Решение по делу № 3а-31/2019 от 16.11.2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 января 2019 года      г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Арсеньевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-31/2019 по административному исковому заявлению Гамбарова Э.Э. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

Гамбаров Э.Э. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами , , и , расположенные по адресу: <адрес>.

Вышеуказанные нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером , площадью 6 739 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады (6.9), расположенном по адресу: <адрес>, который ранее принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования бывшему собственнику названных выше объектов недвижимости – ООО «ЛИКАНА».

Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка установлена по состоянию на 22 октября 2018 года и составляет 12 430 220 рублей 28 копеек.

Гамбаров Э.Э. не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью земельного участка, считает ее завышенной и несоответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как лица, имеющего исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность или в аренду.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчет об оценке от 12 ноября 2018 года № , подготовленный оценщиком ООО «Центр Экспертизы и Оценки», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 22 октября 2018 года составляет 2 244 289 рублей.

При таких обстоятельствах, Гамбаров Э.Э. полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка в судебном порядке.

На основании изложенного, административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 6 739 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады (6.9), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 октября 2018 года в размере 2 244 289 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Пинегин А.А., действующий на основании доверенности от 16 августа 2018 года № , изменил и уточнил административные исковые требования, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 6 739 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады (6.9), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 октября 2018 года в размере в размере 2 347 476 рублей. В обоснование своих требований привел доводы, изложенные выше, и дополнил, что с выводами заключения судебной экспертизы ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» от 6 января 2019 года он согласен, не оспаривает их.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области в письменном отзыве на административный иск, в случае наличия доказательств недостоверности заявляемой рыночной стоимости объектов недвижимости, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение административного иска по существу на усмотрение суда.

Представитель Администрации городского округа Тольятти Самарской области направил в адрес суда письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку снижение кадастровой стоимости в существенном размере приведет к уменьшению поступлений в местный бюджет.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск Гамбарова Э.Э. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата…

    …Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных выше Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22 июня 2015 года № 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Судом установлено, что Гамбарову Э.Э. на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами , , и , расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от 30 июня 2018 года, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 сентября 2018 года и от 27 июля 2018 года.

Указанные выше объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером , площадью 6 739 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады (6.9), расположенном по адресу: <адрес>.

Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31 октября 2018 года № .

Как следует из пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», а также статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, физические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности имеют исключительное право на приобретение (выкуп, аренда) земельных участков в собственность и вправе оспорить его кадастровую стоимость, если цена такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Самарской области. Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка установлена по состоянию на 22 октября 2018 года и составляет 12 430 220 рублей 28 копеек.

Таким образом, права и законные интересы Гамбарова Э.Э. напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельного участка методом массовой оценки.

Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Ввиду этого обращение Гамбарова Э.Э. в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по состоянию на дату установления кадастровой стоимости, в полной мере согласуется с положениями статей 39.20, 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.

По смыслу заявленных административным истцом требований, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости, определенной методом массовой оценки, а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.

В силу ст. 70 КАС РФ, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от 12 ноября 2018 года № , подготовленный оценщиком ООО «Центр Экспертизы и Оценки», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 22 октября 2018 года составляет 2 244 289 рублей.

В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица – Администрации городского округа Тольятти Самарской области, о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости спорного земельного участка.

По заключению эксперта ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» от 6 января 2019 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 22 октября 2018 года составляет 2 347 476 рублей.

Давая оценку представленным доказательствам, суд принимает во внимание, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утверждённым приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №№ 297-299, ФСО № 7 «Оценка недвижимости», утверждённому приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.

В данном случае судебная экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями в области исследований, имеющим соответствующую квалификацию, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в установленном процессуальным законом порядке.

Оценивая экспертное заключение ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» от 6 января 2019 года по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что исследование проводилось экспертом путем изучения материалов административного дела, где представлена необходимая и достаточная информация об объекте оценки. Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке земельного участка эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки, заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельного участка, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки объекта в рамках сравнительного подхода, обоснование выбора используемого подхода к оценке объекта исследования, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Эксперт пришел к выводу, что итоговая рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 22 октября 2018 года составляет 2 347 476 рублей.

Оценивая представленные доказательства, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной экспертизы ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» от 6 января 2019 года.

Названное выше заключение судебной экспертизы отвечает требованиям статей 79, 82, 84, 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела.

Каких-либо доказательств в опровержение выводов заключения судебной экспертизы ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» от 6 января 2019 года не представлено. Ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертиз сторонами и заинтересованными лицами не заявлено.

Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Доводы заинтересованного лица – Администрации городского округа Тольятти Самарской области, о том, что пересмотр кадастровой стоимости земельного участка повлечет уменьшение поступлений в бюджет городского округа, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости предусмотрено Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения Гамбарова Э.Э. в суд является 16 ноября 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административно судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Гамбарова Э.Э. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 6 739 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады (6.9), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 октября 2018 года в размере в размере 2 347 476 рублей.

Датой подачи Гамбаровым Э.Э. заявления в суд считать 16 ноября 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 января 2019 года.

    

Председательствующий:                    Непопалов Г.Г.

3а-31/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гамбаров Э.Э.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация г.о. Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
16.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
19.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2018[Адм.] Судебное заседание
15.01.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
29.01.2019[Адм.] Судебное заседание
19.11.2018Передача материалов судье
16.11.2018Регистрация административного искового заявления
19.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
19.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2018Судебное заседание
16.01.2019Производство по делу возобновлено
16.01.2019Судебное заседание
08.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее