьи 58 данного Кодекса возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека; не препятствует предоставлению в исключительных случаях, если иным образом обеспечить внеочередное предоставление жилого помещения такому гражданину невозможно, жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну - члену семьи подопечного по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход.
Следует также отметить, что действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года N 187-О).
Вместе с тем подобные гарантии - в силу конституционных требований недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, а также принципов равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, на необходимость соблюдения которых неоднократно обращал внимание законодателя Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 23 апреля 2012 года N 10-П, от 30 января 2013 года N 3-П и др.), - должны быть реальными, т.е. выполнимыми с точки зрения достигнутого уровня социально-экономического развития общества. С учетом этих требований, а также предписания статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не допускающей при осуществлении прав и свобод человека и гражданина ущемления прав и свобод других лиц (в данном случае - имеющих право на предоставление жилого помещения на иных основаниях), пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение по договору социального найма предоставляется во внеочередном порядке именно гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, но не его семье.
Такое законодательное решение имеет целью не только обеспечить скорейшее отселение этих граждан (независимо от других оснований их постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения), но и удовлетворить потребность в отдельном жилье как можно большего их числа при соблюдении принципа равенства и справедливости в отношении иных граждан, также нуждающихся в жилых помещениях, и само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционное право на жилище как самого гражданина, получающего жилое помещение вне очереди, так и членов его семьи, которые не лишаются возможности быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на общих основаниях.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, а также разъяснения Конституционного Суда РФ, исходя из того, что В.А.О. страдает тяжелой формой заболевания, ей требуется постоянный уход и присмотр, учитывая, что она состоит на учете с составом семьи (она и опекун Войцеховская О.В.), как нуждающиеся в жилом помещении, суд приходит к выводу о необходимости предоставления заявителям жилого помещения в силу вышеприведенного.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона города Севастополя от 5 мая 2015 года № 134-ЗС "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе", учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Севастополе составляет двенадцать квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
В силу ст. 4 указанного Закона, жилые помещения государственного жилищного фонда города Севастополя по договорам социального найма предоставляются гражданам решением исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного Правительством Севастополя.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возложении на Департамент капительного строительства г. Севастополя обязанности предоставить В.А.О. Войцеховской О.В. жилое помещение благоустроенное применительно к условиям г. Севастополя по договору социального найма как лицу, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний, общей площадью не менее 24 кв.м., с учетом проживания Войцеховской О.В., осуществляющей постоянный уход за В.А.О.
В иске к Правительству Севастополя надлежит отказать в полном объеме заявленных исковых требований, поскольку оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Департамент капительного строительства г. Севастополя является уполномоченным органом, осуществляющим учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях и предоставление жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Войцеховской Ольги Валентиновны, действующей в своих интересах и интересах Войцеховской Анастасии Олеговны к Правительству Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) предоставить Войцеховской Анастасии Олеговне ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <данные изъяты> Войцеховской Ольге Валентиновне ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <данные изъяты> во внеочередном порядке жилое помещение благоустроенное применительно к условиям г. Севастополя по договору социального найма как лицу, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний, общей площадью не менее 24 кв.м.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 17 января 2024 года.
Судья: С.Ф. Эрзиханова