УИД 31RS0016-01-2022-004481-67 Дело № 2-3681/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2022 года гор. Белгород
Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи: Скомороховой Л.В.,
при секретаре: Носовой О.И.,
с участием истца – Емельяновой И.Н., представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Белгородской области – Новиковой Н.В. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой Ирины Николаевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области о признании права на получение досрочной страховой пенсии по старости, установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
29.03.2022 Емельянова И.Н. обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области (далее – ГУ ОПФР по Белгородской области) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 13.04.2022 № № в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано. В педагогический стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию засчитаны периоды:
с 23.08.1989 по 31.12.1990 – работа в должности музыкального работника детского сада № 40 г. Бендеры;
с 25.08.1995 по 27.07.1998 – работа в должности учителя музыки в средней общеобразовательной школе № 4 п. Алмазный Мирнинского р-на Республики Саха (Якутия), местности, относящейся к району Крайнего Севера;
с 01.11.2001 по 24.07.2002, с 25.08.2002 по 02.06.2003 – работа в должности музыкального руководителя МДОУ детский сад № 70 – Центр развития ребенка «Светлячок»;
с 01.09.2005 по 11.01.2009, 01.02.2009 по 11.10.2009, с 08.11.2009 по 08.03.2010, с 01.04.2010 по 07.11.2010, с 05.12.2010 по 03.04.2011, с 27.04.2011 по 02.10.2011, с 30.10.2011 по 05.02.2012, с 29.02.2012 по 13.05.2012, с 01.06.2012 по 21.08.2013, с 06.11.2013 по 28.07.2016, с 16.08.2016 по 31.07.2017, с 15.08.2017 по 31.12.2021 – работа в должности учителя музыки МБОУ «Лицей № 10 г. Белгорода»;
с 27.08.2013 по 05.11.2013 работа в должности учителя музыки в МБОУ «СОШ №45» г. Белгорода.
При этом в специальный педагогический стаж не включены следующие периоды работы:
с 01.01.1991 по 14.08.1995 – работа в должности музыкального работника в детском саду № 40, музыкального руководителя в детском саду № 30 г. Бендеры Молдовской Республики, поскольку не установлен факт уплаты страховых взносов, у истца отсутствует регистрация по месту жительства на территории Российской Федерации;
с 25.07.2002 по 24.08.2002, с 29.07.2016 по 15.08.2016, с 01.08.2017 по 14.08.2017 – отпуска без сохранения заработной платы.
По подсчетам пенсионного органа педагогический стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение составил 21 год 6 месяцев 6 дней, страховой стаж составил 28 лет 4 дня.
Емельянова И.Н., ссылаясь на те обстоятельства, что отказ ответчика в назначении пенсии в указанной части противоречит закону и нарушает её пенсионные права, а вышеуказанные периоды работы должны быть засчитаны в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обратилась в суд с иском, в котором просила: признать подлежащими включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды её работы с 01.01.1991 по 18.10.1991, с 29.10.1991 по 25.07.1992, с 01.09.1992 по 16.01.1995 в должности музыкального работника (руководителя) детского сада № 40 г. Бендеры Молдавской Республики, с 19.01.1995 по 14.08.1995 в должности музыкального руководителя детского сада № 30 г. Бендеры Молдавской Республики и периоды нахождения в учебных отпусках с 12.01.2009 по 31.01.2009, с 12.10.2009 по 07.11.2009, с 09.03.2010 по 31.03.2010, с 08.11.2010 по 04.12.2010, с 04.04.2011 по 26.04.2011, с 03.10.2011 по 29.10.2011, с 06.02.2012 по 28.02.2012, с 14.05.2012 по 31.05.2012; исчислять срок для установления досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 21.06.2020; назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 21.12.2021; взыскать с ответчика государственную пошлину за подачу иска в размере 300 руб.; установить факт постоянного проживания на территории Российской Федерации в Белгородской области в г. Белгороде в период с июня 2000 года по июль 2022 года (с учетом заявления об увеличении размера исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ).
В судебном заседании истец Емельянова И.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Новикова Н.В. (по доверенности) возражала против удовлетворения иска.
Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.01.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
10.02.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 10.02.1995).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2002 и действовал до 01.01.2015 - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 и с 01.01.2002 - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Молдова) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
С учетом изложенного суд отклоняет довод представителя о том, что стаж работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию, может быть учтен только до 01.01.1991 - даты отмены института досрочных пенсий в Республике Молдова, как основанный на неверном толковании закона.
В Республике Молдова, на территории которой в спорный период истцом осуществлялась трудовая деятельность, органом, к компетенции которого относится подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное обеспечение (страхование), является Национальная касса социального страхования Республики Молдова.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 29.03.2022 Емельянова И.Н. обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области (далее – ГУ ОПФР по Белгородской области) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 13.04.2022 № № в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано. В специальный педагогический стаж истца не включены следующие периоды работы:
с 01.01.1991 по 14.08.1995 – работа в должности музыкального работника в детском саду № 40, музыкального руководителя в детском саду № 30 г. Бендеры Молдавской Республики.
Между тем Емельяновой И.Н. суду представлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие, что в спорный период ею осуществлялась педагогическая деятельность в учреждениях для детей, выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, компетентным органом Республики Молдова, являющейся участницей Соглашения с Российской Федерацией от 10.02.1995, подтверждена уплата работодателями страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение, в связи с чем имеются основания для частичного включения в специальный стаж периодов работы.
Согласно записям трудовой книжки № Емельянова (Молчанова, Хижняк) И.Н., архивным справкам МУ «Управление народного образования г. Бендеры» от 03.08.2018 № №, № №, № №, 23.08.1989 на основании приказа № № от 23.08.1989 назначена музыкальным работником детского ясли-сада №40 на 1 ставку, с 19.10.1991 по 28.10.1991 на основании приказа № № от 21.10.1991 предоставлен отпуск за свой счет, с 26.07.1992 на основании приказа № № от 26.07.1992 предоставлен отпуск за свой счет, приказ о выходе на работу в сентябре 1992 года не издан; 17.01.1995 на основании приказа № № от 16.01.1995 переведена музыкальным работником в детский сад № 30; 19.01.1995 на основании приказа № № от 19.01.1995 переведена на должность музыкального руководителя на 1,5 ставки в детский сад № 30; 14.08.1995 на основании приказа № № от 04.08.1995 уволена с занимаемой должности по собственному желанию в связи с выездом. С 01.09.1989 по 31.12.1989, с 01.09.1990 по 17.01.1995 выработала норму рабочего времени, установленную на ставку заработной платы. С 17.01.1995 по 14.08.1995 выработала норму рабочего времени, установленную на 1,5 ставки заработной платы.
Ответами Территориальной кассы социального страхования Национальной кассы социального страхования Республики Молдова № № от 12.11.2021, № № от 02.06.2022 подтверждается, что за работника Емельянову И.Н. работодатель Ясли-сад № 40 г. Бендеры производил перечисление социальных взносов за период с 01.01.1992 по 17.01.1995, детский сад № 30 г. Бендеры производил перечисление социальных взносов за период с 19.01.1995 по 14.08.1995; подтвердить уплату обязательных взносов социального страхования за 1991 г. не представляется возможным, в связи с тем, что в 1991 году произошли известные события (разъединение СССР и отделение Преднестровья от Молдовы).
При этом архивной справкой МУ «Управление народного образования г. Бендеры» от 03.08.2018 № № подтверждается, на основании лицевых счетов в период с 01.01.1991 по 14.08.1995 из заработной платы Молчановой (в настоящее время – Емельяновой) И.Н. производились отчисления обязательных страховых взносов в государственный Пенсионный фонд.
Отсутствие сведений об уплате работодателем страховых взносов за 1991 год не может являться достаточным основанием для отказа во включении спорного периода в страховой стаж.
Суд отмечает, что ответчик засчитал предыдущий стаж истца при схожих обстоятельствах (с 23.08.1989 по 31.12.1990) у того же работодателя, при этом засчитан период работы Емельяновой И.Н. в ясли-саду № 40 г.Бендеры именно в должности музыкального работника.
Согласно сведениям трудовой книжки и архивных справок в период с 01.01.1992 по 16.01.1995 должность истца и условия его работы не изменялись.
Гражданин не может и не должен нести ответственность и неблагоприятные последствия за недобросовестные действия своего работодателя в сфере уплаты установленных платежей в пенсионный и иные фонды, как не может нести ответственности за несоблюдение работодателем правил подачи информации и отчетности в государственные органы.
При этом суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что в спорный период работы Емельяновой И.Н. в ясли-саду № 40 г.Бендеры отпуск истца без сохранения заработной платы следует считать с 26.07.1992 по 15.09.1992, поскольку в сентябре 1992 года приказ о выходе на работу не издан.
Пунктом 65 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, установлено, что в случае, если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года; если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.
Таким образом, суд признает подлежащими включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы истца с 01.01.1991 по 18.10.1991, с 29.10.1991 по 25.07.1992, с 16.09.1992 по 16.01.1995 в должности музыкального работника (руководителя) детского сада № 40 г. Бендеры Молдавской Республики.
Доводы представителя ответчика о том, что представленная истцом в материалы дела справка Муниципального учреждения «Управление народного образования г.Бендеры» от 07.08.2018 № № о фактическом заработке за период с августа 1989 года по август 1995 года является недостоверным доказательством ввиду противоречивости справке от 20.10.2021 № №, суд отклоняет, поскольку о подложности доказательства не заявлено, как и ходатайств о назначении судебной экспертизы.
Справка от 07.08.2018 № № представлена в оригинале, содержит угловой штамп и печать Управления народного образования г. Бендеры, подписи руководителя и главного бухгалтера. Документ составлен на основании сведений лицевых счетов.
Кроме того, ответом Территориальной кассы социального страхования Национальной кассы социального страхования Республики Молдова № № от 12.11.2021 подтверждается, что детский сад № 30 г. Бендеры производил перечисление социальных взносов за период с 19.01.1995 по 14.08.1995.
Акт № 4 Территориальной проверки факта работы (заработной платы) Емельяновой (Молчановой, Хижняк) И.Н. не содержит сведений о призвании Справки от 07.08.2018 №№ недействительной.
Оценивая в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу о том, что период работы Емельяновой И.Н. с 19.01.1995 по 14.08.1995 в должности музыкального руководителя детского сада № 30 г.Бендеры Молдавской Республики также подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
При разрешении требований истца о включении в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках, суд учитывает следующее.
Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений прав работника в результате исполнения приказов работодателя o направлении в командировки, на курсы повышения квалификации и учебу, в том числе при решении вопроса o зачете этого времени в специальный стаж.
В учебные отпуска истец направлялась на основании приказов работодателя с отрывом от производства и с сохранением заработной платы: приказ № № от 13.01.2009, приказ № № от 09.10.2009, приказ № № от 01.03.2010, приказ № № от 02.11.2010, приказ №№ от 23.03.2011, приказ № № от 13.09.2011, приказ № № от 03.02.2012, приказ № № от 11.05.2012.
Часть 4 статьи 196 ТК РФ обязывает работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Также в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии co статьей 27 Федерального закона «O трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Среди периодов, которые не включаются в стаж работы указанных Правил, периоды нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации не поименованы.
Вместе c тем, в соответствии co статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Ранее эта же норма отражалась в статье 10 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001.
Следовательно, периоды нахождения Емельяновой И.Н. в учебных отпусках являются периодами работы c сохранением среднего заработка, c которого работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и подлежат зачету в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости в связи c педагогической деятельностью.
Согласно пункту 1.1. статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Срок для установления досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности истца в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» ответчику надлежит исчислять с 07.07.2020, что не противоречит нормам приведенного Закона.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Из положений статьи 22 названного Федерального закона следует, что назначение страховой пенсии по старости обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12. 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Заблаговременная работа с документами днем обращения за назначением пенсии не является.
Из изложенного следует, что право на страховую пенсию, в том числе досрочную страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение. При этом пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.
Поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что Емельянова И.Н. обращалась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» до 29.03.2022, уведомление о заблаговременной работе по оценке пенсионных прав к таким доказательствам не относится, досрочная страховая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью подлежит назначению с даты обращения – с 29.03.2022.
Разрешая исковые требования об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации в Белгородской области в г. Белгороде в период с июня 2000 года по июль 2022 года, суд приходит к следующим выводам.
В силу п.1 ч.1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (п.10 ч.2 ст.264 ГПК РФ).
Судебный порядок установления фактов, имеющих юридическое значение, в том числе и факта, являющегося предметом рассмотрения по настоящему делу, предусмотрен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, согласно части 1 статьи 264, 265 которого суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов.
Установление испрашиваемого юридического факта необходимо Емельяновой И.Н. для реализации пенсионных прав.
Трудовая деятельность Емельяновой И.Н. на территории Российской Федерации в Белгородской области в г. Белгороде началась 01.11.2001, когда на основании приказа №№ п. 1 от 01.11.2001 она принята на должность музыкального руководителя МДОУ детский сад № 70 Центр развития ребенка «Светлячок, откуда уволена 02.06.2003. В период с 02.10.2003 по 21.08.2013 работала в МОУ лицей № 10 г. Белгорода, с 27.08.2013 по 05.11.2013 – в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода». В настоящее время работает в должности учителя музыки в МБОУ «Лицей № 10 г.Белгорода».
Выписками из Единого государственного реестра юридический лиц подтверждается, что все образовательные учреждения находятся на территории Российской Федерации в г.Белгороде Белгородской области.
Согласно представленным УВМ УМВД России по Белгородской области сведениям Емельянова И.Н. в период с 04.07.2013 по 25.08.2022 значилась зарегистрированной по месту пребывания в г. Белгороде.
Оценив все представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд признает их относимыми, допустимыми, достоверными, а в совокупности достаточными для установления юридического факта постоянного проживания Емельяновой Ирины Николаевны на территории Российской Федерации в Белгородской области в г. Белгороде в период с 01.11.2001 по 01.07.2022.
По правилам ст.98 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения пенсионных прав Емельяновой И.Н
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Емельяновой Ирины Николаевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области о признании права на получение досрочной страховой пенсии по старости, установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации – удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания Емельяновой Ирины Николаевны на территории Российской Федерации в Белгородской области в г. Белгороде в период с 01.11.2001 по 01.07.2022.
Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда России по Белгородской области (ИНН 3123004716, ОГРН 1023101648228) обязанность включить в специальный педагогический стаж Емельяновой Ирины Николаевны, <данные изъяты>, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды работы:
с 01.01.1991 по 18.10.1991, с 29.10.1991 по 25.07.1992, с 16.09.1992 по 16.01.1995 в должности музыкального работника детского сада № 40 г.Бендеры Молдавской Республики, с 19.01.1995 по 14.08.1995 – в должности музыкального руководителя детского сада № 30 г. Бендеры Молдавской Республики и периоды нахождения в учебных отпусках с 12.01.2009 по 31.01.2009, с 12.10.2009 по 07.11.2009, с 09.03.2010 по 31.03.2010, с 08.11.2010 по 04.12.2010, с 04.04.2011 по 26.04.2011, с 03.10.2011 по 29.10.2011, с 06.02.2012 по 28.02.2012, с 14.05.2012 по 31.05.2012.
Исчислять срок для установления досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 07.07.2020.
Назначить Емельяновой Ирине Николаевне досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 29.03.2022.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Белгородской области в пользу Емельяновой Ирины Николаевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Белгорода.
Судья Л.В. Скоморохова
Мотивированное решение суда изготовлено 09.09.2022