УИД 60RS0001-01-2023-007785-38
Дело № 2-4924/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 декабря 2023 г. город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Зиновьева И. Н.,
при секретаре Василенко Д. А.,
с участием:
представителя истца Конюховой Е. А.,
представителя ответчика Зубкович И. Г.,
представителей третьих лиц Сидоровой Ю. А.,
Павловой Е. В.,
Кириленко Н. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственности (ООО) «Экопром» о запрете использования здания для осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления, и обязании очистить здание с прилегающей территорией от отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с иском к ООО «Экопром» о запрете использования здания для осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления и обязании очистить здание с прилегающей территорией от отходов производства и потребления.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения филиалом ООО «Экопром» в Псковской области требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации нежилого здания (здания склада) на ул. **, по результатам которой выявлены нарушения закона.
ООО «Экопром», в соответствии с договором от 07.07.2021, арендует у ИП **. нежилое здание – склад № ** с КН **, площадью 2 299,4 кв.м, расположенное по адресу: **.
Территориальная схема (Терсхема) обращения с отходами Псковской области утверждена приказом Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 15.11.2016 № 127-ОД. Согласно приложению 15.11 действовавшей ранее редакции Терсхемы эксплуатируемый ООО «Экопром» объект, расположенный по адресу: **, был включен в Терсхему в качестве места временного накопления вторичных материальных ресурсов.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 09.12.2022 по делу № ** принято решение об удовлетворении заявленного ООО «Спецтранском» требования о признании недействующими отдельных положений Терсхемы, в том числе приложения 15.11, которым установлено место временного накопления вторичных материальных ресурсов по северной зоне по адресу: **. В рамках рассмотрения административного дела суд пришел к выводу о том, что, поскольку указанная площадка не включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Пскова, а также в Государственный реестр объектов размещения отходов, правовых оснований для включения ее в Терсхему в качестве объекта, на котором осуществляется временное накопление вторичных материальных ресурсов, не имеется. Таким образом, в настоящее время данный объект из Терсхемы исключен.
В соответствии с приложением к письму Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 21.08.2023 № ** объект, расположенный по адресу: **, не включен в Государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно данным сайтов pskov.gosuslugi.ru и ugh.pskovadmin.ru в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Пскова указанный объект также не значится.
При этом, в ходе проверок, проведенных Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой в период с 2022 г. по настоящее время, неоднократно выявлялись факты использования ООО «Экопром» здания склада по адресу: **, а также прилегающей территории – земельного участка с КН **, в целях осуществления деятельности по накоплению и размещению отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов (ТКО).
Несмотря на внесенное в августе 2022 г. прокуратурой представление в адрес директора филиала ООО «Экопром», отмеченные нарушения закона до настоящего времени не устранены. Длительное нарушение региональным оператором требований законодательства об обращении с отходами привело к загрязнению почв на прилегающем к зданию склада земельном участке.
В связи с указанным истец просил запретить ООО «Экопром» со дня вступления решения суда в законную силу использовать нежилое здание - склад № ** с КН **, для осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления, до внесения указанного объекта в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов г. Пскова или в Государственный реестр объектов размещения отходов, а также Территориальную схему обращения с отходами Псковской области. Обязать ООО «Экопром» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести очистку нежилого здания – склада № **, а также прилегающую к нему территорию – земельный участок с кадастровым номером **, от отходов производства и потребления.
В судебном заседании истец – заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора Конюхова Е. А., исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ООО «Экопром» по доверенности Зубкович И. Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поясняя, что ООО «Экопром», как коммерческая организация, владеет на праве аренды нежилым зданием, расположенным по адресу: **. В настоящее время указанное здание эксплуатируется в качестве станции перегруза отходов, транспортируемых ООО «Экопром» по договорам на вывоз отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, то есть договорам, заключаемым в рамках обычной коммерческой деятельности, не подлежащей тарифному регулированию, и не требующей соблюдения установленной схемы потоков отходов. Указанная станция предназначена для перегрузки отходов из бункеров и других видов сборочной техники в объемные контейнеры для дальнейшей транспортировки и в этом смысле полностью соответствует требованиям, предъявляемым к такой территории. Отходы, поступающие на станцию перегруза по коммерческим договорам, подлежат временному размещению. Деятельность по транспортированию отходов, не относящихся к ТКО, не регламентирована действующим законодательством и осуществляется по общим правилам гражданского оборота.
Представители третьего лица Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Павлова Е. В. и Сидорова Ю. А. в судебном заседании исковые требования поддержали. Пояснили, что при проведении исследования на складе № ** с КН ** были выявлены отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам, а также выявлено превышение загрязняющих почву веществ.
Представитель третьего лица Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области Кириленко Н. Г. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Третье лицо Возрастова О. В. извещалась о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, каких-либо заявлений не представила, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; под хранением отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под накоплением - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
На основании п.п. 6 и 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.
Исходя из п.п. 1 и 4 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, включенных в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложено на органы местного самоуправления.
Статьей 13.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов подлежит организации и осуществлению с учетом положений территориальной схемы обращения с отходами, которая разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе, данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, положениями действующего законодательства установлено, что деятельность по обращению с отходами, включая твердые коммунальные отходы, связанная с их накоплением или размещением, подлежит осуществлению в специально отведенных местах (на объектах), включенных в территориальную схему обращения с отходами субъекта Российской Федерации, а также в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами, является одним из оснований для лишения регионального оператора его статуса (подп. «г» п. 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).
Природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения филиалом ООО «Экопром» в Псковской области требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации нежилого здания (здания склада) на ул. **, по результатам которой выявлены нарушения закона.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ** ООО «Экопром» (ОГРН **) является действующим юридическим лицом, основной вид деятельности которого – сбор отходов. На территории Псковской области осуществляет деятельность филиал ООО «Экопром», зарегистрированный по адресу: **.
ООО «Экопром» предоставлена лицензия от 23.08.2016 № ** на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части сбора и транспортирования отходов I-IV классов опасности, обработки отходов IV классов опасности.
На основании соглашений, заключенных с Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ООО «Экопром» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области. Пунктом 2.1.2 соглашения от 06.06.2018 № 1 на ООО «Экопром», как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности № 1 Псковской области (северной зоне), возложена обязанность соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную Терсхемой.
ООО «Экопром», в соответствии с договором от 07.07.2021, арендует у индивидуального предпринимателя Возрастовой О. В. нежилое здание: склад № ** с КН **, площадью 2 299,4 кв.м, расположенный по адресу: **.
Территориальная схема обращения с отходами Псковской области утверждена приказом Комитета по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству от 15.11.2016 № 127-ОД.
Согласно приложению 15.11 действовавшей ранее редакции Терсхемы эксплуатируемый ООО «Экопром» объект, расположенный по адресу: **, был включен в Терсхему в качестве места временного накопления вторичных материальных ресурсов.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 09.12.2022 по делу № ** принято решение об удовлетворении заявленного ООО «Спецтранском» требования о признании недействующими отдельных положений Терсхемы, в том числе приложения 15.11, которым установлено место временного накопления вторичных материальных ресурсов по северной зоне по адресу: **.
В рамках рассмотрения административного дела суд пришел к выводу о том, что, поскольку указанная площадка не включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Пскова, а также в Государственный реестр объектов размещения отходов, правовых оснований для включения ее в Терсхему в качестве объекта, на котором осуществляется временное накопление вторичных материальных ресурсов, не имеется.
Таким образом, в настоящее время данный объект из Терсхемы исключен.
В соответствии с приложением к письму Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 21.08.2023 № ** объект, расположенный по адресу: **, не включен в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно данным открытых источников: pskov.gosuslugi.ru и ugh.pskovadmin.ru, в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Пскова указанный объект также не значится.
В ходе проверок, проведенных Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой в период с 2022 г. по настоящее время, неоднократно выявлялись факты использования ООО «Экопром» здания склада по адресу: **, а также прилегающей территории – земельного участка с КН **, в целях осуществления деятельности по накоплению и размещению отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов.
В 2022 г. прокуратурой установлен факт нарушения ООО «Экопром» потоков отходов, предусмотренных Терсхемой, что выражалось в эксплуатации склада на ул. ** в целях накопления твердых коммунальных отходов, а не вторичных материальных ресурсов.
По результатам рассмотрения вынесенного прокуратурой постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении постановлением Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 12.09.2022 № ** ООО «Экопром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
12.08.2022 в адрес директора филиала ООО «Экопром» в Псковской области прокуратурой внесено представление, которое рассмотрено, однако мер к исправлению сложившейся ситуации до настоящего времени региональным оператором не принято.
Проверкой, проведенной природоохранной прокуратурой с выездом на место 03.05.2023, установлено, что здание склада на ул. ** было заполнено отходами: полиэтиленовыми упаковками от продуктов питания, пакетами, пластиковыми бутылками, картоном, мебелью. При этом, исходя из позиции ООО «Экопром», отраженной в письме от 27.04.2023, указанное здание эксплуатировалось в качестве станции перегруза отходов, транспортируемых региональным оператором по договорам на вывоз отходов, не относящихся к твердым коммунальным. Данная станция предназначена для перегрузки отходов из бункеров и других видов сборочной техники в объемные контейнеры для дальнейшей транспортировки.
В связи с тем, что для определения морфологического состава и класса опасности отходов требовалось проведение исследований с привлечением экспертной организации, 13.07.2023 Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора организовано выездное обследование территории, прилегающей к зданию склада, с участием специалистов Филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Псковской области».
Наряду с проведением Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора выездного обследования 13.07.2023 природоохранной прокуратурой осуществлена проверка исполнения ООО «Техноресурс» решения Псковского городского суда от 01.12.2022 по делу № ** об обязании осуществить очистку земельного участка с КН **, от отходов производства, разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка, произвести рекультивацию нарушенных земель.
Как установлено, земельный участок с КН ** непосредственно примыкает к земельному участку с КН **, в границах которого располагается арендуемое ООО «Экопром» нежилое помещение (склад № **). На момент проверки на территории указанных земельных участков, а также иных участков, расположенных в районе дома ** на ул. **, размещались большие металлические контейнеры оранжевого цвета с коммерческим логотипом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Псковской области - «МЕХУБОРКА». Помещение склада было переполнено отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами. Вследствие ветхости и негерметичности стен здания отходы размещались за его пределами на земельном участке с КН ** на почве.
В ходе проверки работники ООО «Профит», осуществляющего про-изводственную деятельность на земельном участке с КН **, пояснили, что вблизи данного участка расположен большой ангар с отходами. В течение каждого дня регулярно к указанному ангару подъезжают мусоровозы оранжевого цвета с надписью «МЕХУБОРКА» и происходит разгрузка перевозимого ими мусора. Когда в ангаре не хватает места, отходы размещаются прямо на почве за пределами помещения ангара.
Согласно письму Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 02.08.2023 № **, по результатам проведенного 13.07.2023 совместно со специалистами Центра лабораторного анализа и технических измерений по Псковской области обследования произведен отбор проб почв и отходов, размещенных на почвах вблизи здания склада ООО «Экопром» на земельном участке с КН **. По результатам проведенного отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в почве установлено наличие таких загрязняющих веществ как цинк, медь, свинец, никель, нефтепродукты. На месте несанкционированного складирования отходов, помимо прочих, обнаружены отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), которые отнесены к IV классу опасности.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № **, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) отнесены к коммунальным отходам.
Таким образом, вопреки требованиям ст.ст. 12, 13.3, 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ООО «Экопром» осуществляет деятельность по накоплению и (или) размещению отходов производства и потребления, включая твердые коммунальные отходы, с использованием нежилого здания: склада № **, которое не включено в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или в Государственный реестр объектов размещения отходов, а также Терсхему.
Помимо результатов прокурорских проверок и выездного обследования Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора сведения о неправомерной деятельности ООО «Экопром» отражены в решении Арбитражного суда Псковской области от 11.05.2023 по делу № **, которым удовлетворены исковые требования ООО «Спецтранском» о взыскании с ООО «Экопром» убытков на общую сумму более 1,4 млн. руб.
Как указано в решении, в рамках рассмотрения дела установлен факт противоправного поведения ООО «Экопром» по уклонению от доставки крупногабаритных отходов на мусоросортировочный комплекс ООО «Спецтранском» в д. ** и их укрытию в непредназначенном для этого месте по адресу: **.
Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено нарушение ответчиком законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации нежилого здания (склада) с прилегающей территорией на ул. **, что является недопустимым, нарушающим конституционные права неопределенного круга лиц, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о том, что склад по адресу: **, эксплуатируется в качестве станции перегруза отходов, транспортируемых ООО «Экопром» по договорам на вывоз отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, судом не принимаются, так как опровергаются доказательствами, представленными стороной истца, в том числе фотоматериалами, согласно которым обнаруженные на складе в ходе проверки отходя являются именно твердыми коммунальными отходами (т. 1 л. д. 166-168), при этом на складе отсутствует специальное оборудование, характерное как для механических, так и для автоматических мусороперегрузочных станций, в том числе пресс для загрузки мусора и сменные контейнеры
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом позиции сторон суд полагает разумным установить срок ООО «Экопром» для очистки территории в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора к ООО «Экопром» о запрете использования здания для осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления, и обязании очистить здание с прилегающей территорией от отходов производства и потребления удовлетворить.
Запретить ООО «Экопром» (ОГРН **) со дня вступления решения суда в законную силу использовать нежилое здание – склад № ** с КН ** для осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления до внесения указанного объекта в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов г. Пскова или в Государственный реестр объектов размещения отходов, а также Территориальную схему обращения с отходами Псковской области.
Обязать ООО «Экопром» (ОГРН **) в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу произвести очистку нежилого здания – склада № ** с КН **, а также прилегающей к нему территории – земельного участка с КН **, от отходов производства и потребления.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Псковского областного суда через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий И. Н. Зиновьев
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2024 г.