Дело №2-540/2020 25 июня 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,
при секретаре Драчковой Д.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению по иску государственной жилищной инспекции Архангельской области к Попову Э.А. об обязании предоставить доступ в жилое помещение,
установил:
государственная жилищная инспекция Архангельской области (далее – ГЖИ, Инспекция) обратилась в суд с иском к Попову Э.А. об обязании предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> с целью проверки на предмет выявления нарушений требований содержания и перепланировки жилого помещения, установленных законодательством Российской Федерации. В обоснование требований указала, что в ГЖИ поступило заявление гражданина о нарушении собственником 1/2 доли квартиры <адрес> норм жилищного законодательства при использовании жилого помещения. В своем обращении заявитель указывает на проведение незаконной перепланировки в вышеуказанной квартире, а именно перенос кухни со всеми коммуникациями (газовое оборудование, водопровод, канализация) в помещение жилой комнаты и обустройство в помещении бывшей кухни жилой комнаты. Вышеуказанная квартира представляет собой однокомнатную квартиру, ответчик является собственником 1/2 доли в квартире и проживает в ней со своей семьей. Согласно ответу администрации МО «Уемское» собственники вышеуказанной квартиры по вопросу согласования перепланировки и переустройства в администрацию не обращались. Для проведения факта самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения, а также правил пользования жилым помещением ГЖИ дважды (10 и 20 февраля 2020 года) заказными письмами в адрес собственника направляли уведомления с требованием обеспечить доступ должностным лицам ГЖИ для производства обследования жилого помещения. Заказные письма ответчиком получены не были, доступ в квартиру Поповым Э.А. в назначенные дни обеспечен не был, о чем составлены соответствующие акты. До настоящего времени ответчик не согласовал с Инспекцией дату и время проведения обследования жилого помещения, что препятствует установленной обязанности Инспекции по проведению обследования жилого помещения и реализации возложенных на нее функций.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, привлечен Попов А.Э.
Стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии со ст. 25, 26 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ, пунктами 2, 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493, Государственная жилищная инспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции региональный государственный жилищный надзор (контроль) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от форм собственности, его инженерного оборудования, техническим состоянием жилищного фонда общего имущества собственников в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, соблюдением правил пользования жилыми помещениями, а также использованием их по назначению.
На основании п. 11 Постановления Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
Судом установлено, что Попов Э.А. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, зарегистрирован по тому же адресу.
Сособственником указанной квартиры является третье лицо Попов А.Э., который обратился в ГЖИ с заявлением о проведении проверки по факту проведения Поповым Э.А. незаконной перепланировки жилого помещения.
В связи с обращением Попова А.Э. и с целью проверки фактов, изложенных в указанном обращении, 10 февраля 2020 года было принято распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Попова Э.А. по адресу: <адрес>, в течение 18 рабочих дней с 17 февраля 2020 года по 13 марта 2020 года, а именно визуального осмотра вышеназванной квартиры, рассмотрение документов.
О проведении проверки с просьбой предоставить документы и обеспечить доступ в квартиру ответчику дважды посредством почтовой связи направлялись уведомления по месту жительства. Однако почтовая корреспонденция не была вручена ответчику, в связи с его неявкой за получением и истечением срока хранения почтовой корреспонденции.
В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, Попов Э.А. считается надлежащим образом уведомленным о необходимости обеспечить доступ в жилое помещение.
В соответствии с актами проверки от 20 февраля 2020 года и от 11 марта 2020 года доступ в квартиру обеспечен не был.
Обоснованных причин отказа в обеспечении доступа в помещения квартиры ответчиком не представлено, тем самым Попов Э.А. препятствует законному праву Инспекции на проведение обследования жилого помещения, предусмотренному ст. ст. 2, 13, 20 ЖК РФ, а также п. 3 Положения о Государственном жилищном надзоре (утверждено постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493).
При этом до настоящего времени доступ в спорное помещение не обеспечен, проверка не проведена, что нарушает права сособственника квартиры Попова А.Э. и других жильцов многоквартирного дома. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, учитывая указанные выше нормы права, суд приходит к выводу о наличии полномочий истца на проведение контроля и обязанность собственника квартиры обеспечить доступ представителя контрольных органов в квартиру в заранее согласованное время.
При указанных обстоятельствах исковые требования государственной жилищной инспекции Архангельской области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования государственной жилищной инспекции Архангельской области к Попову Э.А. об обязании предоставить доступ в жилое помещение удовлетворить.
Обязать Попова Э.А. обеспечить должностным лицам государственной жилищной инспекции Архангельской области доступ для обследования квартиры <адрес> с целью проверки на предмет выявления нарушений требований содержания и перепланировки жилого помещения, установленных законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Шитикова