Дело № 2-122/2021
Строка 2.209
УИД 75RS0009-01-2021-000173-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Газимурский Завод 1 июня 2021 года
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Цыбеновой Д.Б.,
при секретаре Алексеевой О.В.,
с участием процессуального истца – прокурора Газимуро-Заводского района Хамируева Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское» об обязании установить информационную тактильную мнемосхему,
установил:
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование указав на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов на территории сельского поселения «Газимуро-Заводское» муниципального района «Газимуро-Заводский район». В ходе проверки установлено, что в здании администрации отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. С учетом изложенных обстоятельств, со ссылкой на ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (СП 59.13330.2016), утвержденные приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр, истец просит обязать ответчика в срок до 31.08.2021 года установить в здании администрации поселения с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей.
В судебном заседании процессуальный истец – прокурор района Хамируев Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское» - глава сельского поселения Семёнова О.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования прокурора района признала в полном объеме, о чем представлено письменное заявление, ей разъяснены последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд на месте вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав процессуального истца, изучив письменные доказательства по материалам дела, суд приходит к следующему.
Статьёй 17 Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по реабилитации инвалидов.
Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1)досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2)безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии с «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр (далее по тексту - Правила) при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Судом установлено, что прокуратурой Газимуро-Заводского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов на территории Газимуро-Заводского района Забайкальского края.
В настоящее время в здании администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское» информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей, не установлена.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что здание администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское» является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых помещения учреждений должны быть приспособлены для доступа инвалидов.
При этом, суд исходит из того, что несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 17, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела представитель ответчика администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское» Семёнова О.Г., реализуя свое процессуальное распорядительное право, признала иск в форме отдельного заявления приобщенного к материалам дела. Правовые последствия признания иска представителю ответчика ясны и понятны.
Признание иска является процессуальным правом ответчика, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Рассмотрев заявление ответчика о признании исковых требований, выслушав мнение процессуального истца, считавшего возможным принять признание ответчиком иска, суд считает необходимым его принять, так как данное заявление сделано добровольно, с осознанием его последствий.
С учетом вышеизложенного, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом исходя из положений ст. 206 ГПК РФ, а также необходимости временных и финансовых затрат, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 31 августа 2021 года.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Как усматривается из иска, требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц – маломобильных групп населения Газимуро-Заводского района Забайкальского края, в связи с чем, размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен составлять 300 рублей, в соответствии с пп. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение удовлетворенных неимущественных исковых требований в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 39, 173 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Газимуро-Заводское» установить в здании администрации поселения с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей в срок до 31 августа 2021 года.
Взыскать с администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Газимуро-Заводский районный суд.
Судья Цыбенова Д.Б.
Решение изготовлено в окончательной форме 1 июня 2021 года.