Решение по делу № 8а-2876/2021 [88а-4270/2021] от 04.02.2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-4270/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Санкт-Петербург 24 марта 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Городкова А.В.,

судей Кулешовой Е.А., Жидковой О.В.,

с участием прокурора Капсамун И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Вахрушева Ю.В. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 июля 2020 года (№ 3а-168/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года (№ 66а-975/2020) по административному исковому заявлению Вахрушева Ю.В. о признании не действующим в части подпункт 7-1 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».

Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., возражения против кассационной жалобы представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Лыжовой Н.А., представителя Губернатора Санкт-Петербурга Воробьева А.В., заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

23 сентября 2009 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 420-79, Закон), который опубликован в изданиях «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 от 24 сентября 2009 года, «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» № 22 от 5 октября 2009 года, «Вестник Администрации Санкт-Петербурга» № 11 от 27 ноября 2009 года.

Исходя из преамбулы Закона, он устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербурге, его правовые, территориальные, организационные и экономические основы.

Статьей 10 Закона определены вопросы местного значения муниципальных образований.

Законом Санкт-Петербурга от 26 марта 2014 года № 151-30 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 151-30) добавлен подпункт 7-1 пункта 2 статьи 10 из которого следует, что к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов Коломна, Сенной округ, Адмиралтейский округ, Семеновский, Измайловское, Екатерингофский, № 7, Васильевский, Гавань, Морской, Остров Декабристов, Сампсониевское, Светлановское, Сосновское, № 15, Сергиевское, Шувалово-Озерки, Гражданка, Академическое, Финляндский округ, № 21, Пискаревка, Северный, Прометей, Княжево, Ульянка, Дачное, Автово, Нарвский округ, Красненькая речка, Морские ворота, Полюстрово, Большая Охта, Малая Охта, Пороховые, Ржевка, Юго-Запад, Южно-Приморский, Сосновая Поляна, Урицк, Константиновское, Горелово, Московская застава, Гагаринское, Новоизмайловское, Пулковский меридиан, Звездное, Невская застава, Ивановский, Обуховский, Рыбацкое, Народный, № 54, Невский округ, Оккервиль, Правобережный, Введенский, Кронверкское, Посадский, Аптекарский остров, округ Петровский, Чкаловское, Лахта-Ольгино, № 65, Ланское, Комендантский аэродром, Озеро Долгое, Юнтолово, Коломяги, Волковское, № 72, Купчино, Георгиевский, № 75, Балканский, Дворцовый округ, № 78, Литейный округ, Смольнинское, Лиговка-Ямская, Владимирский округ; городов Красное Село, Зеленогорск, Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петергоф, Пушкин, Сестрорецк; поселков Александровская, Белоостров, Комарово, Левашово, Лисий Нос, Металлострой, Молодежное, Парголово, Петро-Славянка, Песочный, Понтонный, Репино, Саперный, Серово, Смолячково, Солнечное, Стрельна, Тярлево, Усть-Ижора, Ушково, Шушары на основании территориальных и экономических особенностей муниципальных образований относится также и участие в работе призывной комиссии на территории муниципального образования и комиссии по постановке граждан на воинский учет на территории муниципального образования.

Закон № 151-30 опубликован 28 марта 2014 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru и 7 апреля 2014 года в издании «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» № 12.

Вахрушев Ю.В. обратился в суд с административными исковыми требованиями, которыми просил признать недействующим подпункт 7-1 пункта 2 статьи 10 Закона № 420-79 в части наделения муниципального образования муниципальный округ Светлановское полномочиями по участию в работе призывной комиссии на территории муниципального образования и комиссии по постановке граждан на воинский учет на территории муниципального образования.

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемый подпункт нарушает его право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, а также противоречит федеральному законодательству.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 17 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года, в удовлетворении заявленных Вахрушевым Ю.В. требований отказано.

В кассационной жалобе на решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 27 января 2021 года, Вахрушев Ю.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права и настаивая на доводах административного искового заявления.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (статья 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132); местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Положениями части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ)

Согласно статье 4 указанного Федерального закона правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Положениями статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

В статье 2 указанного закона дано понятие вопросов местного значения – как вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статьями 14-16 Федерального закона № 131-ФЗ определены вопросы местного значения городского поселения, муниципального района, муниципального и городского округа.

При этом, как следует из положений части 3 статьи 79 названного Федерального закона, перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В силу части 6 указанной нормы исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции, в том числе органы местного самоуправления и их должностные лица.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно статье 27 этого же федерального закона председателем призывной комиссии является должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), или его заместитель.

В силу статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

В статье 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закреплены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, в силу которой при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из указанных в названной норме решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Статьей 9 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с частью 5 статьи 9 указанного Федерального закона в состав комиссии по постановке граждан на воинский учет входит представитель местной администрации.

Согласно части 6 статьи 9 этого же Федерального закона комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

Таким образом, Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органам местного самоуправления приданы самостоятельные полномочия по решению вопросов, связанных с участием в работе призывной комиссии и комиссии по постановке граждан на воинский учет на территории муниципального образования, которые, исходя из специфики правового регулирования указанного Федерального закона, связаны также с обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований.

Следовательно, определение этих вопросов как вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований города федерального значения оспариваемым Законом Санкт-Петербурга с учетом положений части 3 статьи 79 Федерального закона № 131-ФЗ не является произвольным, а корреспондируется с установленными федеральным законодательством положениями, не противоречит положениям статей 10, 14, 18 Федерального закона № 131-ФЗ, учитывая, что правовую основу органов местного самоуправления формируют и иные федеральные законы в силу статьи 4 этого же Федерального закона.

Доводы Вахрушева Ю.В. о том, что указанные полномочия органов местного самоуправления являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, правильно отклонены судами с учетом того, что федеральным законодателем такой вопрос в порядке, установленным частью 6 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ, не разрешен, и, как указано выше, работа призывной комиссии и комиссии по постановке граждан на воинский учет на территории муниципального образования связана, в том числе, с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований.

Доводы о том, что в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» вопросы призыва относятся к воинской обязанности, регулируемой законодательством об обороне, и в силу подпункта «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации относятся к предмету ведения Российской Федерации, не свидетельствуют о принятии оспариваемого акта за пределами полномочий субъекта Российской Федерации, поскольку в свете вышеуказанных норм Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» оспариваемое регулирование должно рассматриваться как положение, которое корреспондируется с этими нормам федерального законодательства, не направленное на самостоятельное правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы.

Судом установлено, что проект оспариваемого Закона Санкт-Петербурга был внесен постоянной комиссией по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 8 сентября 2009 года, 9 сентября 2009 года проект Закона Санкт-Петербурга принят Законодательным Собранием в первом чтении; 14 сентября 2009 года к проекту Закона Санкт-Петербурга были внесены поправки, которые были рассмотрены на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 16 сентября 2009 года, на котором проект Закона Санкт-Петербурга с учетом поправок был принят во втором чтении; при отсутствии иных поправок проект Закона Санкт-Петербурга принят в третьем чтении 23 сентября 2009 года большинством голосов депутатов и в этот же день подписан Губернатором Санкт-Петербурга; полный текст Закона Санкт-Петербурга опубликован 24 сентября 2009 года в печатном средстве массовой информации газете «Санкт-Петербургские ведомости», являющейся источником официального опубликования законов Санкт-Петербурга в соответствии с действующими на этот момент статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 27 сентября 1995 года № 101-14 «О гарантиях конституционных прав граждан на информацию о решениях органов власти Санкт-Петербурга» и пунктом 1.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года № 173 «О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также материалов иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, подлежащих официальному опубликованию в соответствии с действующим законодательством».

16 октября 2013 года в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга был внесен проект, предусматривающий изложение подпункта 7 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга в новой редакции, указанный проект был принят в первом чтении 20 ноября 2013 года, во втором чтении с учетом внесенных поправок принят 4 декабря 2013 года, 11 декабря 2013 года принят в третьем чтении, 20 января 2014 года принятый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга акт был возвращен Губернатором Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Устава Санкт-Петербурга без подписания с предложением о внесении изменений, предусматривающих дополнение пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга подпунктом 7-1 «участие в работе призывной комиссии на территории муниципального образования и комиссии по постановке граждан на воинский учет на территории муниципального образования».

19 марта 2014 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят в целом возвращенный без подписания Губернатором Санкт-Петербурга проект закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», который был подписан Губернатором Санкт-Петербурга 26 марта 2014 года и официально опубликован 28 марта 2014 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru в соответствии с требованиями статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга», вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

Такая процедура принятия Закона Санкт-Петербурга и поправок к нему согласуется с положениями статей 31-34 Устава Санкт-Петербурга и порядком организации и внесения поправок в принимаемые Законодательным Собранием Санкт-Петербурга нормативные правовые акты, установленном в Регламенте заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утвержденном Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 22 декабря 1994 года № 9.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования.

Поскольку в ходе рассмотрения административного дела не было установлено противоречий оспариваемых положений нормативным правовым актам Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, административное исковое заявление обоснованно оставлено без удовлетворения.

Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.

Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вахрушева Ю.В. - без удовлетворения.

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Председательствующий

Судьи

Кассационное определение в полном

объеме изготовлено 7 апреля 2021 года.

8а-2876/2021 [88а-4270/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Вахрушев Юрий Валерьевич
Прокуратура Санкт-Петербурга
Ответчики
Губернатор Санкт-Петербурга
Законодательное собрание Санкт-Петербурга
Другие
Представителю административного истца Козелько Александру Петровичу
Козелько Александр Петрович
Местная администрация внутригородского муниципального образования муниципальный округ Светлановское
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Кулешова Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
24.03.2021Судебное заседание
24.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее